Социально-политическая мысль Японии периода Токугава (1603-1867 гг.).
Общественная мысль Японии характеризуется удивительным богатством и разнообразием. Ее можно сравнить с сунской философией в Китае или эпохой Просвещения в Европе. При изучении общественной мысли периода Токугава выделяют обычно три основные школы: китайских наук (кангакуха), японских наук (кокугакуха) и голландских наук (рангакуха) — в зависимости от ориентации на китайскую или японскую классику либо на европейскую научную литературу. Вместе с тем нельзя не учитывать, что целый ряд мыслителей, живших и творивших в период Токугава, не принадлежали к какой-либо школе. Учения многих из них были весьма эклектичны.
Важнейшее значение японцы уделяли следующим проблемам: интерпретация институтов власти императора и сёгуна; отношение Японии и японской культуры к чужеземным цивилизациям. Обе проблемы в своей основе связаны с древнейшими синтоистскими представлениями о божественности и вечности императорской власти, о способности императора в силу харизматических свойств оказывать благоприятное воздействие на положение в стране, а также о превосходстве Японии и японцев. На протяжении веков синтоистские представления превратились в своего рода «сквозные» идеи, высказывавшиеся в сочинениях отдельных японских авторов.
Новый этап в интерпретации «сквозных» идей наступил в период Токугава. В это время появилось большое число работ, авторы которых рассматривали вопрос о том, кто является верховным правителем страны, император или сёгун, и каковы взаимоотношения между ними.
Официальная доктрина сёгуната Токугава, разработанная конфуцианским ученым Хаяси Радзан (17 век), гласила, что сёгун правит на основании полученного им «мандата Неба», является верховным правителем страны объектом «великого морального долга» со стороны подданных. Актом получения «мандата Неба» считались битва при Сэкигахара (1600 г.) и захват Осака в 1614 г. Токугава Иэясу. Хотя концепция «мандата Неба» оставляла без внимания вопрос о положении императора, Хаяси Раздан не отвергал основной тезис синто о божественности и вечности императорской династии, подчеркивал, что японская императорская династия существует на протяжении 130 поколений. Аналогичных взглядов придерживался Муро Кюсо и Огю Сорай. Однако большинство ученых стремились теоретически обосновать абсолютный авторитет императора и в то же время придать прочную основу власти сёгуна.
Так, Кумадзава Бандзан (17 век), японский последователь учения Ван Янмина, считал, что объектом «великого морального долга» является император, и мотивировал это следующим образом. Он отождествлял три регалии императорской власти с тремя конфуцианскими добродетелями: зеркало — с мудростью, яшму — с гуманностью, меч — с мужеством. По мнению ученого, их принадлежность императорскому роду обусловливает качественно иную природу императоров по сравнению с другими людьми, что и позволило вывести народ Японии из состояния варварства и невежества. Императорская династия, таким образом, представала как источник мира, гармонии и цивилизации.
Кумадзава Бандзан был одним из первых мыслителей периода Токугава, кто четко определил отношения между императором, сегуном и подданными. По его мнению, сёгун должен показывать феодальным князьям образец почитания императора, тогда и они будут оказывать ему соответствующее уважение, а всё вместе приведет к стабильности общества. Вывод мыслителя состоял в том, что император стоит на недосягаемой высоте, он небесный правитель (тэнно) и как бы освобождается от реальной политической власти. В то время как сёгун, военный правитель, не может подняться до положения императора, но обладает реальной властью и является фактическим правителем страны.
Аналогичные идеи излагал Ямадзаки Ансай (17 век), учение которого основывалось на синтезе конфуцианства и синто. Ямадзаки Ансай считал, что император является наивысшим выражением Неба, земли и человека. Однако он не «Сын Неба», как считалось в Китае, а сам и есть Небо и потому достоин абсолютного и безусловного почитания. В противоположность конфуцианской идее о том, что правителем становится добродетельный человек, Ямадзаки Ансай считал, что через три синтоистские регалии власти добродетель передается от императора к императору, даже если император не был доброжелательным до восшествия на престол.
ТЕСТЫ
:test
:TYPE:MC
:QUESTION
Закон 17-ти статей появился в:
:ANSWER1:100
7 веке
:ANSWER2:0
10 веке
:ANSWER3:0
15 веке.
:TYPE:MC
:QUESTION
Централизованная власть была установлена в Японии после переворота Тайка в:
:ANSWER1:0
5 веке
:ANSWER2:0
10 веке
:ANSWER3:0
14 веке
:ANSWER4:100
7 веке.
:TYPE:MC
:QUESTION
Древняя религия японцев, отводившая правителю роль первосященника, божественного потомка солнца:
:ANSWER1:0
даосизм
:ANSWER2:0
брахманизм
:ANSWER3:100
синто
:ANSWER4:0
зороастризм.
:TYPE:MC
:QUESTION
Общественная мысль периода Токугава (17-19 вв.) была представлена несколькими школами:
:ANSWER1:33
китайских наук
:ANSWER2:33
японских наук
:ANSWER3:33
голландских наук
:ANSWER4:0
английских наук.
:TYPE:MC
:QUESTION
В 17 веке официальная доктрина утверждала, что сегун правит на основании:
:ANSWER1:0
народного волеизявления
:ANSWER2:0
приказа императора
:ANSWER3:100
«мандата Неба».
:TYPE:MC
:QUESTION
Существовало три регалии императорской власти в Японии:
:ANSWER1:0
шар
:ANSWER2:0
знамя
:ANSWER3:33
зеркало
:ANSWER4:33
меч
:ANSWER5:33
яшма
:ANSWER6:0
дракон.