Раздел I. Политология как наука
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
Программа дисциплины «Политология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра, магистра по направлению 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» по циклу «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр 8 (д/о)
Общая трудоемкость дисциплины 100
В том числе:
лекций 42
семинаров 12
практических работ нет
Контрольные мероприятия:
рефераты нет
коллоквиумы нет
контрольные работы нет
другие (эссе) - 1
Составитель Гайсина Анастасия Викторовна, кандидат политических наук, доцент кафедры теории и истории политики УрГУ им. А. М. Горького
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета политологии и социологии. Протокол заседания № _____от ______
© ГОУ ВПО «Уральский государственный
университет им. А. М. Горького», 2010
© Гайсина А. В., составление, 2010
I.Введение
Цель дисциплины
Цель курса ознакомить студентов с основными положениями политологии как самостоятельной отрасли гуманитарного знания, выработать умение самостоятельно анализировать политическую действительность.
Задачи курса
1. Выработать у студентов четкое представление о сути базовых категорий политологии.
2. Изучить предмет, методы и функции политологии.
3. Проанализировать основные этапы становления политологии как науки.
4. Выявить сущность, структуру и основные закономерности политического процесса.
Место дисциплины в системе высшего профессионального образования
Курс политологии является одним из базовых учебных дисциплин общегуманитарного знания. Политология использует исследовательские достижения других наук при осмыслении родственных понятий и оказывает обратное влияние на эти науки своими теоретическими и практическими разработками. Наряду с историей, философией, правоведением, социологией и другими дисциплинами политологию следует рассматривать как составную часть процесса формирования мировоззренческой культуры студентов. Политологические знания призваны помочь понять суть процессов, происходящих в политической сфере общества, и определить свое место в политической жизни общества. Она связана с такими научными и учебными дисциплинами, как социология, психология, экономика, политическая этика, а также государственное и конституционное право. Вместе с тем, обладая собственной научной ценностью, политология является незаменимым компонентом в раскрытии у студентов их научного, творческого и духовного потенциала, в дополнении их нравственного и культурного мировоззрения. Курс обращен к расширению их кругозора, упрочению толерантности, осознанию сопричастности к делу совершенствования всех сторон человеческого общежития.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса студенты должны:
знать:
- основные политические категории;
- современные и классические методы изучения политики;
уметь:
- отслеживать причинно-следственную связь происходящих политических событий;
- использовать теоретические знания о политике на практике.
Методическая новизна курса
Методика преподавания данного курса непосредственно связана с целью и задачами программы. Реализация поставленных задач обеспечивается благодаря сочетанию различных форм обучения: лекций, семинаров и самостоятельной подготовки. Лекционный блок обеспечивает теоретическую подготовку студентов. Семинары нацелены на обсуждение и решение практических вопросов, возникающих в ходе исследования политической сферы. Самостоятельная подготовка необходима слушателям данного курса для закрепления пройденного материала и выполнения практических заданий.
II. Содержание курса
Разделы и темы курса, их краткое содержание
Раздел I. Политология как наука
Раздел II. Политическая система общества
Тема 5. Политические режимы
Политический режим: сущность, содержание, детерминация. Политический режим как способ существования политической системы в целом. Типология политических режимов. Авторитарные режимы: сущность, генезис, разновидности. Особенность тоталитарного режима как экстремальной разновидности авторитарного. Исторические формы существования тоталитаризма. Демократия как тип политического режима. Исторические формы демократии. Современные разновидности демократического режима. Переход от авторитаризма к демократии: исторический опыт и возможности его использования.
Литература
История политических учений. Под. ред. Мартышина О. В. – М., 2002.
Гоббс Т. Избранные произведения. М., 1965
Компанелло Т. Город Солнца. М., 1969
Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960
Мор Т. Утопия. М., 1978
Политология: хрестоматия / сост. Проф. М. А. Василик, доц. М. С. Вершинин. – Гардерики – М., 2000.
Руссо Ж. - Ж. Трактаты. М., 1969
Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982
Чанышев А. А. История политических учений. Классическая западная традиция: (Античность – I четверть XIX в.): Учебники МГИМО. РОССПЕН – М., 2000.
Литература
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. - Полис 1992 № 4.
Андреев С. Политические системы и политическая организация общества. - Социально-политические науки, 1992 №1.
Истон Д. Категории системного анализа политики. - Антология политической мысли. Т. 2 М. 1997.
Конституция РФ 1993 г.
Луман Н. Почему необходима “системная теория”? - Проблемы теоретической социологии. Спб 1994.
Парсонс Т. Система координат действия и общая теория системы действия: культура, личность и место социальных систем.- Американская социологическая мысль. (под ред. В. И. Добреньков) М. 1994.
Парсонс Т. Система современных обществ. - М. 1997
Чиркин В. Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности.- Государство и право. 1992 № 5.
Литература
Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. // ПОЛИС, 1992, №4
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избр. пр. М., 1990
Дворкин Р. Займемся правами серьезно. Гарвард, 1980
Лебедева Т. П. Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции. // ПОЛИС, 1998, №6
Руденкин В. Н. Гражданское общество в России: история и современность. Ек., 2002
Хаманева Н. Ю. Специфика правового статуса УПЧ в РФ и проблемы законодательного регулирования его деятельности. // ПОЛИС, 1999, №5
Семинар 4. Основные идеологические течения современности.
Вопросы для подготовки:
1. Неофашизм.
2. Движение «Новых левых».
3. Неоконсерватизм.
Литература
Бессонов Б. Фашизм: идеология и политика. М., 1996
Гаджиев К. С. Консерватизм: Современные интерпретации. М., 1990
Желев Ж. Фашизм: тоталитарное государство. М., 1992
Мангейм К. Идеология и утопия. М., 1992
Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1980
Нозик Р. Анархия, государство и утопия (новые левые). 1974
Литература
Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1990
Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1980
Борзова Е. П., Бурдукова И. И. Культура и политические системы стран Востока. М., 2008
Еремин В. Политическая система современного японского общества. М., 1991
Жданов. Н. Исламская концепция миропорядка. М., 1995
Замятин Е. Мы. М., 1998
Зубов А. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М., 1990
Оруэлл Дж. 1984. М., 1989
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990
Хайек Ф. Дорога к рабству. // Вопросы философии, 1990, №10-12
Хаксли О. О дивный новый мир. М., 2005
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.// Полис, 1994, №1, с. 33-48
Литература
Блондель П. Политическое лидерство. М., 1992
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М. 1996
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2002
Конетти Э. Массы и власть. М., 1999
Лебон Т. Психология толп. М., 1999
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2001
Тард Г. Мнение и толпа. М. 1999
Шестопал Е. Б. Личность и политика. М., 1990
Шестопал Е. Б. Очерки политической психологии. М., 1990
Вопросы к контрольной 1.
1. Политология как наука.
2. Политика как общественное явление.
3. Власть как общественное явление.
4. Тоталитарный и авторитарный политические режимы.
5. Демократия: теория и реальность. Алекис де Токвиль.
6. Права человека. Правовое государство.
7. Гражданское общество.
8. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима: Платон, Аристотель.
9. Лоббизм как политический институт.
10. Легальность, легитимность и эффективность политической власти (М. Вебер).
11. Формы правления.
12. Основные этапы развития политической науки.
13. Государственно- территориальное устройство.
14. Идеология социализма.
15. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения: Д. Локк,
Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо.
Вопросы к контрольной 2.
1. Политическая психология.
2. Политическая система общества.
3. Политический процесс.
4. Политическая культура и социализация.
5. Идеология социал -демократии.
6. Идеология либерализма и неолиберализма.
7. Идеология консерватизма и неоконсерватизма.
8. Избирательные системы.
9. Политическое лидерство.
10. Политическая культура.
11. Политические партии и партийные системы.
12. Цель и средство в политике: Н. Макиавелли.
13. Политические элиты.
14. Политическое сознание.
15. Мировая политика. Глобальные проблемы современности.
Вопросы для написания эссе на тему «Политическая система …»:
При характеристике политической системы важно учитывать три основных ее аспекта - политический, экономический и культурный.
Для характеристики критериев любой политической системы следует ответить на следующие вопросы:
- Кому, собственно, принадлежит власть? Ограничивается ли политическое участие верхами общества либо оно охватывает все население?
- Как достигается общественное согласие или подчинение - через применение силы или угрозу, через переговорный процесс и “торг”, через компромисс?
- Носит ли правительственное управление централизованный или децентрализованный характер? Какие сдержки и противовесы действуют в политической системе?
- Как происходит завоевание и передача власти? Является ли система открытой и соревновательной или она закрыта для конкуренции политических сил?
- Каковы отношения между государством и индивидом? Как распределяются права и обязанности между правительством и гражданами?
- Каков уровень экономического развития страны? Каков в ней уровень жизни, насколько ровно в ней распределено материальное богатство?
- Как организована экономическая жизнь? Ориентирована ли экономика на рынок или на централизованное планирование, какова экономическая роль правительства?
- Насколько стабильна система? Сколь долгую историю имеет данный режим, обладает ли он способностью реагировать на новые требования и вызовы?
Вопросы к зачету.
1. Политология как наука.
2. Политика как общественное явление.
3. Власть как общественное явление.
4. Политическая система общества.
5. Политический процесс.
6. Права человека. Правовое государство.
7. Гражданское общество.
8. Политические партии и партийные системы.
9. Лоббизм как политический институт.
10. Вебер М. Легальность и легитимность политической власти.
11. Политические элиты.
12. Политическое лидерство.
13. Политическое сознание.
14. Избирательный процесс.
15. Политическая культура.
16. Политическая психология.
17. Тоталитарный и авторитарный политические режимы.
18. Демократия: теория и реальность. Алекис де Токвиль.
19. Идеология социализма.
20. Идеология социал -демократии.
21. Идеология либерализма и неолиберализма.
22. Идеология консерватизма и неоконсерватизма.
23. Избирательные системы.
24. Основные этапы развития политической науки.
25. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения: Д. Локк,
Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо.
26. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима: Платон, Аристотель.
27. Цель и средство в политике: Н. Макиавелли.
28. Формы правления.
29. Государственно- территориальное устойство.
30. Мировая политика. Глобальные проблемы современности.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература
Основная:
Гаджиев К. С. Введение в политическую науку: Учебник для вузов. Изд. 2-е. Логос - М., 1999.
История политических учений. Под. ред. Мартышина О. В. - М., 2002.
Основы политологии: Учеб.-метод. Пособие: крат. Учебник для вузов/ А. В. Малько, А. А. Вилков, А. И. Демцов, В. М. Долгов; Под ред. А. В. Малько - М., НОРМА - ИНФРА - М., 2000.
Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для вузов. АСПЕКТ ПРЕСС - М., 2000.
Чанышев А. А. История политических учений. Классическая западная традиция: (Античность - I четверть XIX в.): Учебники МГИМО. РОССПЕН - М., 2000.
Дополнительная:
Аврелий Марк Антонин. Размышления. Л., 1985
Антология мировой политической мысли. М., 1997
Аристотель. Этика. М., 2002
Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980
Бернштейн Э. Очерки из истории и теории социализма. СПб., 1902
Вебер М. Политика как призвание и профессия. // Избранные произведения. М., 1990
Голосов Г. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995
История политических и правовых учений. Зерцало. М., 2002.
Каменский Г. Родионов А. Политические системы современности. М., 1994
Материалисты Древней Греции. М., 1955
Миллс. Р. Властвующая элита. М., 1959
Паренти М. Демократия для немногих. М., 1990
Парето В. Теория элит и политика. М., 1978
Политическая система Великобритании. М., 1984
Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992
Ролс Дж. Теория справедливости (современный либерализм). М. 1974
США. Конституция и законодательные акты. М., 1993
Токвиль А. О демократии в Америке. М., 1992
Французская республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989
Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000
Периодические издания
Бусыгина И. М., Филиппов М.Г. Политическая модернизации в России как условие роста ее международного влияния. Полис. С. 96–110 №5. 2010.
Евгеньева Т. В., Титов В. В. Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи. Полис. 2010. №4. С. 122-134.
Заемский В. Ф. Современные проблемы миротворческой деятельности ООН. Полис. С. 130–138. № 2. 2009.
Зевина О. Е., Макаренко Б. И. Об особенностях политической культуры современной России. Полис. 2010. № 3, С. 114-131.
Зорин В. А. Модели политического лидерства российских президентов. Полис. 2010. № 4. С. 77-89.
Казанцев А. А. Грамматика «русской идеи» или как создавать новые идеологии в России? Полис. 2010. №3. С. 100-113.
Коваль Т. Этика труда православия.// ОНС. 1994, №6. С. 55-70
Кончаловский А. С. Русское мышление и мировой цивилизационный процесс. Полис. 2010. № 5. С. 38-47.
Костюк К. Н. РПЦ и общество: нравственное сотрудничество или этический конфликт.// Полис. 2002, №1. С. 105-117
Лукин А. В., Лукин П. В. Мифы о российской политической культуре и российская история. Часть II. Полис. С. 147–163 № 2. 2009.
Мельвиль А. Ю. Задержавшиеся и/или несостоявшиеся демократизации: почему и как? Полис. 2010. №4. С. 73-76.
Мисюров Д. А. Символическое моделирование в России: трансформации «имперско-советско-президентской» модели. Полис. С. 125-135 №3. 2009.
Моска Г. Правящий класс. // СОЦИС, 1994, №10, 12
Перегудов С. П. Плюрализм и корпоративизм в СССР и России (общее и особенное). Полис. С. 111-128 №5. 2010.
Перегудов С. П. Политическая система России после выборов 2007-2008 гг.: факторы стабилизации и дестабилизации. Часть 1. Полис. 2009. № 2. с. 23-38.
Перегудов С. П. Политическая система России после выборов 2007-2008 гг.: факторы стабилизации и дестабилизации. Часть II. Полис С. 145-161 №3. 2009.
Пищева Т. Н., Виноградова Н. С., Недова А. Н. Образ России под углом зрения политических коммуникаций. Полис. 2010. № 4. С. 107-121.
Пшизова С. Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консюмеризм в сравнительной перспективе. Часть 2. Полис. 2009. №2. с. 39-51
Тимофеева Л. Н. Политическая коммуникативистика: проблемы становления. Полис С. 141-155 №5. 2009.
Тощенко Ж. Т. Особенности современной охлократии. Полис. 2010. № 2. с. 166-177.
Филатов С. Б. Новое рождение старой идеи: Православие как национальный символ. //Полис. 1999, № 3. С. 138-149
Хабермас Ю.Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном Мир-Обществе. Полис. №2. С. 7-21 2010
Харкевич М. В. Государства-изгои как образ “другого” в мировой политике. Полис. С. 99-110 №4. 2009.
Холодковский К. Г. К вопросу о политической системе современной России. Полис. 2009. №2. с. 7-22.
Шевченко А. В. Человек политический против человека информационного. Полис. № 5. 2009. С. 68-83.
Яковенко И. Православие и исторические судьбы России.//ОНС. 1994, №2. С. 47-56
Правила подготовки доклада и его оформления.
Вопросы для подготовки к семинару могут быть темами докладов. Продолжительность доклада – 15-20 минут. Доклад делается устно с использованием разговорного стиля речи. Доклад готовится строго по заданной теме, структура и литература заранее согласовывается с преподавателем. Приветствуется использование наглядного материала. В заключении делаются основные выводы, которые даются под запись студентам.
Доработанный доклад, с учетом вопросов и пожеланий, высказанных в ходе семинарского занятия, сдается преподавателю за 14 дней до начала зачетной недели. Объем письменного доклада – 15 страниц, шрифт - 14, интервал – полуторный. Обязательным является правильное оформление цитат и используемой литературы.
Порядок начисления баллов студентам.
Экзамен «автомат» - 40 - 59 (баллов) – «удовлетворительно»
Доклад – 15 (баллов) – «отлично»
Доклад письменно – 5 б.
Работа на семинарах – 20 (баллов), из них – 2б. «летучка», 2б. – активность
Экзамен - 50 б.
Итого:
Хорошо»
Отлично»
Студенты, набравшие менее 10 баллов, не допускаются к сдаче экзамена.
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
Программа дисциплины «Политология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра, магистра по направлению 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» по циклу «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр 8 (д/о)
Общая трудоемкость дисциплины 100
В том числе:
лекций 42
семинаров 12
практических работ нет
Контрольные мероприятия:
рефераты нет
коллоквиумы нет
контрольные работы нет
другие (эссе) - 1
Составитель Гайсина Анастасия Викторовна, кандидат политических наук, доцент кафедры теории и истории политики УрГУ им. А. М. Горького
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета политологии и социологии. Протокол заседания № _____от ______
© ГОУ ВПО «Уральский государственный
университет им. А. М. Горького», 2010
© Гайсина А. В., составление, 2010
I.Введение
Цель дисциплины
Цель курса ознакомить студентов с основными положениями политологии как самостоятельной отрасли гуманитарного знания, выработать умение самостоятельно анализировать политическую действительность.
Задачи курса
1. Выработать у студентов четкое представление о сути базовых категорий политологии.
2. Изучить предмет, методы и функции политологии.
3. Проанализировать основные этапы становления политологии как науки.
4. Выявить сущность, структуру и основные закономерности политического процесса.
Место дисциплины в системе высшего профессионального образования
Курс политологии является одним из базовых учебных дисциплин общегуманитарного знания. Политология использует исследовательские достижения других наук при осмыслении родственных понятий и оказывает обратное влияние на эти науки своими теоретическими и практическими разработками. Наряду с историей, философией, правоведением, социологией и другими дисциплинами политологию следует рассматривать как составную часть процесса формирования мировоззренческой культуры студентов. Политологические знания призваны помочь понять суть процессов, происходящих в политической сфере общества, и определить свое место в политической жизни общества. Она связана с такими научными и учебными дисциплинами, как социология, психология, экономика, политическая этика, а также государственное и конституционное право. Вместе с тем, обладая собственной научной ценностью, политология является незаменимым компонентом в раскрытии у студентов их научного, творческого и духовного потенциала, в дополнении их нравственного и культурного мировоззрения. Курс обращен к расширению их кругозора, упрочению толерантности, осознанию сопричастности к делу совершенствования всех сторон человеческого общежития.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса студенты должны:
знать:
- основные политические категории;
- современные и классические методы изучения политики;
уметь:
- отслеживать причинно-следственную связь происходящих политических событий;
- использовать теоретические знания о политике на практике.
Методическая новизна курса
Методика преподавания данного курса непосредственно связана с целью и задачами программы. Реализация поставленных задач обеспечивается благодаря сочетанию различных форм обучения: лекций, семинаров и самостоятельной подготовки. Лекционный блок обеспечивает теоретическую подготовку студентов. Семинары нацелены на обсуждение и решение практических вопросов, возникающих в ходе исследования политической сферы. Самостоятельная подготовка необходима слушателям данного курса для закрепления пройденного материала и выполнения практических заданий.
II. Содержание курса
Разделы и темы курса, их краткое содержание
Раздел I. Политология как наука