Вопрос 34. Объективная необходимость государственного регулирования экономики

В настоящее время регулирующая роль государства возрастает практически во всех сферах экономической деятельности, например в сфере занятости и производительности труда, в производстве, в установлении уровня цен, сборе налогов и т.д.

Государство участвует в покупке и продаже благ, как и другие организации. Расчеты в этом случае являются двусторонними и идут по обычной схеме, как и любые расчеты частного сектора.

В данном контексте налоги можно рассматривать как трансфертные выплаты сектора частных экономических агентов государству, тогда как чистые трансферты – это выплаты государства частному сектору, они фиксируются как расходы. Таким образом, действие государства на экономическую систему страны в основном происходит через налогообложение и правительственные расходы.

При превышении расходов над поступлениями возникает государственный долг, который можно погасить посредством выпуска в обращение дополнительной денежной массы или продажи государственных ценных бумаг банкам или другим экономическим агентам. Соответственно возможность государства влиять на экономику страны, используя поступления и расходы, имеет огромное значение в современных макроэкономических системах.

Кроме того, очень важными причинами, оправдывающими необходимость роста государственного сектора в экономике, являются потребность в национальной обороне, рост городов и численности населения, проблемы окружающей среды, необходимость преодоления нищеты и сокращения неравенства доходов и другие процессы, которые могут контролироваться только государством в соответствии с его возможностями, целями и задачами.

Таким образом, государственное регулирование экономики оказывает большое влияние на ее эффективность, поэтому государственный сектор экономики является важнейшим экономическим фундаментом общественного развития.

Вопрос 35. Основные направления государственного регулирования экономики

Одним из важнейшихнаправлений государственного регулирования экономики является социальная политика государства.Она в первую очередь основана на перераспределении доходов. Для того чтобы снизить социальное напряжение, государство старается уменьшить неравенство доходов посредством социального страхования, социальной защиты, политики заработной платы и жилищной политики

Правительство является активным субъектом политики занятости рынка труда. На нем лежат следующие функции:

1) создание спроса на рабочую силу в государственном секторе экономики;

2) контроль спроса на рабочую силу в частном секторе посредством налоговых льгот и регулирования численности армии, студентов и т. д.

меры регулирования занятости:организация работы бирж, содержание учреждений подготовки, профессионального обучения и переквалификации кадров, контроль рынка труда, организация общественных работ для создания новых рабочих мест и т.д.

Еще одним направлением государственного регулирования экономики является вмешательство государства в формирование рыночных цен. Это делается посредством установления минимального размера оплаты труда. Помимо этого, правительство стимулирует спрос на товары и услуги, потребление которых приносит обществу пользу, например, некоторые виды товаров и услуг (общественные блага) рыночная система не может производить по причине слишком высокой стоимости или минимальной прибыли

Другое направление воздействия государства на экономику – стимулирование развития производства. Для этого проводится так называемая политика полной занятости ресурсов, таких как капитал, сырье, рабочая сила, и поддержание уровня цен.

Интересно и такое направление государственного регулирования экономической системы, как нейтрализация внешних эффектов. Внешние эффекты представляют собой издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах.

Вопросы 36. Теневая экономика и факторы, влияющие на ее развитие

Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта.

Исследование теневой экономики важно ввиду того, что она оказывает влияние на ход многих экономических явлений: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирование и экономический рост

Теневая экономика развивается параллельно со всей рыночной системой. Происходит неконтролируемый оборот товарно-материальных ценностей и услуг. Теневая экономика, кроме рыночной системы, может развиваться и в командной.

Основной причиной появления и развития теневой экономики является несбалансированность спроса и предложения, которая вызывает дефицит товаров и услуг. Последствия этого – перетекание средств из легальной экономики и, как следствие, снижение объема инвестиций.

Средняя доля неформального производства составляет от 5 до 10 % валового внутреннего продукта, а в России она превышает 30 %.

Теневую экономику принято разделять на три типа:

1) подпольный бизнес – экономическая деятельность, запрещенная законом: торговля оружием, наркотиками, «живым товаром», рэкет, проституция, заказные убийства и т. п.;

2) неофициальная экономика – разрешенные законом виды экономической деятельности, в которых количество производимых товаров и услуг не фиксируется официальной статистикой, сокрытие доходов от налогов, неофициальная работа сотрудников и т. п.;

3) фиктивная экономика – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества и т. п.

Разделение типов теневой экономики весьма условно. Во многих случаях они пересекаются или имеют общие сферы интересов – получение неофициального дохода вне правового поля.

Наши рекомендации