Лекция 6. Монгольская империя 4 страница
Московские власти в очередной раз сделали Шах-Али казанским ханом. Москва потребовала раздела страны на две половины и присоединения одной из них к московскому княжеству. Таким образом, сдача Сююмбике не привела к безусловному выполнению московских гарантий. Курултай казанцев, состоявшийся в августе 1551 года, выразил согласие на передачу Москве т. н. горной стороны. Казанцы были вынуждены пойти на потерю половины своей страны, чтобы сохранить государственность хотя бы на оставшейся территории. В то же время значительная часть высокопоставленных лиц не могла согласиться с подобной потерей. Тогда было организовано коварное уничтожение недовольных. Шах-Али пригласил подобных политических деятелей во дворец на пир, во время которого была устроена поголовная резня. Тех, кто успел выскочить во двор, убивали русские стрельцы. Затем убийства были перенесены в дома казанской знати. В течение двух дней были уничтожены многие сторонники сохранения целостности государства.
Не прошло и полгода, как Москва решила прибрать к рукам оставшуюся половину земель государства. Было решено назначить в Казань наместника московского князя. По предложению Москвы Шах-Али отрекся от престола и в феврале 1552 года выехал из Казани в сопровождении русского гарнизона. Под фальшивым предлогом он увел с собой 84 татарских князей и мурз, которых передал русским в качестве залога.
Московский царь назначил наместника в Казань с самыми широкими полномочиями. Однако казанцы закрыли городские ворота и не пустили царского наместника в город. "Казанцы в последний момент не пожелали покончить со своей независимостью, и свобода была спасена" (М.Г.Худяков). Новое казанское правительство во главе с Чапкуном Отучевым поставило своей задачей спасение независимости и приступило к укреплению обороны. Оно восстановило свою власть над горной стороной и предложило ханский трон астраханскому царевичу Ядыгару - внуку Саид-Ахмет хана. Ядыгар сумел перебраться через русские кордоны в Казань, где был провозглашен ханом.
Москва немедленно развернула широкомасштабные военные приготовления. С целью остановить предстоящий русский поход на Казань крымский хан при поддержке турецких янычар напал па земли московского царя. Однако эта вылазка не привела к желаемым результатам. В течение всего лета огромная масса русских войск двигалась к пределам Казанского ханства. Московский митрополит объявил предстоящую войну святым, божьим делом, воинов - мучениками за веру. Участникам похода были обещаны поместья под Казанью. Московский царь прибыл в расположение русских войск.
25 августа 1552 года русская армия приступила к очередной, уже пятой осаде Казани (предыдущие были в 1487, 1524, 1530, 1550 годы, в 1469, 1506, 1545 годах русским не удавалось обложить город). На этот раз к осаде приступила огромная армия: в ее составе было 150 тысяч воинов при 150 орудиях.
В предвидении долгой осады казанцы подготовили необходимый запас продовольствия, было собрано 30-тысячное собственное войско ханства и трехтысячный отряд ногайцев, прибывших на помощь. Артиллерии, по сравнению с русской, было очень мало. В 15 верстах от города, в местности, называемой Высокой горой, была построена укрепленная крепость. В дальнейшем именно отсюда совершали успешные нападения конные и пешие отряды князей Япанчи, Аюба, мурзы Шунака. Эту позицию русским удалось разгромить только к началу сентября.
Осадные бои шли с переменным успехом, не принося особых результатов ни той, ни другой стороне. Казанцы были полны отчаянной решимости стоять до конца ради независимости своей родины. На их решимость не повлияли даже действия русской артиллерии, которая произвела большие разрушения внутри города. Русские два раза производили взрывы порохового подкопа (под источник воды, под городские стены), но осажденные отбили штурм противника.
2 октября 1552 года после мощного взрыва городских стен из подкопа русским удалось ворваться в город. Начался ожесточенный рукопашный бой на городских улицах. Многие русские солдаты кинулись грабить жилые дома, туда же устремились и солдаты из вспомогательных войск. Это дало возможность казанцам перейти в наступление, вызвавшее панику противника. Тогда русское командование было вынуждено покарать собственных грабителей и с помощью этой меры восстановить порядок.
На всех рубежах казанцы бились до последнего живого защитника. Кровопролитный бой произошел около главной мечети. Глава мусульманского духовенства Кул-Шариф отчаянно защищался вместе с муллами, шакирдами главного медресе и жителями города. Сражение было бескомпромиссным. Весь отряд Кул Шарифа погиб до единого человека. Погибли также все защитники Ханских ворот. Яростное сопротивление захватчикам было оказано на ханском дворе. Лишь после пленения Ядыгар хана и нескольких его приближенных оставшиеся в живых воины пошли на прорыв. Это был единственный отряд защитников Казани, уцелевший от гибели. Татары с отчаянием обреченных защищали свою столицу и погибли все с оружием в руках.
Полная гибель всех вооруженных защитников не остановила русских солдат, а усилила грабежи. Царь приказал разграбить все имущество жителей города. "Чудовищное избиение жителей взятой Казани составляет одну из самых тяжелых страниц русской истории. Такою колоссальною гекатомбою человеческих жертв закончился "крестовый поход" христолюбивого воинства против казанцев, первое выступление русского государства на путь территориальных завоеваний. Кроме огромного количества человеческих жизней, ... слез, страданий и горя, пережитых казанским народом, печальный день 2 октября знаменовал собою гибель материального благосостояния, накопленного целыми поколениями, и утрату культурно-бытовых ценностей. Богатству народа был нанесен страшный удар, от которого он едва ли мог бы оправиться" (М.Г.Худяков).
Что касается судьбы Ядыгар хана, то он был подвергнут крещению и остаток своих дней провел в качестве "почетного" пленника. А "крещеные ханы по смерти были погребены в кремлевских церквах - таково было соединение формального почета с издевательством над судьбой" (М.Г.Худяков).
Уничтожение армии, государственной организации, разрушение столицы - все это не остановило войну татар против иноземных захватчиков. Этот народ не мог легко примириться с потерей собственной государственности. В борьбу включились представители других народов Казанского края.
Немедленно был начат сбор налогов. Сборщики налогов пользовались полной свободой действий, поэтому между налогами и грабежом не было никакой разницы. Администрация царского наместника считала главной своей заботой выкачать как можно больше богатств в пользу Москвы. Гнев простого народа прежде всего начал возникать против сборщиков налогов и податей.
В первые недели после 2 октября 1552 года те или иные нападения на русских совершали разрозненные остатки войск ханства. Однако в дальнейшем все больше и больше других слоев населения стало включаться в борьбу. Сборщиков налогов и обыкновенных русских грабителей не только изгоняли, их начали уничтожать.
Остатки конницы князя Япанчи восстановили свои укрепления на Высокой горе и, пополненные местным населением, начали нападать на русские воинские подразделения. В течение небольшого промежутка времени они уничтожили два русских карательных отряда численностью в 800 человек. Отряды повстанцев на горной стороне разгромили русскую команду, высланную из Свияжска, при этом взяли в плен 200 человек во главе с командиром. Повстанческое движение расширялось, захватывая все новые районы ханства.
Восстание возглавил Мамыш-Берды, ранее являвшийся одним из правителей луговой стороны. Его войско по численности достигло нескольких тысяч и он стал представлять серьезную угрозу для русских оккупационных сил. Мамыш-Берды и его сторонники задались целью восстановить ханство и объявили его столицей крепость Чалым (примерно в 160 верстах от Казани вверх по течению Волги). Построенная на высокой горе, крепость имела довольно серьезные природные укрепления. Именно сюда был приглашен ногайский царевич Али-Акрам, брат бывшей регентши Сююмбике. В сопровождении 300 человек он прибыл в Чалым и был провозглашен ханом.
В ответ на это Москва направила усиленные карательные отряды по берегам Волги, Камы, Вятки. Все лето 1553 года отряды двигались по этим рекам. Осенью того же года к делу приступила огромная экспедиционная армия. Повстанцы также активизировали свои действия, развернулась настоящая война. Эта "война приняла характер какой-то чудовищной бойни, в которой обе стороны были крайне ожесточены: казанцы упорно отстаивали свою независимость и их поддерживали инородцы, соединившиеся против чужеземных завоевателей; русские шаг за шагом продвигались вперед, предавая все огню и мечу" (М. Г. Худяков).
Летом следующего года военные действия стали еще более ожесточенными. Черемисы луговой стороны выступили на стороне восставших. Против повстанцев были направлены отряды, состоящие из казанцев же, присягнувших русскому царю. Но когда дело дошло до военных действий, эти казанцы не пошли на братоубийственную войну и перешли па сторону восставших. Война охватила всю страну, повстанцы стали появляться под Казанью. Новый экспедиционный корпус методично стал опустошать огромную территорию, уничтожая десятки поселений.
Новый подъем повстанческого движения произошел в 1556 году, восставшие начали крупномасштабное наступление. Однако им не удалось удержать Чалым, который также был взят при помощи взрыва пороховых подкопов. Перевес в войне перешел на сторону завоевателей. Хан Али-Акрам погиб, а Мамыш-Берды был схвачен и казнен в Москве.
Силы казанского народа были окончательно истощены. Он испытывал предельное отчаяние и был вынужден отказаться от вооруженной борьбы в настоящий момент. Таким образом, 1557 год можно считать годом покорения Казанского края.