Российская государственность в контексте мирового развития
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
МОДУЛЬ
ПО КУРСУ
«ИСТОРИЯ»
Ярославль – 2012
История. Модульный курс для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения всех специальностей.- Ярославль, ФГОУ ВПО ЯГСХА, 2011. - с.
Автор: д.и.н., профессор А.В.Ефременко.
Рецензенты:
Модульный курс «История» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и содержит все необходимые компоненты для освоения предмета изучаемой дисциплины: тексты лекций и планы семинарских занятий, контрольные задания для САРС, информационное обеспечение САРС, темы докладов и рефератов, терминологический словарь, презентацию.
Модульный курс «Истории» рекомендован к изданию и использованию в учебном процессе Учёным советом экономического факультета (протокол № от
«… каждый из нас должен быть
хоть немного историком, чтобы
стать сознательно и добросовест-
но действующим гражданином»
В.О. Ключевский
Современное историческое образование в России нуждается в коренном методологическом и теоретическом обновлении. Особенно это касается отечественной истории в связи с тем, что страна переживает переходный период от индустриального цикла развития к постиндустриальному. В этот переломный момент возникает необходимость формирования у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировой и европейской цивилизации; приобретения ими систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение их в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
Немаловажное значение при этом имеет и учебно-методический аспект проблемы. В условиях всё более углубляющегося научно-технического прогресса и появления дополнительных направлений и профилей высшего профессионального образования, содержание базовых дисциплин, и прежде всего гуманитарных, с каждым разом становится всё труднее укладывать в прокрустово ложе отведённых для их изучения учебных часов. Более того, в связи с реформой ВПО и появлением Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения выясняется, что даже семестровая дисциплина, каковой является «История», становится чрезмерно объёмной дисциплиной. Ибо в прежнем виде она затрудняет переход к разработке междисциплинарных курсов и инновационных образовательных программ. Следовательно, необходимо переходить к очередному этапу разработки авторских курсов, когда на смену проблемно-тематическому их чтению, должны прийти компактные и информативные, логически завершённые дидактические единицы, но методологически, теоретически и историографически ещё более совершенные. Речь в данном случае идёт о так называемых модулях учебной дисциплины, представляющих собой органически связанные части, в которых прежде достаточно широкое содержание истории максимально концентрируется в научной концепции с её новыми понятиями, определениями, принципами, хотя и основанных на уже известных науке фактах, явлениях и событиях. Такой дедуктивный способ построения и изучения истории позволяет выстраивать модели восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот. При этом конкретизация может быть сколько угодно различной, а количественно не столь обременительной, как при традиционной организации учебного процесса. Кроме того, здесь возникают дополнительные возможности для совершенствования системы контроля знаний обучающихся и формирования у них компетенций, а также знаний, умений и навыков. В результате освоения дисциплины студенты должны
знать:
· основные направления, проблемы, теории и методы истории;
· движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;.
· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней, выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
· логически мыслить, вести научные дискуссии;
· работать с разноплановыми источниками;
· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;
владеть:
· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
· навыками анализа исторических источников;
· приёмами ведения дискуссии и полемики.
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции. При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в повседневной жизни, средствами предоставляемыми учебным курсом «История».
Модуль-1
Российская государственность в контексте мирового развития
VI-XVII вв.).