Понятие, основные части и функции Конституции Российской Федерации

Содержание

1. Конституция Российской Федерации
1.1. Основы конституционного строя
1.2. Права и свободы человека и гражданина
1.3. Федеративное устройство Российской Федерации
1.4. Органы государственной власти Российской Федерации
1.5. Президент Российской Федерации
1.6. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации
1.7. Правительство Российской Федерации
1.8. Судебная власть
1.9. Местное самоуправление в Российской Федерации
2. Конституция Республики Башкортостан
2.1. Основы конституционного строя Республики Башкортостан
2.2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина
2.3. Административно-территориальное устройство и столица Республики Башкортостан
2.4. Законодательная власть
2.5. Исполнительная власть
2.6. Судебная власть
2.7. Местное самоуправление
2.8. Государственные символы Республики Башкортостан
3. Местное самоуправление в Российской Федерации
3.1. Понятие и общие принципы местного самоуправления
3.2. Правовые основы местного самоуправления
3.3. Территориальная организация местного самоуправления
3.4. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
3.5. Основы организации работы с обращениями граждан
3.6. Организационные основы местного самоуправления
3.7. Экономическая основа местного самоуправления
3.8. Финансовые основы местного самоуправления
  Местное самоуправление и государство
4. Муниципальная служба в Российской Федерации и в Республике Башкортостан
4.1. Понятие муниципальной службы. основные задачи функции муниципальной службы
4.2. Взаимосвязь гражданской и муниципальной службы
4.3. Правовые основы муниципальной службы
4.4. Муниципальный служащий, его социальный и правовой статус
4.5. Должности муниципальной службы. Порядок поступления на муниципальную службу
4.6. Конфликт интересов на муниципальной службе
4.7. Порядок прохождения муниципальной службы
4.8. Оплата труда муниципального служащего
4.9. Рабочее (служебное) время и время отдыха
4.10. Пенсионное обеспечение муниципального служащего
4.11. Стаж муниципальной службы
4.12. Кадровый резерв на муниципальной службе
4.13. Подготовка муниципальных служащих
4.14. Управление муниципальной службой
4.15. Борьба с коррупцией в системе муниципальной службы
  Словарь терминов

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации

Законодательные органы олицетворяют демократические начала государства, выступают гарантами демократии. Этим обусловлен набор их властных полномочий, роль и значимость в системе органов государственной власти. Законодательные органы влияют на развитие Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, создают условия для идеологического многообразия и многопартийности, определяют компетенции других государственных органов, способствуют развитию политической и правовой активности граждан. Они участвуют в обеспечении территориальной целостности Российской Федерации, определении правового статуса ее субъектов.

Статус Федерального Собрания Российской Федерации должен регулироваться не просто федеральным законом, а федеральным конституционным законом. Это связано в том числе и с тем, что федеральный конституционный закон имеет особую процедуру принятия - 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думой и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. Такой усложненный порядок принятия способствует его стабильности.

Существование современного демократического государства немыслимо без парламента, являющегося высшим представительным и законодательным органом в государстве. Он призван выражать волю народа, регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом путем принятия законов, осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент - это обобщенное название учреждения, занимающего верховное место в государственной структуре.

Наименование «Федеральное Собрание» подчеркивает его федеративную природу, обязанность осуществлять свои полномочия в системе федеративных отношений и установленного Конституцией РФ (ст. 71 - 73) разделения законодательных прерогатив. Федеральное Собрание РФ является учреждением парламентского типа.

Российский парламент осуществляет различные функции: представительную, законодательную, контрольную, легитимизационную, финансово-бюджетную, властную, функцию обратной связи, стабилизационную, идеологическую. Основными из них являются представительная и законодательная функции.

Основной, материально осязаемой функцией парламента Российской Федерации является законодательная функция: принятие законов или других нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции РФ.

Федеральное Собрание является двухпалатным органом. Такая структура закреплена в ст. 11 гл. 1 Конституции РФ, что означает недопустимость ее изменения в рамках действия Конституции РФ. Двухпалатная структура парламента является характерным признаком федеративных государств мира.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Общее число его членов составляет 178 человек.

Понятие, основные части и функции Конституции Российской Федерации - student2.ru

Государственная Дума Федерального Собрания РФ состоит из 450 депутатов. Такое количество человек определено законодателем как оптимальное решение в связи с практикой работы Государственной Думы в первый ее созыв и на основе исторического опыта. Кроме того, широкий количественный состав Государственной Думы позволяет ей образовать значительное число депутатских комитетов и комиссий, охватывающих основные направления внутренней и внешней политики.

Депутаты Государственной Думы избираются сроком на четыре года посредством выборов на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Такой срок установления депутатских полномочий не случаен, он соответствует мировой практике. Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избираются обычно на 4 - 5 лет.

Понятие, основные части и функции Конституции Российской Федерации - student2.ru

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом власти. При этом члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, однако организуются и функционируют по-разному.

Государственная Дума избирается сроком на четыре года (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ). Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе (Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Таким образом, деятельность Государственной Думы с избранием новой не прекращается ни на один день. Государственная Дума может быть распущена.

Государственная Дума нового созыва собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Месячный срок необходим для завершения работы избирательных комиссий, оформления документации, связанной с избранием депутатов. В этот период между фракциями, представленными в парламенте, проходят интенсивные консультации по кандидатуре Председателя Государственной Думы, его заместителей, председателей комитетов, согласуются повестка дня и регламент первых заседаний Государственной Думы.

Раздельное заседание палат парламента соответствует мировой практике. Принцип раздельного заседания палат Федерального Собрания РФ обусловлен федеративным государственным устройством России. Совет Федерации представляет субъекты РФ. Государственная Дума является палатой общенародного представительства. Отчасти поэтому у палат различная компетенция, они относительно независимы друг от друга, самостоятельно осуществляют свои законодательные полномочия и определяют внутренний порядок деятельности, принимая каждая свой регламент.

Палаты Федерального Собрания могут собираться на совместные заседания.

Процедура совместных заседаний палат Федерального Собрания специально не урегулирована. Во время совместного заседания не используются традиционные формы парламентской работы - не проводятся обсуждения, не задаются вопросы выступающему, не принимаются никакие решения. Для данного мероприятия не требуется кворума.

Комитеты, комиссии палат парламента могут организовывать проведение парламентских слушаний, круглых столов, конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам своего ведения.

Комитеты и комиссии Государственной Думы вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются ими раздельно.

Создаваемые в Совете Федерации комиссии могут иметь временный и постоянный характер деятельности.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Госдумой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов федеральных законов, законов о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых Госдумой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

В Совете Федерации образованы и действуют 16 комитетов и 7 постоянных комиссий.

Понятие, основные части и функции Конституции Российской Федерации - student2.ru Понятие, основные части и функции Конституции Российской Федерации - student2.ru

Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Вопросы ведения палат парламента закреплены в статьях 102 и 103 Конституции РФ.

Счетная палата РФ – это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.

К задачам счетной палаты относятся:

· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

· определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

· оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

· контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

· регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Понятие, основные части и функции Конституции Российской Федерации - student2.ru

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, его заместителя, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Кандидатуру для назначения или освобождения от должности Председателя Счетной палаты представляет Президент РФ. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту РФ депутатскими объединениями, комитетами Госдумы, а также депутатами в количестве не менее 1/5 от общего числа депутатов Госдумы. Кроме того, они выносят предложения о кандидатах на должность аудиторов Счетной палаты.

Представленные для назначения на должность или освобождения от нее кандидатуры Председателя Счетной палаты и ее аудиторов предварительно рассматриваются на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам, который вносит проект постановления Госдумы по указанным вопросам на рассмотрение палаты.

Госдума рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Счетной палаты или освобождении от нее в двухнедельный срок со дня представления Президентом РФ кандидатуры на эту должность.

По вопросу о назначении на должность Председателя Счетной палаты Госдума принимает постановление. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры может быть проведено повторное рассмотрение той же или новой кандидатуры, предложенной Президентом РФ.

В случае досрочного освобождения от должности аудитора Счетной палаты Госдума рассматривает вопрос о назначении на вакантную должность аудитора Счетной палаты в двухмесячный срок со дня принятия соответствующего постановления Госдумы.

В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Государственная Дума назначает Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Задачи Уполномоченного по правам человека Российской Федерации:

· способствовать восстановлению нарушенных прав;

· способствовать совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина;

· способствовать приведению законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

· способствовать развитию международного сотрудничества в области прав человека;

· способствовать правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы граждан России, находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие функции выполняет Федеральное Собрание?

2. Каков порядок формирования и количественный состав Совета Федерации и Государственной Думы?

3. Охарактеризуйте структуру Совета Федерации.

4. Какие задачи возложены на счетную палату Российской Федерации?

Судебная власть

Судебная власть – вид государственной власти, осуществляемой специфическими органами – судьями посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в строго установленном процессуальном порядке.

Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие.

Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится, по существу, участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающегося российского общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, поскольку в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно осуществляться без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что должно в идеале обеспечиваться судебной властью.

Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества.

Российская судебная система представляет собой установленную Конституцией РФ и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны. Конституционные положения, устанавливая роль и место высших судебных органов страны (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), тем самым предопределяют основные параметры судебной системы.

Понятие, основные части и функции Конституции Российской Федерации - student2.ru

Конституционные принципы осуществления судебной власти:

· осуществление правосудия только судом;

· законность;

· независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону;

· коллегиальность и единоличное разрешение дел в судах;

· состязательность и равноправие сторон;

· гласность судебного разбирательства;

· принцип национального языка судопроизводства;

· презумпция невиновности;

· недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление;

· право на пользование квалифицированной юридической помощью.

Функции органов судебной власти:

· осуществление правосудия;

· осуществление судебного контроля (надзора) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений);

· толкование правовых норм (Конституционный Суд Российской Федерации, уставной суд);

· удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим, установление родственных отношений);

· ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности гражданина (признание недееспособности).

Судьями в соответствии с законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подчинены.

Единство статуса судей обусловлено тем, что каждый судья является полноправным носителем государственной власти и при исполнении обязанностей судьи принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам. Содержание этого единства выражается в общих принципах назначения судей на должности, едином порядке прекращения полномочий судей, в их несменяемости и неприкосновенности, в общих принципах реализации права на отставку судей, а также в том, что эти права судьи защищаются федеральным законом в равной мере, независимо от должности.

Неприкосновенность судьи как гарантия независимого правосудия не означает его безнаказанности. Судью можно преследовать за поступки, несовместимые с авторитетом судейской должности, несовместимые с законом. Но вина судьи подлежит доказыванию в особом порядке. Неприкосновенность судьи означает только одно - судья в случае нарушения законодательства должен преследоваться в особой процедуре, не так, как обычный гражданин.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованнаясистема органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на территории государства законов.

Функции прокуратуры Российской Федерации:

· надзор за исполнением законов участниками общественных отношений (в пределах предоставленных прокуратуре полномочий);

· участие прокуроров в рассмотрении дел судами;

· расследование преступлений;

· координация деятельности по борьбе с преступностью;

· участие в правотворческой деятельности.

Прокуратура осуществляет надзор:

· за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

· за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

· за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

· за исполнением законов судебными приставами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте структуру судебной власти.

2. Назовите основные конституционные принципы судебной власти.

3. Перечислите основы конституционно-правового статуса судей.

4. Назовите основные функции прокуратуры.

Законодательная власть

Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан.

Конституция Республики Башкортостан предусматривает однопалатный парламент, в состав которого входит 120 депутатов. Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан избирается сроком на пять лет.

Законом Республики Башкортостан от 19 мая 2011 года № 395-з «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан» установлено, что с 1 августа 2011 года число депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан составит 110 человек.

Согласно статьи 69 Конституции Республики Башкортостан депутатом Государственного Собрания Республики Башкортостан может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий избирательным правом.

Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок проведения избирательной кампании устанавливается законом о выборах депутатов Государственного Собрания. Статус депутатов определяется федеральными законами, Конституцией и законами Республики Башкортостан. Государственное Собрание - Курултай является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. На профессиональной постоянной основе исполнение полномочий законодательного органа обеспечивают 17 человек.

Деятельность Государственного Собрания – Курултая осуществляется в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Башкортостан, его Регламентом и иными юридическими актами. Компетенция, порядок организации и деятельности парламента, его Президиума, постоянных комитетов, комиссий определяется Законом Республики Башкортостан «О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан» и законодательством Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Башкортостан, иными юридическими актами. Компетенция, порядок организации и деятельности парламента, его Президиума, постоянных комитетов, комиссий определяется Законом Республики Башкортостан

Структура Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан:

Понятие, основные части и функции Конституции Российской Федерации - student2.ru

Для обеспечения деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан образуется секретариат.

Основной формой парламентской работы является заседание, которое являются правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Государственное Собрание – Курултай, постоянные комитеты и комиссии вправе приглашать на заседания членов Правительства Республики Башкортостан, руководителей республиканских исполнительных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 76 Конституции Республики Башкортостан право законодательной инициативы принадлежит:

- депутатам Государственного Собрания Республики Башкортостан;

- постоянным комитетам Государственного Собрания Республики Башкортостан;

- Президенту Республики Башкортостан;

- Правительству Республики Башкортостан;

- Конституционному Суду Республики Башкортостан;

- Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;

- Федерации профсоюзов Республики Башкортостан;

- Прокурору Республики Башкортостан;

- представительным органам местного самоуправления.

Понятие, основные части и функции Конституции Российской Федерации - student2.ru

Государственное Собрание Республики Башкортостан образует Контрольно-счетную палату Республики Башкортостан (ст.79).

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие акты принимает Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан?

2. Каковы полномочия Председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан?

3. Кто имеет право законодательной инициативы?

Исполнительная власть

В системе органов государственной власти республики важная роль принадлежит Президенту Республики Башкортостан. В соответствии со статьей 82 Конституции Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан является главой Республики Башкортостан и высшим должностным лицом Республики Башкортостан, он возглавляет Правительство Республики Башкортостан.

Президент Республики Башкортостан обладает широким кругом полномочий а различных областях жизни государства. Одна часть этих полномочий принадлежит исключительно ему, другая – реализуется им совместно с другими органами государственной власти. В своей совокупности полномочия Президента Республики Башкортостан сбалансированы с полномочиями других государственных органов, образуя систему взаимных сдержек и противовесов в целях избежания односторонних авторитарных решений.

Общие требования к кандидату на должность Президента Республики Башкортостан определены статьями 83 и 86 Конституции Республики Башкортостан. Президентом Республики Башкортостан может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Кроме того Президент Республики Башкортостан обязан владеть государственными языками Республики Башкортостан.

Полномочия Президента Республики Башкортостан ограничены пятилетним сроком.

Полномочия Президента Республики Башкортостан можно разделить на:

· полномочия в области внутренней политики;

· полномочия, связанные с деятельностью Правительства Республики Башкортостан.

Осуществляя свою деятельность, Президент Республики Башкортостан издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан. Таким образом, Конституция Республики Башкортостан устанавливает приоритет законов республики над указами Президента.

Высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан, возглавляемое Президентом Республики Башкортостан.

Правительство Республики Башкортостан обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан на территории Республики Башкортостан.

Правительство Республики Башкортостан входит в единую систему исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, возглавляет единую систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

Согласно статьи 93 Конституции Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан действует в пределах срока полномочий Президента Республики Башкортостан и слагает свои полномочия перед вновь вступившим в должность Президентом Республики Башкортостан, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования нового Правительства Республики Башкортостан.

Срок полномочий Правительства Республики Башкортостан определяется сроком полномочий Президента Республики Башкортостан, перед которым Правительство слагает свои полномочия, продолжая выполнять обязанности до формирования нового Правительства Республики Башкортостан.

Состав Правительства Республики Башкортостан формируется Президентом Республики Башкортостан. По представлению Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан может включить в состав Правительства Республики Башкортостан руководителей других государственных органов и организаций Республики Башкортостан.

Понятие, основные части и функции Конституции Российской Федерации - student2.ru

С согласия Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Президент назначает Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, по предложению Премьер-министра назначает остальных членов Правительства.

Правительство Республики Башкортостан обладает определенными полномочиями, которые прежде всего закреплены в Конституции Республики Башкортостан (ст.96), а также в специальном законе о Правительстве Республики Башкортостан.

Правительство Республики Башкортостан в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения. Акты Правительства Республики Башкортостан не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Конституции и законам Республики Башкортостан.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каков правовой статус Президента Республики Башкортостан?

2. Какие акты принимает Президент Республики Башкортостан?

3. Охарактеризуйте состав Правительства Республики Башкортостан.

4. Каково место Правительства Республики Башкортостан в системе органов государственной власти республики?

5. Какие акты принимает Правительство Республики Башкортостан?

Судебная власть

Судебную власть в Республике Башкортостан осуществляют:

Понятие, основные части и функции Конституции Российской Федерации - student2.ru

К судам Республики Башкортостан относятся Конституционный Суд Республики Башкортостан и мировые судьи.

Высшим судебным органом Республики Башкортостан является Конституционный Суд Республики Башкортостан.

Предназначение Конституционного Суда - осуществлять контроль за конституционностью нормативных правовых актов в республике. В этих целях Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о соответствии Конституции Республики Башкортостан нормативных актов, принимаемых в республике.

Особое положение Конституционного суда в механизме государственной власти обусловило тот факт, что из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией Президента, Государственного Собрания, Правительства Республики Башкортостан достаточно развернуто определена в самой Конституции Республики Башкортостан (ст.106).

Конституционный Суд должен быть независимым от любых других органов в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях.

Местное самоуправление

Специфика местного самоуправления состоит в том, что оно является одновременно элементом государственного устройства и системы управления государством, самостоятельным уровнем публичной власти и элементом самоорганизации граждан.

Конституция Республики Башкортостан устанавливает основы местного самоуправления на ее территории.

Местное самоуправление в Республике Башкортостан осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Конституция Республики Башкортостан обязывает органы государственной власти Республики содействовать местному самоуправлению (ст. 112).

Стаж муниципальной службы

В стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на:

1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);

2) муниципальных должностях;

3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;

4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);

5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Включение в стаж муниципальной службы определенных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок исчисления стажа муниципальной службы в Республике Башкортостан установлен Законом Республики Башкортостан от 3 июня 2004 года № 82-з «О порядке исчисления муниципальной службы в Республике Башкортостан».

Стаж муниципальной службы, дает право на:

1) получение надбавки за выслугу лет;

2) предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;

3) назначение пенсии за выслугу лет;

4) выплату единовременного денежного пособия при выходе на пенсию за выслугу лет.

Стаж муниципальной службы – это суммарная продолжительность периодов службы (работы) на выборных муниципальны

Наши рекомендации