Виды субъектов международного права
Понятие МП
Правовая система
-система права
-правовая культура
- правореализация, правоприменительная практика
Международное право отличие признаки
1. предмет регулирования
2. источники:
-международный договор
- международно-правовой обычай
-принципы международного права
-решение международных организаций
- судебные решения международных судебных органов
-доктрина (мнения, позиции видных ученых)
3.субъекты-государство, международные организации, вольные города, нации которые,,,,,,,
4.способ создания правовых норм – в результате деятельности самих государств, организаций.
Исключение:
-основные принципы международного права
-нормы международного гуманитарного права
В литературе принято выделять 2 вида правовых систем: международное право
внутреннее право государств
Они существуют независимо друг, от друга обладая при этом как общими, так и специфическими признаками.
Общие признаки:
1. и международное право, и внутреннее право гос-в представляют собой совокупность юридических принципов норм обязательных для субъектов права, и выполнение которых может быть обеспечено принудительно.
2. обе правовые системы обладают сходной структурой:
-отрасли
-институт права
-и первичный элемент норма права
Отличительные признаки:
1. предмет регулирования
2. источники
3. способ создания правовых норм
4. субъектный состав
Международное публичное право –
это совокупность юридических принципов, норм выраженных в признанных субъектами этого права источниках, которые регулируют отношения между государствами и иными субъектами МП в тех или иных областях их совместной деятельности.
Предмет регулирования МП включают в себя:
1. вопросы, которые являются исключительно международными и по своей сущности не могут быть отнесены к внутренней компетенции государства (международная безопасность, охраны окружающей среды, общечеловеческая ценность, режим открытого моря, космос, Антарктика)
2. вопросы, которые не представляют общечеловеческого интереса, но решение, которых возможно при совместных усилиях двух и более государств (двойное гражданство, установление и изменение государственных границ, выдача лиц совершивших преступление (экстрадиция)).
3. вопросы, урегулирование которых отнесено к внутренней компетенции государства, но в целях более эффективного решения, которых целесообразно регулировать совместными актами (конвенция по борьбе с фальшивомонетничеством).
2. Принципы МП
Принципы международного права — это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.
Основные принципы международного права зафиксированы в:
- Уставе ООН;
- Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;
- Заключительном Акте СБСЕ 1975 г.
Признаки принципов международного права:
- универсальность;
- необходимость признания всем мировым сообществом;
- наличие принципов-идеалов;
- взаимосвязанность;
- иерархичность.
Принципы МП – основополагающие, универсальные, императивные нормы МП
Принципы:
1) принцип суверенного равенства государства
2) принцип невмешательства во внутренние дела государства
3) принцип суверенитета (верховенство гос. власти внутри страны инезависимость гос. власти в международных отношениях)
4) принцип территориальной целостности и нерушимости государственных границ
5) принцип запрещения применения силы
6) принцип мирного разрешения международных споров
7) принцип сотрудничества государств
8) принцип уважения прав и свобод человека
9) принцип права наций и самоопределения народов
Неприменение силы (п. 4, ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970г. и др.). Устав ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с Уставом ООН.
Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928г., п. 3 ст. 2 Устава ООН, ст. 5 Пакта Лиги арабских государств, ст. 3 Хартии ОАЕ и др.).Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
Территориальная целостность государств (п. 4 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ).Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкосновенность государств.
Нерушимость границ (Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ).Государства должны воздерживаться от действий, направленных на изменение существующих международных границ другого государства.
Основное содержание принципа сводится к трем ключевым элементам:
1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Суверенное равенство (п. 1 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие суверенитету.
Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий социального, экономического, политического и иного характера.
Согласно Декларации 1970г., понятие суверенного государственного равенства включает следующие элементы:
- государства юридически равны;
- каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
- каждое государство должно уважать правосубъектность других государств;
- территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
- каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
- каждое государство должно выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
Существует прямая связь между суверенным равенством и уважением прав, присущих суверенитету. Однако юридическое равенство не означает фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Невмешательство (п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Государство, международная организация не вправе вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Развитие международного сотрудничества увеличивает число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.
Равноправие и самоопределение народов (Устав ООН, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г., Декларация о принципах международного права 1970г.).Все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Сотрудничество государств (ст. 1 Устава ООН, Декларация о принципах международного права). Государства, независимо от различий их систем, обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений.Представители различных школ международного права утверждают, что обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. С принятием Устава принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. В соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».
Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая Декларация прав человека 1948г., Пакты о правах человека 1966г., ЗА СБСЕ, Парижская Хартия для новой Европы 1990г.). Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.
В соответствии с международными актами можно выделитьследующие основные положения принципа уважения прав человека:
- признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
- каждое государство обязано идти путем совместных и самостоятельных действий ко всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Иными словами, на каждом государстве и международном сообществе в целом лежит ответственность за содействие всеобщему уважению прав человека;
- права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства против тирании и угнетения;
- государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, сословного или иного положения;
- каждый человек несет обязанность в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;
- государство обязано принять законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения международно-признанных прав человека;
- государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;
- государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.
Добросовестное выполнение международных обязательств (п. 2 ст. 2 Устава ООН, Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., ЗА СБСЕ). В своем законодательстве и практике государства, как субъекты международного права, должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных международных договорах и соглашениях.
3. Отрасли МП
Отрасль МП – совокупность согласованных юридических норм, регулирующих более или менее автономно МО определенного вида, совокупность, характеризуемая соответствующим предметом правового регулирования, качественным разнообразием, существование которой вызывается интересами международного общения.
Отрасли:
ü право международных договоров
ü право внешних отношений (послы, консулы, дипломатическое право)
ü международное право прав человека
ü международное гуманитарное право
ü международное уголовное право
ü международное ядерное право
ü право международных организаций
ü международное морское право
ü воздушное
ü космическое
ü право международной ответственности
ü право международной безопасности
и др.
Источники МП
Источники международного права представляют собой установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.
Источники МП:
1) основные:
-международный договор
- международно-правовой обычай
-принципы международного права
2) производные (вторичные):
-решение международных организаций
3) вспомогательные:
- судебные решения международных судебных органов
-доктрина (мнения, позиции видных ученых)
Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат нормы, обязательные для всего международного сообщества, т.е. нормы общего международного права. К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.
Международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы.
Повторение действий предполагает продолжительность их совершения. Международное право не устанавливает, однако, какой именно временной отрезок необходимо иметь в виду для формирования обычая.
судебные решения и доктрины наиболее признанных специалистов в области международного права различных стран, а также в теории в качестве дополнительных источников выделяют решения международных организаций и односторонние акты и действия государств.
К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся решения Международного суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Передавая спор в Международный суд ООН или другие международные судебные органы, государства нередко просят их установить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон.
5. Субъекты МП
Субъекты МП –
это акторы (действующие субъекты, субъекты политики), которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей, и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.
Таковыми являются:
- государства;
- международные организации (ООН, НАТО, СНГ, ЕС и т.д.);
- нации, борющиеся за независимость;
- государственно-подобные образования;
Основные признаки субъектов международного права:
1) субъекты международного права — это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами:
- известная внешняя обособленность;
- персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица);
- способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;
- способность участвовать в принятии норм международного права.
2) все субъекты международного права это такие лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов как субъектов международного права.
Дипломатическое право
Дипломатическое право - отрасль МП, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений.
Система дипломатического права соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические представительства или через так называемые специальные миссии; многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на международных конференциях и сессиях органов международных организаций, а также постоянными представительствами государств при международных организациях.
Дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на обычаях. Частичная официальная кодификация дипломатического права была впервые предпринята в региональном масштабе в Латинской Америке (20 февраля 1928г. была принята Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках). В настоящее время дипломатическое право в основном кодифицировано.
Основным договорным актом в данной области является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г. В 1969 г. ГА ООН была также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 г. на дипломатической конференции в Вене - Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.
РФ является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 годов.
12. Консульское право
Консульское право – совокупность международноправовых норм, которые регламентируют положение и деятельность консульских учреждений по защите интересов государств, которые они представляют, а также их граждан в официальных отношениях с государством пребывания по вопросам прежде всего экономического, правового, гуманитарного, культурного характера.
Основным источником права в этой подотрасли является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Помимо нее действуют также еще две региональные Конвенции – Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г. и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. Но кроме этого государства практикуют заключение двусторонних договоров и конвенций, где оговариваются все организационные вопросы, касающиеся непосредственно деятельности конкретного консульского учреждения. Также источником консульского права является внутреннее законодательство государства, регулирующее консульские отношения (например, Консульский устав); международные договоры, обязательные для данного государства; международный порядок.
Основными задачами консульских учреждений как правило являются:
– защита за рубежом прав и интересов посылающего государства, его граждан и юридических лиц;
– содействие развитию дружественных отношений между посылающим государством и государством пребывания, расширение экономических, торговых, научно-технических, гуманитарных, культурных, спортивных и других связей;
– содействие выходцам из направляющего государства, а также их наследникам в поддержке контактов с их родным государством.
Установление консульских отношений не требует признания государства де-юре, достаточно лишь признания де-факто. В целом установление консульских отношений схоже с установлением дипломатических, также предполагается выполнение основного условия – наличие взаимного согласия государств. Консульские отношения могут быть установлены при отсутствии дипломатических, и наоборот, прекращение дипломатических отношений не влечет автоматически разрыва консульских.
Практике известны два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные консульские учреждения.
Консульское учреждение (консульство) – постоянный государственный орган внешних сношений, который устанавливается в другом государстве на основании соглашения между двумя государствами для выполнения консульских функций в определенном консульском округе.
Выделяют четыре вида консульских учреждений: генеральное консульство; консульство; вице-консульство; консульское агентство.
Главой консульского учреждения является консул, которые именуются в соответствии с классом консульского представительства и, соответственно, могут быть генеральными консулами; консулами; вице-консулами; консульскими агентами.
13. Дипломатические привилегии и иммунитеты
Согласно международному и национальному праву дипломатические представительства и их сотрудники пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями.
Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под гражданскрй, административной и уголовной юрисдикции государства пребывания. Дипломатические привилегии — это различные льготы и преимущества. Которые рядовым иностранцам не предоставляются.
Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на: 1) привилегии и иммунитеты диппредставительства и 2) личные иммунитеты и привилегии дипломатов.
Привилегии и иммунитеты подразделяются на два вида:
1) привилегии и иммунитеты консульского учреждения:
– неприкосновенность помещений консульств,
– неприкосновенность архивов и документов консульского учреждения,
– налоговые льготы (фискальный иммунитет),
– свобода относительно отношений и контактов с гражданами представляемого государства,
– свобода передвижений,
– таможенные привилегии относительно предметов, ввезенных для официального пользования консульских представительств, включая автомобили, предназначенные для служебного пользования,
– право пользоваться флагом и эмблемой представляемого государства;
2) привилегии и иммунитеты членов персонала консульского учреждения (личные):
– личная неприкосновенность консульских должностных лиц,
– иммунитет от судебной и административной юрисдикции государства пребывания относительно действий, произведенных консульскими должностными лицами и служащими при исполнении ими консульских функций,
– фискальный иммунитет (в отношении консульских сотрудников и членов их семей),
– таможенные привилегии (аналогичны дипломатическим привилегиям).
Международные преступления
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ -особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права. Из них наибольшую опасность представляют уголовно наказуемые деяния должностных лиц, реализующих на практике преступную политику государств. Наряду с последними, несущими за эти преступления международную политическую и материальную ответственность, их субъектами становятся руководители государств, высшие должностные лица и другие исполнители преступной политики. Впервые перечень М. п. был сформулирован в Уставе Международного военного трибунала (МВТ) 1945 г. и аналогичном Уставе по Дальнему Востоку 1946 г. В ст. 6 Устава МВТ они были подразделены на три группы: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности. Конвенцией о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. впервые были выделены в отдельную (четвертую) группу М.п. преступления против человечества. В соответствии с предписаниями международного права ответственность за М.п. закрепляется в национальном уголовном законодательстве государств.
Международные преступления - это деяния такого масштаба и такой тяжести наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для человечества в целом.
Международными преступлениями считаются акты агрессии, насильственное установление или сохранение колониального господства, геноцид, апартеид.
они совершаются как государством, так и физическими лицами одновременно и нарушают международные обязательства, столь основополагающие для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что их нарушение рассматривается международным сообществом в целом как преступление.
Одним из наиболее опасных международных преступлений является агрессия. В международном праве отсутствует конвенционное определение агрессии. Конвенция об определении агрессии 1933 г. в силу не вступила.
В резолюции Генеральной АссамблеиООН «Определение агрессии» от 14 декабря 1974 г. под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с УставомООН.
В нормативных документах выделяют следующие виды международных преступлений:
Геноцид.
Военные посягательства.
Преступления против человечности.
Агрессия.
Преступление международного характера — это деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц. К преступлениям международного характера относятся: посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; подделка денежных знаков; захват заложников; незаконные операции с радиоактивными веществами и др.
Преступления международного характера:
-затрагивают интересы двух или нескольких государств, юридических лиц и/или граждан;
-совершаются отдельными физическими лицами вне связи с политикой государства;
-влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции.
Международное преступление — это деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество.
Международные преступления:
-совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями;
-совершаются в непосредственной связи с государством;
-посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам международного правопорядка;
-влекут ответственность государства как субъекта международного права и персональную уголовную ответственность исполнителей.
Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной, а в некоторых случаях национальной юрисдикции.
НАПРАВЛЕНИЯ В БОРЬБЕ (но не уверен) : универсальные (в рамках ООН- комиссия по предупреждению преступления, ИНТЕРПОЛ) Региональные(Бюро по координации борьбы с орг. Преступностью и иными опасными видами преступлений на тер СНГ.)
16. Уголовные преступления международного характера
Уголовные преступления международного характера – это деяния, предусмотренные международным договором, не относящиеся к преступлениям против человечества, мира и безопасности, но посягающие на стабильные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений (экономической, социально-культурной, имущественной и т.п.), а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам, установленным в международных договорах, либо согласно нормам национального уголовного законодательства в соответствии с этими договорами.
Отсюда можно вычленить ряд особенностей рассматриваемых преступлений:
- в отличие от международных преступлений ответственность за преступления международного характера несут не государства, а физические лица, потому что международная опасность этих деяний значительно ниже, чем международных преступлений;
- объектом преступного посягательства в данном случае выступают не международный мир и безопасность человечества, а лишь нормальные отношения, межгосударственное сотрудничество, права человека и другие охраняемые международным правом общечеловеческие ценности;
- уголовная ответственность за эти преступления наступает на основе международных договоров, но по национальным нормам уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
В зависимости от объекта преступного посягательства, степени международной опасности и других признаков уголовные преступления международного характера можно условно подразделить на следующие основные группы:
1. Преступления против стабильности международных отношений: международный терроризм; захват заложников; захват и угон самолетов и других авиатранспортных средств и иные деяния, совершаемые на борту воздушного судна и в международных аэропортах; организованная преступность; хищения ядерного материала; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников, а также участие наемника в военных действиях; незаконное радио- и телевещание; пропаганда войны.
2. Деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развития государств: фальшивомонетничество; легализация преступных доходов; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; контрабанда; нелегальная эмиграция и посягательства на культурные ценности народов.
3. Преступные посягательства на личные права человека: рабство и работорговля; торговля женщинами и детьми; распространение порнографии; пытки и другие жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство виды обращения и наказания и др.
4. Преступления, совершаемые в открытом море: пиратство; разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода; неоказание помощи на море; загрязнение моря вредными веществами; нарушения режима континентального шельфа и экономической зоны; нарушения правил морских промыслов и др.
5. Военные преступления международного характера: применение запрещенных средств и методов ведения войны; насилие над гражданским населением в районе военных действий; незаконное использование эмблем Красного Креста; мародерство; дурное обращение с военнопленными и др.
Понятие МП
Правовая система
-система права
-правовая культура
- правореализация, правоприменительная практика
Международное право отличие признаки
1. предмет регулирования
2. источники:
-международный договор
- международно-правовой обычай
-принципы международного права
-решение международных организаций
- судебные решения международных судебных органов
-доктрина (мнения, позиции видных ученых)
3.субъекты-государство, международные организации, вольные города, нации которые,,,,,,,
4.способ создания правовых норм – в результате деятельности самих государств, организаций.
Исключение:
-основные принципы международного права
-нормы международного гуманитарного права
В литературе принято выделять 2 вида правовых систем: международное право
внутреннее право государств
Они существуют независимо друг, от друга обладая при этом как общими, так и специфическими признаками.
Общие признаки:
1. и международное право, и внутреннее право гос-в представляют собой совокупность юридических принципов норм обязательных для субъектов права, и выполнение которых может быть обеспечено принудительно.
2. обе правовые системы обладают сходной структурой:
-отрасли
-институт права
-и первичный элемент норма права
Отличительные признаки:
1. предмет регулирования
2. источники
3. способ создания правовых норм
4. субъектный состав
Международное публичное право –
это совокупность юридических принципов, норм выраженных в признанных субъектами этого права источниках, которые регулируют отношения между государствами и иными субъектами МП в тех или иных областях их совместной деятельности.
Предмет регулирования МП включают в себя:
1. вопросы, которые являются исключительно международными и по своей сущности не могут быть отнесены к внутренней компетенции государства (международная безопасность, охраны окружающей среды, общечеловеческая ценность, режим открытого моря, космос, Антарктика)
2. вопросы, которые не представляют общечеловеческого интереса, но решение, которых возможно при совместных усилиях двух и более государств (двойное гражданство, установление и изменение государственных границ, выдача лиц совершивших преступление (экстрадиция)).
3. вопросы, урегулирование которых отнесено к внутренней компетенции государства, но в целях более эффективного решения, которых целесообразно регулировать совместными актами (конвенция по борьбе с фальшивомонетничеством).
2. Принципы МП
Принципы международного права — это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.
Основные принципы международного права зафиксированы в:
- Уставе ООН;
- Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;
- Заключительном Акте СБСЕ 1975 г.
Признаки принципов международного права:
- универсальность;
- необходимость признания всем мировым сообществом;
- наличие принципов-идеалов;
- взаимосвязанность;
- иерархичность.
Принципы МП – основополагающие, универсальные, императивные нормы МП
Принципы:
1) принцип суверенного равенства государства
2) принцип невмешательства во внутренние дела государства
3) принцип суверенитета (верховенство гос. власти внутри страны инезависимость гос. власти в международных отношениях)
4) принцип территориальной целостности и нерушимости государственных границ
5) принцип запрещения применения силы
6) принцип мирного разрешения международных споров
7) принцип сотрудничества государств
8) принцип уважения прав и свобод человека
9) принцип права наций и самоопределения народов
Неприменение силы (п. 4, ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970г. и др.). Устав ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с Уставом ООН.
Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928г., п. 3 ст. 2 Устава ООН, ст. 5 Пакта Лиги арабских государств, ст. 3 Хартии ОАЕ и др.).Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
Территориальная целостность государств (п. 4 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ).Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкосновенность государств.
Нерушимость границ (Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ).Государства должны воздерживаться от действий, направленных на изменение существующих международных границ другого государства.
Основное содержание принципа сводится к трем ключевым элементам:
1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Суверенное равенство (п. 1 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие суверенитету.
Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий социального, экономического, по