Идеи древнекитайского легизма (Шень Бу-хай, Шан Ян)
Легизм как доктрина был сформулирован сравнительно поздно, не ранее 4 века до н.э. В отличие от половинчатого моизма с его утопическими иллюзиями, легизм был четко сориентирован на силу и принуждение государственной власти. Термин (фа-цзя, школа «законников») в данном случае не слишком точен. Легисты не были сторонниками закона в европейском смысле этого слова. Идея фа в теории и практике древнекитайского легизма означала строгий регламент, административный приказ, веление начальства. Любое указание сверху должно было выполняться неукоснительно, под угрозой строгих наказаний за неповиновение.
Легисты предложили свой, более жесткий вариант управления обществом. Легисты как теоретики были в этом плане продолжателями того пути, который начал Мо. Но в отличие от него они не были утопистами. Напротив, их идеи соответствовали административной практике чжоуского Китая. Не случайно теоретиками легизма были не свободные от службы мыслители, а всесильные министры. Министры имели реальную возможность проверить свои теории на практике.
Различают две основные ветви легизма. Первая из них связана с именем министра царства Хань Шэнь Бу-хая (400-337 гг. до н.э.). Чженские и цзинские политические традиции были той основой, на которой Шень Бу-хай создал свою теорию управления. Смысл этой теории сводился к тому, что главное — искусство умелого руководства. Глава государства должен опираться на многих способных помощников, не доверяясь абсолютно ни одному из них.
В доктрине Шеня правитель — это ось, вокруг которой вращается множество спиц. Он должен быть точным в выражении своих мыслей и неторопливым в делах, обязан контролировать свои чувства и продумывать действия. При этом мудрость его не должна бросаться в глаза, а управлять следует по принципу недеяния (увэй), т.е. все видеть, слышать, знать, уметь, предвидеть и организовать так, чтобы не было необходимости в повседневном вмешательстве сверху, чтобы все шло само собой, как следует, в крайнем случае — при минимальной корректировке со стороны правителя.
Шень обращал особое внимание на то, чтобы все вещи и явления соответствовали своим наименованиям, дабы не было путаницы. Все должностные лица обязаны соответствовать своим должностям и справляться с обязанностями. Администраторы должны подбираться на основе объективных показателей. Искусство управления по Шень Бу-хаю содержит и много других полезных рекомендаций. Так, правитель должен внешне выглядеть любезным, но внутренне постоянно быть готовым к решительным действиям. Правителю не следует хвастать ни умом, ни властью, но при случае он должен умело пользоваться тем и другим.
Хороший правитель обычно дает подчиненным свободу действий, но в то же время жестко их контролирует. Ему никогда не следует отдавать невыполнимые приказы, и он обязан тщательно продумывать все сказанное. Подбор кадров должен базироваться на конкурсной основе. Шень Бу-хая можно считать своего рода прародителем будущей экзаменационной системы.
Легизм в варианте Шеня — это более высокая теория, нежели повседневная практика, скорей идеальная конструкция, чем реальная модель поведения. Но тем не менее нетрудно заметить, что в теории управления по Шеню собрана мудрость поколений администраторов, и вся эта мудрость сконцентрирована на том, чтобы дать в руки умелому правителю механизм надежной централизованной власти.
Вторая ветвь легизма. Теория Шан Яна.
Шан Ян стал всесильным министром в царстве Цинь. Для этого, в недавнем прошлом полуварварского государства, Шан Ян создал свою доктрину. Трактат «Шан-цзюнь му» («Книга правителя области Шан») получил широкую известность.
Главное в администрации — это жестокая власть, основанная на системе доносов и суровых наказаний даже за незначительные проступки. Человек по природе порочен и глуп. Глупость его для начальства даже удобна — легче управлять. Но пороки надлежит сурово и решительно искоренять, для чего в стране необходимо безраздельное господство закона, т.е. приказа. Приказы должны быть ясными и понятными всем, а выполнение их — задача администрации. Блюсти законы обязаны все, независимо от должности. Если закон и порядок обеспечены, государство становится сильным. Народ же нужно искусственно ослабить — в этом таится сила государства.
Единый для всех закон и система наказаний — основа социальной регуляции общества. Что же касается народа, то его поведение следует унифицировать и регулировать с помощью строгих и мелочных регламентаций. Усилия людей необходимо концентрировать на главном, что дает силу государству. Это главное — земледелие и военное дело. Земледелие обеспечивает изобилие, военные занятия — силу.
Государству вредят и мешают: говоруны-ученые, частники-стяжатели, торговцы, ориентированные на рынок. Все, чем они занимаются,— второстепенные, вредные занятия, которые должны строго ограничиваться и жестоко контролироваться. Для этого необходимы действенный контроль и хорошо налаженная система доносов и круговой поруки как среди простого народа, так и в рядах чиновничества.
Аппарат власти следует держать в строгости, нельзя позволять его членам злоупотреблять служебным положением и поддаваться коррупции. В аппарате не нужны ни слишком умные, ни чересчур способные. В аппарате должны преобладать средние и законопослушные, дельные и преданные правителю чиновники. Аппарат должен быть свободным от групповых и частных интересов.
Шан Ян создал иерархию рангов-ступеней административной лестницы с ощутимыми льготами для тех, кто поднялся достаточно высоко. Шан Ян стал награждать внеочередными рангами воинов, прославившихся в битвах. Тем самым был создан стимул для воинской доблести и успехов. Шан Яну принадлежит также идея продавать богатым ранги за весьма высокую плату, ослабляя тем самым могущество частных собственников и укрепляя материальную базу казны.
Были и другие, менее известные варианты легизма. В целом же, как течение мысли легизм оказался наиболее последовательным выражением интересов сторонников той модели развития древнекитайского государства и общества, которая отвечала духу радикальных реформ, отказа от отживших традиций и усиления государства за счет ослабления народа.
Шан Ян — инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).
Основные идеи школы:
· Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.
· Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты.
· Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
· Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
· В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».
· Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.
· Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.
· Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.
· Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
· Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
· За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
· Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.
Более поздние последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством.
· Гуань Чжун — сторонник абсолютного тотального контроля со стороны государства, вплоть до контроля сквозняков в жилищах, а также сторонник государственной помощи бедным.
· Шан Ян — сторонник милитаризма, превративший Цинь в одно из сильнейших княжеств, поощрял ремёсла и сельское хозяйство, в популистских целях обращал купцов в рабство, распустил всю невоенную аристократию.
· Вэй Ляо-цзы — сторонник придания легизму большей гуманности в конфуцианском духе. Он остался теоретиком и считал что нужно запретить все ремёсла, не имеющие отношения к производству оружия.
· Принц Хань Фэй и Ли Сы — сторонники сочетания легизма с даосиссткими идеями естественности (государство не должно мешать жить своим жителям). Их идеи были приняты на вооружение Цинь Ши Хуанди.
ТЕСТЫ
Автор трактата «Дао Дэ Цзин»:
Ашока
Каутилия
Лао-Цзы
Чжуан Чжоу.
Эталон: 3) Лао Цзы.
Конфуций противопоставлял «благородного мужа»:
императору
небу
«маленькомучеловеку».
Эталон: 3) «маленькому человеку».
:test
:TYPE:MC
:QUESTION
Конфуций проповедывал:
:ANSWER1:0
мистицизм
:ANSWER2:0
анархизм
:ANSWER3:100
патернализм.
:TYPE:MC
:QUESTION
Теоретиками легизма были:
:ANSWER1:0
сторонники Конфуция
:ANSWER2:0
свободные от службы мыслители
:ANSWER3:100
министры.
:TYPE:MC
:QUESTION
Шень Бу-хай и Шань Ян были:
:ANSWER1:0
учениками Конфуция
:ANSWER2:0
основателями даосизма
:ANSWER3:100
законниками.
:TYPE:MC
:QUESTION
Легисты считали, что государству мешают:
:ANSWER1:0
законники
:ANSWER2:50
говоруны-ученые
:ANSWER3:0
воины
:ANSWER4:50
:TYPE:MC
:QUESTION
Девяти наказаниям должна соответствовать одна награда. Это положение выдвигали:
:ANSWER1:0
даосы
:ANSWER2:0
конфуцианцы
:ANSWER3:100
легисты
:ANSWER4:0
марксисты.