Глоссарий к методическому пособию
Адепт (лат. adeptus — достигший) — последователь, обычно ревностный приверженец какого-либо учения, идеи, знания. Понятием может определяться не только отношение к учению, личности или организации, но и степень этого отношения.
Аматэрасу–верховное божество в японской религии синто, олицетворение Солнца. Согласно легенде потомок Аматэрасу – Дзимму, положил начало императорской династии Японии.
Античный - (лат. – древний) – древний период в истории и культуре Греции, Рима.
Атман–в индуизме означает сущность, суть, самотождественность чего-либо, относится обычно к живым существам.
Ахимса– одно из важнейших понятий и требований в индийской философии и культуре, означающее отказ от причинения вреда, порчи или ущерба любому живому существу.
А́рии— самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (II—I тыс. до н. э.), говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков. Языковая и культурная близость этих народов заставляет предположить существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные арийские, или как их ещё называют, индоиранские народы. В языках индоиранских (арийских) народов помимо значения «благородный», слово «арии» имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев («своих людей») окружающим чужим народам, «не ариям», «варварам». Предлагались различные версии происхождения «ar-i̯-o», начиная от уже оставленных в академических кругах версий XIX века от глагола «передвигаться» (то есть «кочевник») или от глагола «пахать» (то есть «земледелец»). В 1938 году Паулем Тиме была выдвинута получившая в своё время широкое распространение и критически переосмысленная Э.Бенвенистом этимология *ar-i̯-o- как «проявляющий гостеприимство» по отношению к *ari (ari «друг», «враг», «чужестранец»). В Древней Индии характерно использование ārya- в качестве общего этнонима всех арийских племён, исповедовавших ведическую религию и противопоставленных anārya- «неарий», dasyu-, dāsa «враги-аборигены» (даосы), mleccha- «варвар». В значении «благородный» он объединял три «дваждырожденных» варны (брахманы, кшатрии и вайшьи), противопоставленные шудрам как неарийской по происхождению варне. В значении «народ» им обозначались преимущественно ваишьи (то есть «простой люд») в противопоставление брахманам и кшатриям.
«Благородный муж» - этим термином в конфуцианстве называется нравственный идеал человека, это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
Брахманизм Брахма–один из трех верховных богов индуизма, бог-творец и отец других богов.
Брахман–в индуизме безличная абсолютная реальность, основа всего сущего.
Брахманизм–ступень в развитии ведических религий, предшествующая индуизму.
Брáхманы– высшая варна в древнеиндийском обществе. Брахмáны–часть ведийского канона, комментарии к Ведам.
- религиозная система, предшествовавшая и фактически являющаяся второй стадией формирования хинду-самая. Развивалась преимущественно на территории современной Индии в 1 тысячелетии до н.э. Брахманизм явился результатом приспособления к ведической религии местных культов индийского автохтонного населения. Верховные божества - Брахма, Вишну и Шива. Большую роль в культе играли анимистические представления и почитание предков. В основе философии брахманизма лежат концепции сансары и кармы, исходящие, в свою очередь, из добрахманистско-ведических представлений. Брахманизм отличает сложный ритуал, обрядовая регламентация жизни. Аскетические подвиги рассматриваются как средство улучшения кармы.
Брахма́ны (санскскрит.) — 1) священные писания индуизма, часть литературы шрути. Представляют собой комментарии к Ведам, объясняющие ведические ритуалы; 2) группа высших каст в Индии. В Древней Индии брахманы исполнители жертвоприношения, были знатокама и толкователями Вед, составляли одну из двух господствующих варн. В эпоху феодализма источникам существования большинства Б. стало не столько религия, сколько землевладение и государственная служба.
Буддизм – основанная Буддой в V в. до н. э. духовная традиция, выступающая как философия и религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом), возникла в 6-5 вв. до н.э. в Индии и названная по имени легендарного основателя Сидхартхе Гаутама (623-54 гг. до н.э.), который впоследствии получил имя Будды (Просветлённый). Буддизм получил распространение в Китае, Японии, Корее, Бирме и других странах Востока, отчасти в Средней и Центральной Азии. В центре религии – учение о «четырёх благородных истинах»: существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему». Путь к освобождению от страданий (нирване) предполагает выполнение особых ритуальных практик.
Будда(«Просветлённый») – исторический основатель духовной традиции буддизма, имя при рождении Гаутама Сиддхартха (VI–V вв. до н. э.).
Вайшьи– члены третьей из четырех варн в Древней Индии, в социальном плане – крестьяне.
Варна(вид, род, цвет) – название четырех социальных общностей, или рангов, на которые делилось население Древней Индии.
Веды(Знание) – древнейшие памятники индийской литературы, священные книги индуизма.
Вишну–в индуизме верховное полифункциональное божество, которому принадлежит роль спасителя людей в бедствии и охранителя мироздания.
Власть-собственность– понятие, характеризирующее особенности социально-политических отношений в традиционном обществе, отражающая специфику социальных отношений на Востоке, при которой власть формирует собственность, а следовательно и социально-экономические слои населения (классы, сословия) .
Вэнь–конфуцианское понятие, означающее культуру, связанную с книжной ученостью и ритуалом.
Гандизм–социально-политическое и религиозно-философское учениеМ. Ганди, основанное на идеях ненасилия, отрицания классовой борьбы и классовых противоречий.
Дао–«путь», «закон», «абсолют»,одна из важнейших категорий китайской мысли, в разных учениях дается специфическое толкование этого понятия в зависимости от особенностей каждого из них.
Даосизм– одно из направлений китайской философии и традиционная религия Китая. Основтель – Лао Цзы (имя философа переводится как «Старый Младенец, Мудрый Старец», VI—V веков до н. э., один из основателей учения даосизма, автор трактата «Дао Дэ Цзин» («Канон Пути и благодати», другое название «Три телеги» — написанный на бамбуке занимал три телеги).
Дзимму– мифический предок японских императоров, потомок богини солнца Аматэрасу.
Дхарма– важнейшее понятие индийской культуры, имеет множество значений, рассматривается как совокупность установленных правил, прежде всего ритуальных, соблюдение которых является необходимым условием поддержания космического порядка.
Дхармашастры – древнеиндийские религиозно-правовые трактаты.
Жэнь(гуманность, человечность, милосердие) – одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной духовной культуры.
Жрецы(одного корня со словом жертва) - посредники между богами и людьми, служители культа.
«И цзин» (Чжоу и) – «Книга перемен» - наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, оказавшее фундаментальное воздействие на всю культуру традиционного Китая.
Иерархия(греч. – священная власть) – 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации церковных общин, общества, в теории организации; 2) служебная лестница, ряд должностей, званий и т.п. в порядке подчинения и перехода от низшей к высшей.
Индуизм– древнейшая национальная религия Индии.
Инь – Ян–одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной двойственности мира, конкретизирующаяся в ряду оппозиций: темное и светлое, мягкое и твердое и т. д.
Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени и закономерно развивающейся. В соответствии с принципом историзма все явления действительности рассматриваются в конкретно-исторических условиях и связях.
Каста(португ. сasta – род, вид, порода) – закрытая общественная группа людей, осознающая свою общность, заключающая браки только между собою, имеющая круг традиционных занятий, а также специфические обычаи, обряды, мифологию и занимающая определенное положение на шкале социального престижа.
Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность к традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм. В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков», хотя при этом не отвергается развитие общества, если оно является постепенным, эволюционным. Допускает неравенство, как свойство общества. Одна из главных черт консерватизма — неприятие революционных изменений.
Конфуцианство(жу цзя) – одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Китая и Дальнего Востока. Конфуций(Кун Фуцзы) (552–479 гг. до н. э.) – основатель конфуцианства.
Кшатрии (раджаны) – члены второй по статусу варны в Древней Индии.
Лао-цзы–легендарный древнекитайский философ, которому приписывается авторство философского трактата «Дао дэ цзин». Предположительно жил в VI–V вв. до н. э.
Легизм (фа цзя) – «законники», одно из основных направлений этико-политической мысли. Основателем легизма считается Гуань Чжун (VIII–VII вв. до н. э.).
Маньчжуры– народность, коренное население Северо-Восточного Китая.
Марксизм - социально-экономическая, и философская теория, учение об общественно-экономических формациях, их смене в процессе исторического развития стран и народов, предполагает классовый анализ всех исторических событий, полагает, что историческое развитие происходит по причине классовой борьбы и смены общественно-экономических формаций в процессе социальной революции. Теория названа по имени основателя немецкого социолога К.Маркса.
Методология (греч. – учение о методе) – 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в решении частных теоретических и практических задач; 3) закономерности познания исторической действительности, реализуемая через принципы, методы и приёмы исторического исследования, важнейшими из которых являются принципы историзма и объективности.
Мэйдзи исин (реставрация Мэйдзи) – политический переворот и гражданская война 1867–1868 гг., приведшие к свержению власти сёгунов Токугава и восстановлению власти императоров.
Небесный мандат (天命, Tiānmìng) - одно из центральных понятий традиционной китайской политической культуры, используемое как источник легитимации правящей династии. Широко известен начиная с эпохи Чжоу, 11 в. до н.э. Примерно через сто лет (правление Му Вана, 976-922) в Чжоу получает широкое распространение термин "Сын Неба" (天子), используемый по отношению к правящему представителю дома-держателя Мандата. Правящий дом выступал как носитель монополии на связь с Небом, в качестве обладателя "небесного доверия", заслуженного путём накопления добродетели Дэ. Утрата добродетели трактовалась традиционной конфуцианской историографией как основная причина потери власти. Поэтому в классической литературе Китая основатели новой династии непременно предстают носителями добродетели, в то время как падение династии связывается с нравственным разложением правителя, которое приводит к потере мандата. Потеря Небесного мандата представлялась событием космического значения. Его изображали сопровождающимся катаклизмами и чудесами. Согласно Сюнь-цзы, безнравственность правителя могла стать поводом его свержения, т.о. благоволение неба не выступало пожизненным наследием. Подобное оправдание революции было настолько проблематичным, что Чжу Юаньчжан счёл нужным извлечь соответствующие места из существующих копий трактата. После его смерти целостность текста была восстановлена.
Неоконфуцианство– реформированноев период Сун (XI–XII вв.) философское учение, завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиционной культуры Дальнего Востока. Чжу Си, также известен как Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань; 1130—1200) — выдающийся конфуцианский философ династии Сунн (960-1279), основатель китайского неоконфуцианства. Философ-энциклопедист, литератор, текстолог, комментатор древних текстов. В истории китайской мысли часто называем второй по влиятельности фигурой после самого Конфуция; современники причисляли его наряду с Чжан Ши и Люй Цзуцянем к «трём мудрецам с Юго-Востока». В неоконфуцианстве объединены философские истины конфуцианства, даосизма, легизма, буддизма. Автохтонные наименования неоконфуцианства подчеркивают его разные аспекты: сун-сюэ — время возникновения; ши-сюэ — «реалистичность» и «практичность», в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; дао-сюэ — следование открытой древними «совершенномудрыми» ортодоксальной истине — дао-Пути; шэн-сюэ — признание за каждым человеком возможности лично достичь «совершенной мудрости» (шэн) в силу изначально присущей ему «доброй природы». Наиболее распространенные кит. обозначения неоконфуцианства — [син минъи] ли-сюэ, синь-сюэ — выделяют его центр. категории: «[индивидуальная] природа» (син), «предопределение» (мин), «должная справедливость» , «принцип» (ли]), «сердце».
Патернали́зм (лат. paternus — отцовский, отеческий): Покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным; а также уважение и благодарность младших по отношению к старшим. В международных отношениях — опека крупными государствами более слабых стран, колоний, подопечных территорий. Во внутригосударственных отношениях — политика государства в отношении своих граждан, направленная на всестороннее развитие и благополучие всех граждан. Характеризуется провозглашением лозунга «Государство для народа», а также сверхклассовой политикой (лавирование между классовыми интересами). Простым языком патернализм можно назвать как опеку отца (государственной власти) над детьми (гражданами) при удовлетворении потребностей граждан. Государство выступает как экономический субъект в стратегической и инфраструктурной сферах экономики, а также создаёт условия для максимального развития малого и среднего бизнеса, не вмешиваясь в его ведение напрямую.
Рита (Рта)– в индуизме мировой порядок, вселенский закон, обеспечивающий регулярность космических процессов.
Сётоку,Сётоку-тайси (574–622) – государственный деятель средневековой Японии, способствовал распространению буддизма, осуществил реформы государственного устройства.
Синтои́зм, синто (яп. 神道, синто:, «путь богов») — традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.
«Соляной поход»– эпизод сатьяграхи в Индии в 1930 г. под руководством М. Ганди.
Токугава Иэясу(1542–1616) – полководец и государственный деятель Японии, основатель династии сёгунов Токугава.
Фудзивара –аристократический род средневековой Японии, фактически управляли государством в IX – середине XI в.
Хуанди (Желтый император, желтый предок) – персонаж древнекитайских мифов и исторических преданий, культурный герой, один из родоначальников китайской нации.
Хунвэйбины(красные гвардейцы, красные охранники) – молодежные отряды радикально настроенных приверженцев Мао Цзэдуна из числа учащейся молодежи в годы «культурной революции» в Китае.
Цивилизационный подход к истории – методологический подход к изучению прошлого, характеризующийся анализом культурно-цивилизационных факторов исторического развития: религий, традиций, менталитета народов, этнических процессов. На основе этого подхода выделено несколько крупных цивилизаций, например, исламская цивилизация, китайско-конфуцианская и т.п. Цивилизация (лат. – «цивилис» - гражданский, общественный, государственный) – 1) сообщество людей, объединённых этническими, социокультурными, духовными, психологическими ценностями и идеалами, устойчивыми и сходными чертами экономического, социального, политического развития; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (См.Васильев В.И. Словарь исторических и общественно-политических терминов. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, Образование, 3005.- 604 с., с.570).
Шудры– члены низшей из четырех варн в Древней Индии.
Эгалитари́зм (фр. égalitarisme, от égalité — равенство) — концепция, предлагающая создание общества с равными возможностями по управлению и доступу к материальным благам всем его членам. Может рассматриваться как разновидность утопического социализма, основывающегося на всеобщем уравнении как основе социальной жизни. В социологии семьи эгалитаризм признаёт за супругами равные права в самореализации
Юань– монгольская династия, правившая в Монголии и Китае в XIII–XIV вв.
Юань Шикай (1859–1916) – китайский государственный и военный деятель, в 1912–1916 гг. президент Китайской республики.
Ямато–племенной союз III–IV вв. в центральной Японии, основа формирования раннесредневекового централизованного государства.
Ян – см. Инь – Ян
Гузаров Владимир Николаевич
История политических учений Востока
Методическое пособие
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕЗАДАНИЯ
Требования к рефератам
Реферат– это научная студенческая работа, подготовленная на основе обзора литературы по определенной проблеме. Реферат должен содержать: а) обоснование значения, актуальности выбранной темы, б) цели и задачи исследования, в) краткую информацию о прочитанной литературе, г) авторский текст студента содержащий анализ поставленных проблем, д) выводы по теме. Реферат должен быть правильно оформлен: а) иметь титульный лист с указанием названия вуза, кафедры, по профилю которой выполняется работа (истории и политологии), темы реферата, фамилии, инициалов автора реферата, номера группы и факультета, фамилии и инициалов руководителя работы, б) иметь план работы, в) введение с обоснованием темы, г) список использованной литературы, д) сноски на приводимые в тексте статистические данные, цитаты (или в скобках внутри текста, или внизу в подстрочнике, или после текста под соответствующей нумерацией). Реферат должен быть информативно насыщенным, аргументированным, самостоятельным сочинением студента.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Даосизм.
2. Дао-дэ цзин.
3. Конфуций и его учение.
4. Древнекитайский легизм.
5. Буддизм.
6. Артхашастра.
7. Политическая мысль средневекового Китая.
8. Политическая мысль средневековой Японии.
9. Реформы Мэйдзи.
10. Политический портрет Сунь Ятсена.
11. Учение Моо Цзэдуна.
12. Дэн Сяопин. Концепция социализма с китайской спецификой.
13. Политическая культура современной Японии.
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13.С.7.
[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.46.Ч.1.С.482.
[3] Там же. Т.28.С.215,221.
[4] Там же. Т.46.Ч.1.С.485.
[5] Там же. Т.25. Ч.2.С.345.
[6] Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Т.2. –М.:1997. С.51.