Тема (модуль) 1. Что такое философия?
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Этому содействует целый комплекс гуманитарных и общественных дисциплин. Важное место среди них занимает философия, социология и политология. Как современный человек не может нормально жить, не имея элементарных представлений о своей анатомии, физиологии и психологии, так не может он рассчитывать и на успешность своих действии без определённых знаний о правовых или нравственных нормах о социальной среде, в которой живёт, без знания тех скрытых сил, которые определяют действия и поступки людей в различных общественных ситуациях.
Изучение социально-гуманитарных дисциплин ориентировано на освоение учащимися богатств мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, призвано составить общее представление о социологии и политологии как особых науках, т.е. определить её предмет, основные задачи и функции, её соотношение с философией и другими науками, выявить основные элементы, из которых складывается система социологического и политологического знания, установить основные этапы развития и т.д.
Предмет изучается в объёме 70 часов. Основными видами занятий по изучению программного материала являются комбинированные занятия. 52 часа отводится для самостоятельной работы учащихся - заочников. Предусмотрена одна домашняя контрольная работа и одна обязательная контрольная работа
В результате изучения дисциплины учащиеся должны
знать:
· основные понятия социально-гуманитарных дисциплин;
· анализировать и интерпретировать различные темы философствования;
· ведущие идеи философской и социально-политической картины общества;
· анализировать категориальный аппарат социологии
· основные направления государственной политики Республики Беларусь.
уметь:
· характеризовать роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека;
· ориентироваться в конкретных социополитических ситуациях современной Беларуси;
· применять философские, социологические и политологические знания при оценке мировоззренческих, социокультурных и профессиональных ситуаций;
· осуществлять основные гражданские обязанности
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема | Количество учебных часов | ||
Всего по дисциплине | Комбиниро-ванные занятия | Лабораторные, практические занятия | |
Введение | |||
Раздел 1. Философия о человеке, обществе, мире. | |||
Тема 1. Что такое философия | |||
Тема 2. Философия бытия | 4 (2*) | ||
Тема 3. Философия познания | 6* | ||
Тема 4. Философия человека | 6 (4*) | ||
Тема 5. Философия общества | 7* | ||
Раздел 2. Социология о человеке и обществе. | |||
Тема 6. Личность и общество. | 8 (6*) | ||
Тема 7. Общество как система | 12 (10*) | ||
Раздел 3. Что надо знать о политике. | |||
Тема 8. Политика и власть | 10 (6*) | ||
Тема 9. Личность и государство | 11 (9*) | ||
Заключение. | 2* | ||
Итого | 70 (52*) |
* темы для самостоятельного изучения
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Приступая к изучению данной дисциплины, систематизируйте свои знания, полученные в курсах «Истории» и «Человек. Общество. Государство», о роли и месте человека в современном мире; о человеке, обществе, мире как объектах социально-гуманитарных наук, а так же о мире, как системе взаимосвязей между человеком, обществом и природой.
Обратите внимание на структуру курса, его базовые проблемы и взаимосвязь курса с другими социально-гуманитарными дисциплинами.
Необходимо уяснить что:
- философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и познания;
-социология – наука, изучающая общество в целом: социально-типическую картину общества; людей как представителей больших социальных групп; «внутренний мир» общества.
-политологи – наука о политике, искусстве жить вместе, искусстве сосуществования.
Литература
[7а]
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность и специфику социально-гуманитарного знания.
2. Определите значимость социально-гуманитарного знания и его связь с другими учебными дисциплинами.
Раздел (блок) 1. ФИЛОСОФИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ
Тема (модуль) 1. Что такое философия?
Даннаятема является первой в разделе, посвящённом изучению основ философии, и призвана помочь систематизировать знания о мире и человеке на основании представлений, полученных в курсах «Человек. Общество. Государство», «Всемирная история», «История Беларуси».
При изучении данной темы следует обратить внимание на проблемы начала философии, рассмотреть основные концепции генезиса философии, соотношение философии с мировоззрением, мифологией, религией, наукой, искусством. Ознакомиться с такими понятиями как «миф», «философия», «мировоззрение», «исторические типы мировоззрения».
Важно обратить внимание на:
основные разделы философии: онтологию, гносеологию, аксиологию, философскую антропологию, социальную философию;
Функции философии: мировоззренческую, аксиологическую, социальную, антропологическую, гносеологическую, методологическую;
Основные философские проблемы: проблема мира (объекта); проблема человека (субъекта); проблема отношения человека к миру;
Основные категории философии:
бытие и небытие, материя и сознание, пространство и время, движение, развитие, природа, общество, человек.
Литература
[4а; 5; 8; 7а; 22;]
Вопросы для самоконтроля
1. Выскажите общее суждение об особенностях философии.
2. Раскройте сущность главных философских проблем.
3. Сформируйте функции философии, раскрывая их содержание.
4. Объясните значение философии в жизни общества.
5. Назовите исторические типы мировоззрения.