Прагматическое направление в китайском марксизме. Дэн Сяопин.
Дэн Сяопин. 1904-1997. Член компартии Китая с 1924 г. Принимал активное участие в вооруженной борьбе против Гоминьдана. После прихода к власти коммунистов (1949) в течение многих лет входил в состав руководства партии, во время «культурной революции» (1966-1976) дважды подвергался репрессиям. После смерти Мао Цзэдуна (1976) Дэн Сяопин стал высшим руководителем Китая. Он продолжил курс на «китаизацию марксизма». Дэн автор концепции «социализма с китайской спецификой», т.е. строительства социалистического общества с учетом реальной действительности Китая. Суть его учения состоит в прагматической интерпретации марксизма, в фактическом отходе от ряда его основных принципов — в отказе от абсолютизации общественной собственности, признании частной собственности равноправной формой хозяйствования.
Дэн Сяопин был сторонником развития экономических, политических и культурных отношений с зарубежными странами. Однако он же был решительным противником «западной буржуазной демократии», политического плюрализма, использования принципа разделения властей. Критика идей западной демократии сочеталась у него с утверждением в обществе руководящей роли коммунистической партии и её идеологии.
С 1979 г. по его инициативе в Китае началась перестройка. Во-первых, началось реформирование прежде всего экономической, а не политической структуры общества; во-вторых, реформы проводились постепенно; в-третьих, единой оставалась государственная идеология, в-четвертых, сохранялась руководящая роль партии коммунистов. В 1982 г. Дэн Сяопин призывал серьезно изучать и заимствовать опыт других стран, но предостерегал от слепого копирования. Дэн призывал, не порывая с марксизмом, идти собственным путем и «строить социализм с китайской спецификой».
Дэн Сяопин писал: «Дела Китая должны вестись в соответствии с реальной обстановкой, притом силами самого китайского народа. Независимость, самостоятельность и опора на собственные силы были и будут нашей исходной позицией. Китайский народ высоко ценит дружбу и сотрудничество с другими государствами и народами, но вдвойне дорожит своим правом на независимость и самостоятельность, завоеванными в длительной борьбе. Пусть никакие иностранные государства не рассчитывают на то, что Китай станет их придатком, покорно пойдет на ущемление своих интересов. Мы твёрдо и неуклонно проводим политику расширения внешних сношений, активно умножаем наши связи с другими странами на началах равенства и взаимной выгоды».
Китайский лидер резко выступил против западной идеологии: «Мы ни в коем случае не потерпим распространения у нас буржуазного образа жизни. Китайский народ преисполнен чувства национальной гордости и достоинства».
Важнейшие задачи 80-х годов, по Дэну, следующие: 1) ускорение темпов социалистической модернизации; 2) объединение с Тайванем; 3) борьба против гегемонизма. Разумеется, против советского гегемонизма. На следующие 20 лет Дэн Сяопин намечал четыре дела: 1) перестройку руководящего аппарата и реформу хозяйственной системы; 2) строительство социалистической духовной культуры; 3) пресечение преступной деятельности в экономической и других областях; 4) упорядочение партийного стиля и партийных организаций.
В 1984 г. Дэн Сяопин вновь подчеркивал, что для Китая очень важно придерживаться марксизма. Он говорил японской делегации: «Китайская революция вообще не могла бы увенчаться успехом без полной веры в марксизм. Эта вера была и остается движущей силой. Если бы после образования КНР мы взяли курс на капитализм, а не на социализм, то в Китае нельзя было бы покончить с хаосом, с инфляцией, с исключительно серьёзной нестабильностью цен, с всеобщей бедностью и отсталостью». Таким образом, вопреки фактам, китайский лидер однозначно отождествляет капитализм с отсталостью. Пример Японии, Южной Кореии и других стран для Дэна не существует.
Игнорируя реальные факты, Дэн Сяопин повторяет марксистские положения: «Социализм призван покончить с бедностью. Бедность — не социализм и тем более не коммунизм. Преимущества социализма именно в том состоят, что он постепенно развивает производительные силы, постепенно улучшает материальную и культурную жизнь народа». Дэн умалчивает о таком важнейшем понятии как «средний класс» и утверждает, что капиталистический путь позволяет разбогатеть лишь 10 % людей. Дэн Сяопин утверждал, что и через 30 лет в Китае не произойдет поляризации доходов. Китайский лидер надеялся на такое чудесное развитие при котором активные, умные не будут жить лучше пассивных и неграмотных. Тем не менее, Дэн Сяопин надеялся, что к концу XX века китайское общество станет средне зажиточным. Однако, как понимать этот средний уровень, ничего не сказано?
Дэн призывал, что для ускорения темпов экономического развития необходимо проводить политику расширения сношений с заграницей. «Мы открыли доступ в 14 крупных и средних приморских городов. Мы приветствуем иностранный капитал и достижения передовой зарубежной техники, причем управление тоже требует квалификации. Подорвет ли все это социализм? Думается, нет, ведь фундамент нашего государства составляет социалистическая экономика. Экономический базис социализма весьма широк, и привлечение иностранного капитала в несколько десятков, и даже сотню миллиардов долларов, не размоет у нас устои социализма. К тому же мы твердо придерживаемся социалистического принципа распределения и не допустим поляризации».
В 1986 г. Дэн назвал кровавое подавление студенческих волнений «методами целенаправленного воздействия». Он убежден, что престиж Китая от этого не пал. Принцип разделения властей китайский лидер описал так: «Из-за этого внутри страны происходит грызня и возникает лишняя канитель». Дэн Сяопин опять много говорил о диктатуре. «Борьбу против буржуазной либерализации нужно будет вести, по меньшей мере, в течение 20 лет. Развертывать демократию можно лишь постепенно, нельзя копировать то, что у Запада, иначе это приведет лишь к хаосу. Социалистическое строительство у нас должно вестись при наличии руководства и порядка, в условиях стабильности и сплоченности, и именно потому, я особо подчеркиваю целеустремленность и дисциплину. Попустительство буржуазной либерализации привело бы к новому капитализму, означало бы отказ от руководства со стороны компартии, тогда миллиардный народ потерял бы цементирующую силу, лишился бы боеспособности».
Выступления Дэна 1987 г. показывают, что он по-прежнему отвергал демократию индустриальных стран. При этом почти дословно повторялись формулировки Ленина. Самым большим преимуществом социализма китайский лидер признавал отсутствие разделения властей. Решили учредить особые экономические зоны, и они стали моментально создаваться. Парламентские процедуры однозначно трактуются как проволочки. Китайский лидер не привел других примеров. Между тем деятельность Мао была отмечена тем, что самые нелепые решения одного лица начинали немедленно исполняться миллиардным населением страны. В результате действия советской системы власти Китай, как и Россия, понес колоссальные убытки. Советская система не остановила «большой скачек», «культурную революцию» и так далее. Более того, Дэн Сяопин заявил, что народ не созрел до выборов лидеров государства. Значит, для социализма созрели, а для выборов — нет.
ТЕСТЫ
:test 6
:TYPE:MC
:QUESTION
Мао провозгласил создание КНР в:
:ANSWER1:0
1939 г.
:ANSWER2:100
1949 г.
:ANSWER3:0
1959 г.
:ANSWER4:0
1968 г.
:TYPE:MC
:QUESTION
Ли Дачжао и Чень Дусю приобщили Мао к:
:ANSWER1:0
либерализму
:ANSWER2:0
анархизму
:ANSWER3:100
марксизму.
:TYPE:MC
:QUESTION
Мао принял участие в установочном съезде КПК в:
:ANSWER1:0
1917 г.
:ANSWER2:100
19121 г.
:ANSWER3:0
1924 г.
:ANSWER4:0
1929 г.
:TYPE:MC
:QUESTION
В 1924 г. Мао:
:ANSWER1:100
вступил в союз с Гоминьданом
:ANSWER2:0
окончательно порвал с Гоминьданом
:ANSWER3:0
никогда не имел контактовс Гоминьданом.
:TYPE:MC
:QUESTION
В 1947-1949 гг. Мао помогали войска:
:ANSWER1:100
СССР
:ANSWER2:0
США
:ANSWER3:0
Гоминьдана
:TYPE:MC
:QUESTION
В Корейской войне 1950-1953 гг. Китай принимал участие на стороне:
:ANSWER1:0
США
:ANSWER2:100
Северной Кореи
:ANSWER3:0
Великобритании.
:TYPE:MC
:QUESTION
Мао встречался со Сталиным?
:ANSWER1:100
да
:ANSWER2:0
нет
:ANSWER3:0
только переписывались.
:TYPE:MC
:QUESTION
В ближайшее окружение Мао не входили:
:ANSWER1:0
Чжоу Эньлай
:ANSWER2:100
Дэн Сяопин
:ANSWER3:0
Чан Кайши
:ANSWER4:0
Ли Лисань
:TYPE:MC
:QUESTION
«Большой скачок» начался:
:ANSWER1:0
1949 г.
:ANSWER2:100
1958 г.
:ANSWER3:0
1968 г.
:ANSWER4:0
1972 г.
:TYPE:MC
:QUESTION
Политика «Большого скачка» ориентировала догнать:
:ANSWER1:0
США
:ANSWER2:0
СССР
:ANSWER3:100
Великобританию
:ANSWER4:0
Португалию.
:TYPE:MC
:QUESTION
Концепция, согласно которой в отсталых странах возможно установление демократической диктатуры народа как формы диктатуры пролетариата разработана:
:ANSWER1:0
Монтескье
:ANSWER2:0
Сунь Ятсеном
:ANSWER3:100
Мао
:ANSWER4:0
Дэн Сяопином.
:TYPE:MC
:QUESTION
Мао понимал демократическую диктатуру как союз нескольких классов:
:ANSWER1:0
пролетариата
:ANSWER2:0
беднейшего крестьянства
:ANSWER3:50
национальной буржуазии
:ANSWER4:0
капутистов
:ANSWER5:50
крестьянства.
:TYPE:MC
:QUESTION
Мао выделял следующие противоречия:
:ANSWER1:50
между нами и нашими врагами
:ANSWER2:50
внутри народа
:ANSWER3:0
между коммунизмом и национализмом.
:TYPE:MC
:QUESTION
Мао выделял следующие формы государственногостроя:
:ANSWER1:0
парламентские республики
:ANSWER2:0
президентские республики
:ANSWER3:50
республики буржуазной диктатуры
:ANSWER4:50
республики диктатуры союза нескольких классов.
:TYPE:MC
:QUESTION
Мао заимствовал следующие ленинские идеи:
:ANSWER1:33
о Советах
:ANSWER2:33
о демократическом централизме
:ANSWER3:33
о диктатуре
:ANSWER4:0
о нэпе.
:TYPE:MC
:QUESTION
Автор концепции социализма с китайской спецификой:
:ANSWER1:0
Мао Цэдун
:ANSWER2:100
Дэн Сяопин
:ANSWER3:0
Чэнь Бода
:ANSWER4:0
Линь Бяо.
:TYPE:MC
:QUESTION
Дэн выступал против:
:ANSWER1:0
марксизма
:ANSWER2:50
принципа разделения властей
:ANSWER3:50
буржуазного образа жизни.
ТЕМА 9. ГАНДИЗМ
Биография Ганди
Основные идеи
Мохандас Карамчанд Ганди происходил из семьи, принадлежащей к торгово-ростовщической касте бания, относящейся к варне вайшьев. Его отец, Карамчанд Ганди (1822-1885), занимал пост дивана — главного министра — Порбандара. В семье Ганди строго соблюдались все религиозные обряды. Особенно набожной была его мать — Путлибай. Богослужение в храмах, принятие обетов, соблюдение постов, строжайшее вегетарианство, самоотречение, чтение священных книг индусов, беседы на религиозные темы — все это составляло духовную жизнь семьи юного Ганди.
В 13 лет Мохандас вступил в брак со своей ровесницей Кастурбай. У супругов было четверо сыновей: Харилал, Манилал, Рамдас и Девдас. От старшего сына Харилала отец отказался. По свидетельству отца, он пил, развратничал и влезал в долги. Несколько раз Харилал менял религию. Все остальные сыновья были последователями отца и активистами его движения за независимость Индии. Девдас также известен своим браком с Лакши — дочерью Раджаджи, одного из руководителей ИНК и горячего сторонника Ганди. Однако Раджаджи принадлежал к Варне браминов, а межварновые браки противоречили религиозным убеждениям Ганди. Тем не менее, в 1933 году родители дали Девдасу разрешение на брак.
Представители современной индийской семьи политиков Ганди к числу их потомков не принадлежат.
В 19 лет Мохандас Ганди отправился в Лондон, где получил юридическое образование. В 1891 году, по завершении обучения, он вернулся в Индию. Поскольку профессиональная деятельность на родине не принесла Ганди особого успеха, он в 1893 году отправился работать в Южную Африку, где вступил в борьбу за права индийцев. Там он впервые применил в качестве средства борьбы Ненасильственное сопротивление (сатьяграха). Большое влияние на формирование мировоззрения Мохандаса Ганди оказала Бхагавадгита, а также идеи Л.Н. Толстого, с которым Ганди состоял в переписке.
В 1944 году М. К. Ганди возвратился в Индию, где активно включился в движение за достижение независимости страны от британского колониального владычества. В 1915 году знаменитый индийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандасу Ганди титул «Махатма» – «великая душа» (причём сам Ганди этого титула не принял, считая себя недостойным его). Один из лидеров ИНК Тилак незадолго до своей смерти объявил его своим преемником.
В борьбе за независимость Индии М. Ганди использовал методы ненасильственного сопротивления: в частности, по его инициативе индийцы прибегали к бойкоту британских товаров и учреждений. В 1921 году Ганди возглавил ИНК, который покинул в 1934 году в силу расхождения своих взглядов на национально-освободительное движение с позицией других руководителей партии.
Широкую огласку получили разногласия между Ганди и лидером неприкасаемых Амбедкаром по поводу предоставления последним полного равноправия с представителями других каст. Ганди считал, что радикальные взгляды Амбедкара приведут к расколу индийского общества. Голодовка, которую объявил Ганди в 1932 году, заставила Амбедкара пойти на уступки.
Махатма Ганди пользовался огромным влиянием как среди индусов, так и среди мусульман Индии и старался примирить эти враждующие группировки. Он крайне отрицательно отнёсся к разделению бывшей колонии Британская Индия в 1947 году на светскую республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан (в то время в государство Пакистан входил и нынешний Бангладеш, под названием «Восточный Пакистан»; отделился в самостоятельное государство от современного Пакистана в 1971 году).
30 января 1948 года на богослужении, проходившем в Дели, к нему подошёл фанатик-индус Натхурам Годзе. Он поклонился, вытащил спрятанный под одеждой револьвер и произвёл три выстрела в живот и грудь Махатмы. Слабеющий Махатма, поддерживаемый с обеих сторон племянницами, вскрикнул: «О, Рама! О, Рама! О, Рама!» Эти слова написаны на мемориале, воздвигнутом на месте выстрела. Затем показал жестами, что прощает убийцу.
30 января 2008 года, в 60-ю годовщину со дня гибели Ганди, часть его праха была развеяна над морем на мысе Коморин, южной конечности полуострова Индостан.
· Памятники и мемориалы, посвящённые Махатме Ганди, есть во многих городах мира: Нью-Йорк, Атланта, Сан-Франциско, Питермарицбург, Москва, Гонолулу, Лондон и др. Интересно, что почти все скульптуры изображают Ганди в преклонном возрасте, идущего босым и опирающегося на посох. Этот образ чаще всего ассоциируется со знаменитым индусом.
· А. Энштейн писал: «Моральное влияние, которое Ганди оказал на мыслящих людей, является намного более сильным, нежели кажется возможным в наше время с его избытком грубой силы. Мы признательны судьбе, подарившей нам столь блестящего современника, указывающего путь для грядущих поколений. … Возможно, грядущие поколения просто не поверят, что такой человек из обычной плоти и крови ходил по этой грешной земле».
· Портрет Ганди изображен на денежных купюрах номиналом в 5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 индийских рупий.
· Махатма Ганди входит в деясятку наиболее изученных личностей в мировой истории по данным каталога Библиотеки конгрессаСША.
· За пять месяцев до смерти Ганди — Индия мирным путем добилась национальной независимости. Работа семидесятивосьмилетнего Ганди была закончена, и он понимал, что час его близок. «Ава, принеси мне все важные бумаги,- сказал он внучке утром трагического дня.- Я должен отметить сегодня. Завтрашний день может никогда не наступить». Во многих местах своих статей и речей Ганди делал намеки, свидетельствовавшие о том, что он предчувствовал свой конец.
· Махатма Ганди написал два письма Адольфу Гитлеру, в которых отговаривал его от развязывания Второй мировой войны. Эти письма зачастую толкуются превратно, поскольку начинаются с обращения «мой друг».
Ганди звали Махатмой («великая душа»). Сам Ганди признавался, что его главным желанием было бы «осушить все слезы на всех глазах». Не будучи оригинальным мыслителем, он воспринял идеи различных религиозных традиций, прежде всего индуистской, и на их основе создал единственную в своем роде жизненную философию. Жизнь Ганди была воплощением его философии. Величайшим его достижением стало создание нового средства общественной деятельности, т.е. сатьяграхи, называемой также гражданским неповиновением.
Родители Ганди принадлежали к касте вайшьев (торговцев). Они были бакалейщиками. Дед был премьер-министром одного из княжеств, отец – министром. Ганди поклонялись Вишну. Мать Ганди была очень благочестива и совершала покаяния. У отца Ганди были друзья из числа индуистов. Джайнов, мусульман и зороастрийцев. В 13 лет Ганди женили. Брак оказался удачным. У них было четверо детей.
Когда Ганди исполнилось 19 лет, он отправился в Англию учиться на адвоката. Каста осудила намерение молодого человека. Юноша вне касты. Покидая Индию, он дал клятву матери не прикасаться к вину, женщинам и мясу. Ганди не понимал Бентама. Друзья советовали употреблять мясо.
Основные идеи
Именно в Лондоне Ганди начал вырабатывать жизненную философию. Он изучал Новый Завет, учение Будды и классическую религиозную книгу Индии Бхагавадгиту. Он писал впоследствии: «Мой юный ум пытался объединить учение Гиты, Света Азии, и Нагорной проповеди. Я видел, что высшая форма религии – отреченье, и что это глубоко запало в мою душу». Именно в Англии Ганди впервые осознал бесполезность одних лишь религиозных знаний. Трижды поднимался на Эйфелеву башню. Изучал труды Ф. Ницше («Так говорил Заратустра»), Л. Толстого («Краткое Евангелие»).
Ганди вернулся в Индию в 1891 г. чтобы заняться юридической практикой. Он был слишком скромен для адвоката. Однако со временем он разработал великолепную технику разрешения конфликтов тяжущихся сторон и полюбовного улаживания споров. Ганди считал, что подлинная задача юриста – объединить стороны, находящиеся в противоречии друг с другом. Он развивал принцип истины и ахимсы (ненасилия) и применял его в судебной практике.
В 1893 г. он отправился в Южную Африку в качестве юриста. Именно там его поиски истины стали плодотворными. Круг его занятий был весьма широк. Он пытался наладить общинную жизнь на фермах «Феникс» т «Толстой». Но, прежде всего, он посвятил свою жизнь борьбе с несправедливостью.
Сатьяграха: истина, ненасилие и самопожертвование (аскеза).
Два пути общения с несправедливостью:
1) продолжать быть жертвой;
2) вступить в борьбу.
Насилие порождает насилие. Ганди искал третий путь. Три его основные ценности – Истина, ненасилие и аскеза – объединялись в одном ответе, который он называл «сатьяграха»; буквально «упорствование в истине». Основная идея была такова: положить конец несправедливости, изменяя сердце человека, поступающего несправедливо. Любовью. В индуизме Ганди усматривал поиски истины ненасильственными средствами. Ненасилие – стержень гандизма. Оно выражается в двух ключевых понятиях: ахимса – ненасилие и сатьяграха (упорство в истине). Под насилием Ганди понимал не только лишение жизни, или физическое принуждение, но и различные формы эксплуатации, а также грубость, оскорбление. Принцип ахимсы казался Ганди абсолютным мировым законом, извечным доброжелательством ко всему живому, побуждающим человека избавляться от злобы и ненависти.
Ганди экспериментировал с сатьяграхой в Южной Африке, и в качестве лидера индийского националистического движения в Индии. Рассматривая различные сатьяграхи, возглавлявшиеся им, можно различить их идеальную модель. Первым шагом всегда был тщательный анализ всех факторов, ведущих к переговорам и к взаимному полюбовному соглашению. При этом необходимо неизменно оставаться открытым для обмена мнениями, помня, что каждая сторона в конфликте обладает лишь частичным видением проблемы и нуждается в критической перспективе другой стороны, чтобы отделить истину от лжи.
Если соглашение срывается, то сатьяграхин готовит свою группу к прямым действиям. Следует быть готовым идти на страдания, не нападая на противника, ответить любовью на эмоциональное и физическое насилие. Далее сатьяграхин заявляет о планируемых им действиях и упорствует в них, принимая все проявления враждебности, пока вопрос не будет разрешен к взаимному удовлетворению. В борьбе, ведущейся по модели Ганди, можно заявить о победе лишь в том случае, если противник может сделать то же самое.
Сатьяграха Ганди открыла всему миру новый способ разрешения конфликтов, который можно применять при возникновении конфликтов между нациями, между угнетенными меньшинствами и их правительствами, между различными социальными группами и даже между отдельными людьми. Это трудный путь, но лишь он может привести к надежному разрешению конфликтов. Возглавляемые Ганди в Южной Африке сатьяграхи показали успешность этого пути. Ганди вернулся в Индию в 1915 г. и в течение пяти лет стал лидером индийского националистического движения.
За политическую деятельность его трижды бросали в тюрьму. Его сатьяграхи пробуждали сознание индийских народных масс и делали британское правление все более и более несостоятельным – как морально, так и практически. Наконец в 1947 г. Великобритания была вынуждена предоставить Индии свободу. Благодаря Евангелию ахимсы переход власти от британского правительства к индийскому оказался самым мирным в истории человечества.
Дж. Неру
Джавахарлал Неру (1889-1964) родился в городе Аллахабаде в семье кашмирских брахманов. Его отец был адвокатом, одним из ведущих представителей умеренного крыла ИНК. Неру с детства погрузился в атмосферу национально-освободительного движения. В 1905-1912 гг. обучался в Кембриджском университете. В 1912 г. Неру вступил в ИНК.Он приветствовал линию Ганди, участвовал во всех кампаниях несотрудничества и гражданского неповиновения. Провел в тюрьмах более 10 лет.
В первой половине 30-х годов Неру становится вождем левого направления в ИНК. Неру стал первым премьер-министром независимой Индии и сохранил этот пост до своей кончины. Мировоззрение Неру формировала национальная культура, пример Ганди, а также западная либеральная традиция. Неру увлекался марксизмом. В 1927 г. побывал в Москве. Неру выступал за независимость и социализм.
Неру не признавал гандистской абсолютизации ненасилия. Неру казалось пагубным использование религии в политических целях. Он осуждал частые компромиссы Ганди с британской администрацией. Неру не собирался бросать вызов национальной буржуазии; он хотел лишь сдвинуть ИНК влево. Он был за сохранение национального единства перед лицом британского империализма. С 1939 г. Неру отходит от социалистических идей. С 1946 г. Неру возглавил Временное правительство и стал более умеренным. Слово «социализм» исчезло из его политического словаря. На передний план вышли гандистские и либеральные идеи. Неру понял, что марксизм «слишком узок», что коммунистическая теория устарела.
В 50-е годы Неру пишет о зреющих внутренних противоречиях в коммунистических странах, о подавлении свободы личности, презрении к нравственным и духовным ценностям, приверженности к насилию. Неру стал сводить гандизм к парламентским процедурам. От либералов Неру воспринял идею государства благоденствия, мирного развития на основе парламентской демократии, конвергенции двух систем. Неру предлагал национальное планирование при смешанной экономике, формирование государственного сектора путем «социализации вакуума», т.е. создания новых предприятий.
Неру содействовал утверждению в стране принципов парламентской демократии. Он один из авторов конституции.
Неру выступал за мирное существование государств. Мир может быть обеспечен только на началах справедливости и равенства. Он выступал за ликвидацию колониальной системы. Неру был инициатором движения неприсоединения. При участии Неру на конференции в Бандунге (1955 г.) были провозглашены пять принципов мирного сосуществования. В борьбе против войны Неру был большим реалистом, чем Ганди.
ТЕСТЫ
:test 6
:TYPE:MC
:QUESTION
Большое влияние на формирование идей Ганди оказали:
:ANSWER1:0
П. Чаадаев
:ANSWER2:100
Л. Толстой
:ANSWER3:0
И. Бентам
:ANSWER4:0
В. Ленин.
:TYPE:MC
:QUESTION
В борьбе за независимость Индии Ганди использовал методы:
:ANSWER1:0
партизанской войны
:ANSWER2:0
массового террора
:ANSWER3:100
ненасильственного сопротивления
:TYPE:MC
:QUESTION
Памятники Ганди воздвигнуты в городах:
:ANSWER1:50
Нью-Йорк
:ANSWER2:0
Кельн
:ANSWER3:0
Мадрид
:ANSWER4:50
Москва.
:TYPE:MC
:QUESTION
Портрет Ганди изображен:
:ANSWER1:100
на денежных купюрах Индии
:ANSWER2:0
на денежных купюрах Пакистана
:ANSWER3:0
только на почтовых марках Индии.
:TYPE:MC
:QUESTION
Ганди выделял три основные ценности:
:ANSWER1:333
истина
:ANSWER2:33
ненасилие
:ANSWER3:33
аскеза
:ANSWER4:0
единение
:ANSWER5:0
революционно-демократическая диктатура.
:TYPE:MC
:QUESTION
Ганди был лидером индийского:
:ANSWER1:0
коммунистического движения
:ANSWER2:100
либерального движения
:ANSWER3:0
националистического движения
:ANSWER4:0
анархизма.
:ANSWER5:0
синтоизма.
:TYPE:MC
:QUESTION
Мировозрение Неру формировала:
:ANSWER1:0
немецкая классическая философия
:ANSWER2:100
западная либеральная традиция
:ANSWER3:0
идеи Конфуция
:ANSWER4:0
идейное наследие Мао.
:TYPE:MC
:QUESTION
Неру был инициатором:
:ANSWER1:0
расширения социалистического лагеря
:ANSWER2:0
присоединения к НАТО
:ANSWER3:100
движения неприсоединения
:ANSWER4:0
объединения Кореи.
Литература
Академик Тихвинский С.Л. Переписка И.В. Сталина с Мао Цзэдуном в январе 1949 г. // Новая и новейшая история. 1994. №4-5. С.132-140.
Александров Г.Ф. История социологических учений. Древний Восток.- М.:1959.-598 с.
Александров Г.Ф. Очерк истории социальных идей в Древней Индии. –Минск:1959.
Антология даосской философии.-М.:1994.
Антология мировой политической мысли. В 5 томах. Т.2. –М.:1997.
Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Т.1. Веды. «Законы Ману».
Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Т.2. Зарубежная политическая мысль ХХ века. –М.: «Мысль», 1997.
Артхашастра или наука политики. Пер. с санскрита. –М.:1993.
Арутюнов С.А., Джарылгасинова Р.Ш. Япония: народ и культура. –М.:1991.-64 с.
Бертронг Д. Конфуцианство. М.: 2004.-303 с.
· Бессмертный лотос: Слово об Индии / Сост. А. Сенкевич. — М.: Мол. гвардия, 1987.
Васильев Л.С. Древний Китай. В 3-х томах. –М.:1995.
Васильев Л.С. История Востока. В 2-х томах.-М.:1993.
Вебер М. Избранное. Образ общества. –М.:1994.
Вербицкий С.И. Япония в поисках новой роли в мировой политике. –М.: Наука, 1992. –268 с.
Восток-Запад. Исследования.-М.:1988.
· Горев А. В. Махатма Ганди. 2-е изд. — М.: «Международные отношения», 1989.
Горячева Н.В. Оппозиционные партии Японии: некоторые тенденции и проблемы. – В кн.: Япония 1988. Ежегодник. – М.: Наука. Глав. ред. вост. лит-ры, 1989. с. 77-90.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. – СПб.:1995.
· Девяткин С.В. Искусство сатьягракхи // Опыт ненасилия в XX столетии. Под ред. Р. Г.Апресяна. — М.: Аслан, 1996.
Демократия в Японии: Опыт и уроки («круглый стол» советских японоведов). АН СССР, - М.:1991. – 70 с.
Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. – М.: Наука, 1992. –215 с.
Ермакова Т.В. Классические буддийские практики. Путь благородной личности. СПб.: 2006.-304 с.
Загорский А.В. Япония и Китай: пути общественного развития в оценке японской историографии. – М.:Наука,1991.-193 с.
· И. Ермашев Сунь Ят-сен. Жизнь замечательных людей, Молодая гвардия, 1964 г.
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. –М.: Наука, 1987. – 317 с.
Из истории общественной мысли в Японии XVII-XIX вв.-М.:1990.
История государства и права зарубежных стран. Ч.2. 1998. С.453-477.
История государства и права зарубежных стран. Часть I. –М.:1998.
История государства и права. –М.:1996.
История Китая: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. –М .: Изд-во МГУ, 1998.
История политических и правовых учений. Учебник для вузов. – М.:1996.
История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под ред. В.С. Нерсесянца. –М .: 1996. Гл.2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока. С.7-33.
История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение.-М.: Наука,1986.
История стран Азии и Африки в новое время. Ч.1. Учебник. –М .: Изд-во МГУ, 1989. –384 с. ; Ч.2. 1991. –368 с.
История Японии. Т.1. С древнейших времен до 1868 г. – М.: Институт востоковедения РАН, 1998.
История Японии. Т.2. 1868-1998. –М.: Институт востоковедения РАН, 1998.
Китай: история в лицах и событиях.-М.:1991.
· Комаров Э. Н., Литман А. Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. — М.: Наука, 1969
Конрад Н.И. Очерки истории культуры средневековой Японии. – М.:1980.
Конфуцианство: этапы развития. СПб.: 2006.-345 с.
Крупянко М., Арешидзэ Л. Япония. Концепция национальной безопасности. // Азия и Африка сегодня. 1999. №3.
Крымов А.Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900-1917).-М.:1972.
Кулик Б.Т. США и Тайвань против КНР. 1949-1952 гг. Новые архивные материалы // Новая и новейшая история. 1995. №5.С.19-40.
Кутаков Л.Н. Москва-Токио. Очерки дипломатических отношений, 1956-1986. –М.: Межд. отношения, 1988. – 271 с.
Лазарев А.М., Полякова Н.А., Смирнов Б.В. Печать, радио и телевидение Японии.-М.:1974. «Дух Ямато» в прошлом и настоящем.-М.:1989.-215 с.
Литературные премии Японии, 1960-1980. Справочное пособие. –М.: ВГБИЛ, 1987. –312 с.
Макарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии: обычаи, обряды, социальные функции. – М.:1990.– 245 с.
Малявин В.В. Молния в сердце: Духовное пробуждение в китайской традиции. – М.:1997.
Малявин В.В. Молния в сердце: Духовное пробуждение в китайской традиции. – М.:1997.
Мамаева Н.Л. Гоминьдан в национально-революционном движении Китая (1923-1927 гг.).-М.:1991.-211 с.
Маркс К. К критике гегелевской философии права. – Соч. Т.1.
Маркс К. К критике политической экономии. – В кн.: Избранные произведения. Т.1.-М.:1970. С.107-127.
· Мартышин О. В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди.— М.: Наука, 1970
Марченко М.Н. История политических и правовых учений. М.: 2005.-495 с.
· Матвеева Г. С. Отец республики: Повесть о Сунь Ят-сене. – М.: Политиздат. Пламенные революционеры, 1975. — 398 с, ил.
Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». –М.:1996.-512 с.
Михайлова Ю.Д. Некоторые тенденции развития социально-политической мысли Японии в период Токугава (1603-1867). – В кн.: Япония: идеология, культура, литература. –М.: Наука, 1989.С.40-47.
Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: учебник. 2-изд. М.: 2005.-591 с.
Мясников В.С. Реформы и революции в Китае // Новая и новейшая история. 1997.№3. С.208-215.
Нагата Хироси. История философской мысли Японии.-М.:1991.
· Намбудирипад Е. М. Махатма Ганди и гандизм. — М.: Изд-во иностр. лит., 1960
· Оруэлл Дж. Размышления о Ганди // Человек. № 2, 2001
· Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения Индии XX в. / Пер. с англ., бенг. и урду; Редкол.: Э.Комаров, В.Ламшуков, Л.Полонская и др. — М.: Худож. лит., 1987
Пасков С.С. Япония в раннем средневековье, 7-12 вв. Исторические очерки. –М.: Наука, 1987. – 197 с.
Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М.: Наука: 1993.-440 с.
Пескова Г.Н. Становление дипломатических отношений между Советской Россией и Китаем. 1917-1924 гг. // Новая и новейшая история. 1997. №4. С.105-134.
Петров А.М. Запад-Восток: Из истории идей и вещей: Очерки. –М.: Вост. лит.:1996. –222 с.
· Полонская Л. Р.Махатма Ганди: Смысл жизни. Святой или политический деятель? // Новая и новейшая история № 4, 1991
Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1-2. –М.:1992.
Поршнева Е.Б. Даосская традиция в народных религиозных движениях. – В кн.: Дао и даосизм в Китае.- М.:1982.
Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднего средневекового Китая. Проблемы идеологии. – М.:1991.-220 с.
Русский узел евразийства: Восток в русской мысли: Сб. трудов евразийцев. – М.:1997.-525 с.
Рыбаков Р.Б. Ненасильственная борьба за мир без насилия (Ахимса в индийской традиции и в учении М.К. Ганди) //»Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М.: ИВИ РАН, 1998.
Саркисов К.О. Внутриполитическая обстановка в Японии в 1987 г. – Там же. с. 29-45.
Сидоров, Серафим. Буддизм: история, каноны, культура. М.: 2005.-487 с.
Синьхайская революция. 1911-1913. Сборник документов и материалов. – М.:1968.
Спеваковский А.Б. Религия синто и войны. – Л.: Лениздат, 1987. – 112 с.
Степанянц М.Т. Мир Востока: Философия: Прошлое, настоящее, будущее. М.: 2005.-375 с.
· Сунь Ятсен. 1866—1966. К столетию со дня рождения. Сборник статей, воспоминаний и материалов. М. Гл. Редакция Восточной литературы, 1966 г.
Сунь Ятсен. Избранные произведения. Издание второе, испр. и доп. Изд-во «Наука». Глав. ред. вост. лит-ры.-1985.
· Сунь Ятсен. Избранные произведения. М. Наука, 1985 г
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ювэй.-М.:1959.
Тойнби А.Д. Постижение истории.- М.:1991.
Толстогузов А.А. Очерки истории Японии VII-XIX вв. Становление феодализма.- М.:1995.-333 с.
Фань Ю-лань. Краткая история китайской философии. – СПб.:1998.
Федоренко Т.Н. Беседы с Мао Цзэдуном на пути в Москву. Декабрь 1949 г. // Новая и новейшая история. 1996. №6.С.124-135.
Хрестоматия по истории Китая в средние века (XV-XVII вв.).- М.:1960.-207 с.
Хрестоматия по истории Китая в средние века.-М.:1960.
Чудодеев Ю.В. Накануне революции 1911 года в Китае.-М.:1966.
Юань Кэ. Мифы Древнего Китая.- М.:1987.
Япония и мировое сообщество: социально-психологические аспекты интернационализации. – М.:1994.-239 с.
Япония: идеология, культура, литература. –М.:Наука,1980 –197 с.
Япония: культура и общество в эпоху научно-технической революции. – М.: Наука. Глав. ред. восточной лит-ры. 1985. Гл. 1-3.
Япония: лики страны в разные времена: Сб:- М.:1994.-237 с.
Японские консерваторы в 80-е годы. Научно-аналитический обзор. –М.:ИНИОН, 1989.-76 с.
Ясперс К. Будда. – В кн.: Западная философия. Итоги тысячелетия. – Екатеринбург,1997. С.158-192.
Ясперс К. Будда. – В кн.: Западная философия. Итоги тысячелетия. – Екатеринбург,1997. С.158-192.
Входной контроль
История политических учений Востока опирается на такие дисциплины как:
1) математика;
2) всемирная история;
3) политология;
4) социология.
Эталон: 3, 4.
Соотнесите название политических трактатов и их авторов.
1) «Политика» а) В. Ленин
2) «Государь» б) Аристотель
3) «Государство и революция» в) Н. Макиавелли
4) «Артхашаства» г) Каутилья
Эталон: 1-б, 2-в,3-а, 4-г.
К. Маркс выделял следующие понятия:
1) мимесис;
2) базис;
3) универсальное государство;
4) внутренний пролетариат.
Эталон: 2) базис.
Какая из перечисленных стран первая приняла конституцию?
1) США,
2) Япония;
3) Россия;
4) Китай.
Эталон: 1) США.
Какие события происходили в России во время революции Мэйдзи?
1) в