Критерии | Течения |
Либерализм (XIX – XX вв.) | Консерватизм (XIX – XX вв.) |
1. Представители | Грановский, Чичерин, Струве, Милюков, Новгородцев и др. | Леонтьев, Данилевский, Соловьев, Ильин. |
2. Государство | Идея правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом. Государство – ночной сторож; наделено ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. | Неидеологическая политика – безоружная политика, направленная на поддержание уже установленных норм, традиций, законов и устоев; реформы – неизбежное зло. Политика медленных и постепенных изменений. |
3. Политика | Пересмотр устаревших ценностей и подходов к решению полит. проблем, перестройка неэффективных полит. и государственных институтов. Политика направлена на достижение равенства перед законом, участие общества в государственной жизни, равенство возможностей и принцип справедливости. | Государство – источник и защитник закона и морали. Без сильного государства, общество оказывается во власти анархии. Позитивно, авторитарное отношение к государству, порождающее антииндивидуализм. Сильное государство – инструмент подавления индивидуальной свободы. |
4. Власть | Система разделения властей, сдержек и противовесов, подчинение гос. власти праву, верховенство закона. Принцип плюрализма, полит. сил, организаций, партий, группировок. | Власть – предпосылка всех свобод; первостепенное значение закона и порядка, авторитета и дисциплины. Власть – не поддающийся устранению факт мировой истории. Закон и порядок – впереди. |
5. Общество | Все люди созданы равными. Признание идеала индивидуальной свободы в качестве установленной цели. Равные возможности самореализации для всех членов общества и равные права в достижении своих целей и интересов. | Общество – живое существо, рассматривающее что человек существует только для общества, имеющее детство, юность и зрелость. Общество создается только для самого себя. Это духовная корпорация, как и церковь. |
6. Личность | Самоценность отдельно взятой личности и её ответственности за свои действия; гарантия её прав и свобод. | Критика индивуализма. При необходимости выбора между индивидом и обществом на первое место ставиться общество. |
7. Общественные отношения | Идея частной собственности, свободный рынок, свободная конкуренция и предпринимательство, принцип равенства возможностей. В корне – взаимоотношения отдельно взятой личности, общества и государства. | Естественное и законное считается лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивают жизнедеятельность и целостность всего общественного организма. |
8. Право | Гарантия основных прав и свобод личности: свобода совести, прав, собраний, создания ассоциаций и партий, всеобщее избирательное право. Право на жизнь, свободу, стремления к счастью; собственность, безопасность, сопротивление угнетению. Цель всякого политического объединения естественных неотъемлемых прав человека. | Большинство консерваторов считают себя решительными защитниками прав и свобод человека. Амбивалентное отношение к государству и его институтам. «Человек рождён свободным, но он всюду в цепях», «в цепях он и должен быть». Гражданские свободы основаны на традициях и исторической преемственности. Защита частной собственности и рыночной экономики, власти и государства. |
9. Вера и религия | Либерализм – форма спекулятивного протестантизма; реакция на католический универсализм. Первоначально послужил делу политико-философского и идейно-политического обоснования освобождения людей от оков в не экономического принуждения. | Убеждение в греховной сущности человека; над человеком довлеет проклятие первородного греха. Приверженность к социально-культурному и религиозному традиционализму. Так как лишь физический мир реален; как следствие упадок религии и восхождение рационализма. |
Критерии | Течения |
Социал-демократизм (XIX, XX, XXI вв.) | Марксизм (XIX – XX вв.) |
1. Представители | В.Г.Плеханов, меньшевики, Б.Крайский | Плеханов, Ленин, Каутский, Сталин, Бернштейн |
2. Государство | Государство должно обеспечивать в обществе свободу, равенство и солидарность; государством управляет общество и народ. Многопартийность и профсоюзы обеспечивают создание и институционализацию государства благосостояния без которого не мыслимо общественно-политическая система современного индустриального мира. | Государство – это машина, в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых соперников. Государство не может быть сильным, если нет прочной связи между центром и регионами (государственное единство). Государство необходимо для решения важных проблем общества, без государства наступает анархия. |
3. Политика | Направленно на поддержание и проведение многих реформ (национализация ряда отраслей экономики, беспрецедентное расширение социальных программ государства, сокращение рабочего времени и т.д.). Постепенность, конкретность мер, осуществляемость государственной политикой. | Диктатура пролетариата (опирающееся на насилие господство пролетариата над буржуазией, пользующееся поддержкой и сочувствием трудящихся). Политика социальных революций, результатом которой становиться многократное укрепление и расширение государства, а не его уничтожение. |
4. Власть | Демократический плюрализм, демократический социализм. Горизонтальное и вертикальное разделение властей, система сдержек и противовесов, верховенство закона, идея правового государства; власть в руках общества и народа. | Разработаны пути и средства, стратегия и тактика, захвата государственной власти. Создание революционной партии нового типа, в руках которой будет сосредоточено абсолютная власть. Преобладание исполнительной власти над законодательной и судебной. |
5. Общество | Начало обобществления средств производства, всеобщего равенства, социальной справедливости. Существуют общественно-политические институты, общепринятые правила и нормы поведения. Трансформация и реформирование капиталистического общества. Равенство всех членов общества. | Экономическая структура общества – совокупность производительных сил и производственных отношений. Общество регулирует всё производство. Экономический базис общества определяет его политико-идеологическую настройка. Переустройство общества. Доминирование государства над обществом; полное слияние общества и государства; общество, государство и партий; Экономики, политики и идеологии. |
6. Личность | Свобода личности, хозяйственная самостоятельность отдельного индивида, его ответственность пред обществом за свои действия и т.д. Свобода, сопряжённая с ответственностью. Свободное развитие личности, Участие в политики. | Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Человек признаётся родовым существом, он лишён своей действительной индивидуальности. Государство может изгнать человека, не признающего догматов государственной идеологии. |
7. Общественные отношения | Внутри государства существует целый ряд национальных и региональных вариаций, социально-философских, идеологических и политических течений. Действительная национализация различных национальных отрядов и слоев общества. Свобода отдельного индивида может реализовываться только в свободном обществе и наоборот. | Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа стоящего над обществом, в органам, этому обществу всецело подчинённый. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями – движущий фактор общественно-исторических изменений. |
8. Право | Право на индивидуальную свободу, частную собственность, рыночные отношения и другие, связанные с ними ценности и установки. Социальная помощь малоимущим. Принцип свободы, справедливости и солидарности. | Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Отвержение честных выборов, либо замена их выборами плебисцитарного характера. Отсутствие гарантий политических прав и свобод, разделение властей, реальных правовых начал и др. |
9. Вера и религия | Демократия, свобода, равенство – величины субстанциональные, и поэтому так же, как и религия не должны быть ограничены политической сферой. Признание узаконивание религии. | Критика религии и веры. Рассматривается как противник и враг, с которым необходимо вести решительную и бескомпромиссную борьбу. Сформулирована идеология, а не религия. |