Тема (модуль) 1. Что такое философия?

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Этому содействует целый комплекс гуманитарных и общественных дисциплин. Важное место среди них занимает философия, социология и политология. Как современный человек не может нормально жить, не имея элементарных представлений о своей анатомии, физиологии и психологии, так не может он рассчитывать и на успешность своих действии без определённых знаний о правовых или нравственных нормах о социальной среде, в которой живёт, без знания тех скрытых сил, которые определяют действия и поступки людей в различных общественных ситуациях.

Изучение социально-гуманитарных дисциплин ориентировано на освоение учащимися богатств мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, призвано составить общее представление о социологии и политологии как особых науках, т.е. определить её предмет, основные задачи и функции, её соотношение с философией и другими науками, выявить основные элементы, из которых складывается система социологического и политологического знания, установить основные этапы развития и т.д.

Предмет изучается в объёме 70 часов. Основными видами занятий по изучению программного материала являются комбинированные занятия. 52 часа отводится для самостоятельной работы учащихся - заочников. Предусмотрена одна домашняя контрольная работа и одна обязательная контрольная работа

В результате изучения дисциплины учащиеся должны

знать:

· основные понятия социально-гуманитарных дисциплин;

· анализировать и интерпретировать различные темы философствования;

· ведущие идеи философской и социально-политической картины общества;

· анализировать категориальный аппарат социологии

· основные направления государственной политики Республики Беларусь.

уметь:

· характеризовать роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека;

· ориентироваться в конкретных социополитических ситуациях современной Беларуси;

· применять философские, социологические и политологические знания при оценке мировоззренческих, социокультурных и профессиональных ситуаций;

· осуществлять основные гражданские обязанности

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема Количество учебных часов
Всего по дисциплине Комбиниро-ванные занятия Лабораторные, практические занятия
Введение  
Раздел 1. Философия о человеке, обществе, мире.  
Тема 1. Что такое философия  
Тема 2. Философия бытия 4 (2*)  
Тема 3. Философия познания 6*  
Тема 4. Философия человека 6 (4*)  
Тема 5. Философия общества 7*  
Раздел 2. Социология о человеке и обществе.  
Тема 6. Личность и общество. 8 (6*)  
Тема 7. Общество как система 12 (10*)  
Раздел 3. Что надо знать о политике.  
Тема 8. Политика и власть 10 (6*)  
Тема 9. Личность и государство 11 (9*)  
Заключение. 2*  
Итого 70 (52*)  

* темы для самостоятельного изучения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

Приступая к изучению данной дисциплины, систематизируйте свои знания, полученные в курсах «Истории» и «Человек. Общество. Государство», о роли и месте человека в современном мире; о человеке, обществе, мире как объектах социально-гуманитарных наук, а так же о мире, как системе взаимосвязей между человеком, обществом и природой.

Обратите внимание на структуру курса, его базовые проблемы и взаимосвязь курса с другими социально-гуманитарными дисциплинами.

Необходимо уяснить что:

- философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и познания;

-социология – наука, изучающая общество в целом: социально-типическую картину общества; людей как представителей больших социальных групп; «внутренний мир» общества.

-политологи – наука о политике, искусстве жить вместе, искусстве сосуществования.

Литература

[7а]

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность и специфику социально-гуманитарного знания.

2. Определите значимость социально-гуманитарного знания и его связь с другими учебными дисциплинами.

Раздел (блок) 1. ФИЛОСОФИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ

Тема (модуль) 1. Что такое философия?

Даннаятема является первой в разделе, посвящённом изучению основ философии, и призвана помочь систематизировать знания о мире и человеке на основании представлений, полученных в курсах «Человек. Общество. Государство», «Всемирная история», «История Беларуси».

При изучении данной темы следует обратить внимание на проблемы начала философии, рассмотреть основные концепции генезиса философии, соотношение философии с мировоззрением, мифологией, религией, наукой, искусством. Ознакомиться с такими понятиями как «миф», «философия», «мировоззрение», «исторические типы мировоззрения».

Важно обратить внимание на:

основные разделы философии: онтологию, гносеологию, аксиологию, философскую антропологию, социальную философию;

Функции философии: мировоззренческую, аксиологическую, социальную, антропологическую, гносеологическую, методологическую;

Основные философские проблемы: проблема мира (объекта); проблема человека (субъекта); проблема отношения человека к миру;

Основные категории философии:

бытие и небытие, материя и сознание, пространство и время, движение, развитие, природа, общество, человек.

Литература

[4а; 5; 8; 7а; 22;]

Вопросы для самоконтроля

1. Выскажите общее суждение об особенностях философии.

2. Раскройте сущность главных философских проблем.

3. Сформируйте функции философии, раскрывая их содержание.

4. Объясните значение философии в жизни общества.

5. Назовите исторические типы мировоззрения.

Наши рекомендации