Важно-преважно: каждый выпуск радио-передачи должен быть тематическим (профессиональный праздник или другое событие Чадограда).
Радиоведущий.
Н.П:Радио всегда с нами: и дома, и в транспорте, и на работе. Важной задачей радиодиджея является находить общий язык с аудиторией. В обязанности диджея на радио входит включение музыки и музыкальных заставок в эфире, правильное и красивое соединение музыки, новостных блоков и рекламы. Ведущий телепрограммы должен быть интересен слушателю, уметь завладеть вниманием своих слушателей.
Радиодиджеи делятся на линейных диджеев и ведущих программ.
Линейный диджей отвечает за эфирное наполнение радиостанции в течение нескольких часов по определенным дням или неделям. Его задача – создать такое настроение, чтобы тому, кто настроился на волну радиостанции, не хотелось переключаться. Приняв звонок от слушателя, линейный диджей должен показать себя одновременно и веселым, и вежливым человеком.
Другая часть работы линейного радио диджея – представлять музыку и запускать ее запись в эфир. Здесь важно сделать переход от одной композиции к другой незаметным. Для этого нужно профессионально работать с микшерским пультом.
Линейный диджей должен грамотно организовать эфир. В определенные моменты ему нужно сообщить информацию о погоде, пробках, вовремя запустить рекламный блок, включить микрофон ведущего новостей, тематических передач и т.п.
Что касается ведущего отдельных программ, то он отвечает только за свою передачу, которая может проходить как в прямом эфире, так и в записи. Если речь о какой-либо информационной программе, ведущему нужно быть экспертом в соответствующей проблематике.
Необходимые профессиональные навыки и знания:
- умение работать с необходимой аппаратурой (микшерский пульт, микрофон, телефон и пр.);
- знание в области музыки, музыкальных исполнителей, музыкальных композиций, новинок музыкальной индустрии;
- поставленная речь и навыки ораторского мастерства и многое другое.
Н.П:И прежде чем перейти к непосредственной работе радио-ведущего, я покажу вам несколько упражнений на развитие дикции.
Вводные упражнения:
В первую очередь надо поработать над дыханием. Во время выполнения этого упражнения вы должны постоянно дышать через нос, следите за этим.
1. Работа над вдохом-выдохом
Одним из первых упражнений для улучшения дикции является правильное дыхание Выдох: расставьте ноги на ширине плеч, руки на пояс и сделайте медленный выдох через маленькое отверстие в губах так, чтобы ощущалось сопротивление воздуха губами. При этом мысленно проговаривайте любое четверостишие, какое придет в голову.
2. Тренировка мышц неба
Неторопливо произнесите 3 раза подряд согласные «К» и «Г», потом почти не открывая рта, но при открытом зеве без голоса произнесите 3 раза гласные «А», «О», «Э».
Прополоскайте рот воздухом так, как вы это делаете водой, проследите, чтобы ощущения были схожими.
Раскройте рот на ширине двух пальцев между зубами и произнесите «АММ…АММ» так, чтобы «А» было шепотом, а «М» – звонким и так повторяйте несколько раз.
3. Тренировка губ и языка
Тренировка губ и языка Для тренировки верхней губы произнесите «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», а для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
Придайте расслабленному языку форму лопаты и положив его на нижнюю губу, произнесите «И», «Э», повторите несколько раз.
Придайте языку форму изогнутого крючка и проведите острием по небу, одновременно произнося «О», «У».
Тяните звук «М» при закрытом рте и внутренних движениях языка по небу, щекам и губам.
Упражнения для улучшения дикции:
После выполнения всего вышеописанного можно переходить к упражнениям, улучшающим дикцию. Они направлены на устранение наиболее распространенных погрешностей в произношении, обусловленные неразвитостью речевого аппарата.
1. Слабая нижняя челюсть
Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» и т.д. При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается. После повторения проделайте их в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.
То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.
Ещё один ряд очень полезных упражнений, выполнение которых в короткие сроки даст ощутимый результат:
1. Произносите поочередно следующие гласные звуки, стараясь максимально удлинять каждый звук на одном выдохе:
А – О – У – Э – Ы – И
Сначала после каждого звука добирайте дыхание. Затем на одном дыхании произносите три звука: А-О-У, добирайте воздух и продолжайте Э-Ы-И, а потом добивайтесь того, чтобы все звуки произносить подряд на одном дыхании.
2. Скороговорки
У быка бела губа была тупа;
Обычай бычий, ум телячий;
Купи кипу пик;
От топота копыт пыль по полю летит;
Пол четверти четверика гороху без червоточинки;
Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои;
На дворе трава, на траве дрова Раз дрова, два дрова, три дрова;
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши;
Под жгуче-желтым абажуром жук летает и жужжит;
Король-орел, орел-король;
Топоры остры до поры, до поры остры топоры;
Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши;
Прозаседавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе;
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Зарядка для голосового аппарата:
1. Широко отрыть рот, закрыть рот
Верхнюю губу подтянуть вверх, обнажая зубы
Нижнюю губу подтянуть к нижним деснам, обнажая зубы
Чередовать движение верхней и нижней губ
Открыть рот и делать скользящие движения верхней губы, натягивая ее на зубы
Открыть рот и нижнюю губу натягивать на зубы, затем оттягивать губу вниз, обнажая нижние зубы
Губы вытянуть вперед в трубочку, растянуть в улыбке
Рот открыт, язык вытянут вперед, тянуться языком к кончику носа и подбородку поочередно
Рот полуоткрыт, губы сомкнуты, языком делать «уколы» то в одну, то в другую щеку
Рот полуоткрыт, высовывать язык наружу «жалом», затем вернуть в исходное положение
Губы сомкнуты, вращательное движение языком под губами в одну и в другую сторону
Рот открыт. Присасывание кончика языка к альвеолам (бугоркам на верхнем небе) и резкие отпускания. Должен раздаваться звук «цоканье»
3. Трудновыговариваемая
Мы все знаем, что в некоторых словах встречаются очень сложные для выговаривания буквосочетания. В этом коротеньком упражнении собраны все самые “трудновыговариваемые” слоги. если вы научитесь проговаривать их, вам ничто не страшно.
ЛРИ — РЛИ, ЛРЭ — РЛЭ, ЛРА — РЛА, ЛРО — РЛО, ЛРУ — РЛУ, ЛРЫ — РЛЫ
МНИ — НМИ, МНЕ — НМЕ, МНА — НМА, МНО — НМО, МНУ — НМУ, МНЫ — НМЫ
КПТИ — ГБДИ, КПТЭ — ГБДЭ, КПТА — ГБДА, КПТО — ГБДО, КПТУ — ГБДУ, КПТЫ — ГБДЫ
ПТКИ — ГБДИ, ПТКЭ — ГБДЭ, ПТКА — ГБДА, ПТКО — ГБДО, ПТКУ — ГБДУ, ПТКЫ — ГБДЫ
ЗЖДРИ, ЗЖДРЭ, ЗЖДРА, ЗЖДРО, ЗЖДРУ, ЗЖДРЫ
Упражнения для развития мышц языка.
Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.
1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.
Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.
Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.
Прочтите слоги.
1. па, по, пу, пы, пэ
пя, пё, пю, пи, пе
та, то, ту, ты, тэ
тя, тё, тю, ти, те
са, со, су, сы, сэ
ся, сё, сю, си, се
жа, жо, жу, жи, же
2. ап, оп, уп, ып, эп
ат, от, ут, ыт, эт
ас, ос, ус, ыс, эс
аш, ош, уш, ыш, эш
Практика радио-ведущего:
1. Наставник вместе с детьми выбирают 1 радиорубрику (Новости Чадограда, Интервью с представителем профессии, наставником, жителем города на актуальную тему) придумывает несколько семплов (выходов в радио-эфир) и записывает их на бумаге
2. Наставник вместе с детьми репетирует каждый семпл отдельно.
3.Наставник записывает радио-передачу в исполнении ребенка, сохраняет её и затем в конце занятия самые удачные дубли относит к Худруку, чтобы транслировать передачу по громкой связи Чадограда.
Важно-преважно: каждый выпуск радио-передачи должен быть тематическим (профессиональный праздник или другое событие Чадограда).