Политическая мысль России XIX, XX, XXI вв.

Критерии Течения
Либерализм (XIX – XX вв.) Консерватизм (XIX – XX вв.)
1. Представители Грановский, Чичерин, Струве, Милюков, Новгородцев и др. Леонтьев, Данилевский, Соловьев, Ильин.
2. Государство Идея правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом. Государство – ночной сторож; наделено ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. Неидеологическая политика – безоружная политика, направленная на поддержание уже установленных норм, традиций, законов и устоев; реформы – неизбежное зло. Политика медленных и постепенных изменений.
3. Политика Пересмотр устаревших ценностей и подходов к решению полит. проблем, перестройка неэффективных полит. и государственных институтов. Политика направлена на достижение равенства перед законом, участие общества в государственной жизни, равенство возможностей и принцип справедливости. Государство – источник и защитник закона и морали. Без сильного государства, общество оказывается во власти анархии. Позитивно, авторитарное отношение к государству, порождающее антииндивидуализм. Сильное государство – инструмент подавления индивидуальной свободы.
4. Власть Система разделения властей, сдержек и противовесов, подчинение гос. власти праву, верховенство закона. Принцип плюрализма, полит. сил, организаций, партий, группировок. Власть – предпосылка всех свобод; первостепенное значение закона и порядка, авторитета и дисциплины. Власть – не поддающийся устранению факт мировой истории. Закон и порядок – впереди.
5. Общество Все люди созданы равными. Признание идеала индивидуальной свободы в качестве установленной цели. Равные возможности самореализации для всех членов общества и равные права в достижении своих целей и интересов. Общество – живое существо, рассматривающее что человек существует только для общества, имеющее детство, юность и зрелость. Общество создается только для самого себя. Это духовная корпорация, как и церковь.
6. Личность Самоценность отдельно взятой личности и её ответственности за свои действия; гарантия её прав и свобод. Критика индивуализма. При необходимости выбора между индивидом и обществом на первое место ставиться общество.
7. Общественные отношения Идея частной собственности, свободный рынок, свободная конкуренция и предпринимательство, принцип равенства возможностей. В корне – взаимоотношения отдельно взятой личности, общества и государства. Естественное и законное считается лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивают жизнедеятельность и целостность всего общественного организма.
8. Право Гарантия основных прав и свобод личности: свобода совести, прав, собраний, создания ассоциаций и партий, всеобщее избирательное право. Право на жизнь, свободу, стремления к счастью; собственность, безопасность, сопротивление угнетению. Цель всякого политического объединения естественных неотъемлемых прав человека. Большинство консерваторов считают себя решительными защитниками прав и свобод человека. Амбивалентное отношение к государству и его институтам. «Человек рождён свободным, но он всюду в цепях», «в цепях он и должен быть». Гражданские свободы основаны на традициях и исторической преемственности. Защита частной собственности и рыночной экономики, власти и государства.
9. Вера и религия Либерализм – форма спекулятивного протестантизма; реакция на католический универсализм. Первоначально послужил делу политико-философского и идейно-политического обоснования освобождения людей от оков в не экономического принуждения. Убеждение в греховной сущности человека; над человеком довлеет проклятие первородного греха. Приверженность к социально-культурному и религиозному традиционализму. Так как лишь физический мир реален; как следствие упадок религии и восхождение рационализма.


Критерии Течения
Социал-демократизм (XIX, XX, XXI вв.) Марксизм (XIX – XX вв.)
1. Представители В.Г.Плеханов, меньшевики, Б.Крайский Плеханов, Ленин, Каутский, Сталин, Бернштейн
2. Государство Государство должно обеспечивать в обществе свободу, равенство и солидарность; государством управляет общество и народ. Многопартийность и профсоюзы обеспечивают создание и институционализацию государства благосостояния без которого не мыслимо общественно-политическая система современного индустриального мира. Государство – это машина, в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых соперников. Государство не может быть сильным, если нет прочной связи между центром и регионами (государственное единство). Государство необходимо для решения важных проблем общества, без государства наступает анархия.
3. Политика Направленно на поддержание и проведение многих реформ (национализация ряда отраслей экономики, беспрецедентное расширение социальных программ государства, сокращение рабочего времени и т.д.). Постепенность, конкретность мер, осуществляемость государственной политикой. Диктатура пролетариата (опирающееся на насилие господство пролетариата над буржуазией, пользующееся поддержкой и сочувствием трудящихся). Политика социальных революций, результатом которой становиться многократное укрепление и расширение государства, а не его уничтожение.
4. Власть Демократический плюрализм, демократический социализм. Горизонтальное и вертикальное разделение властей, система сдержек и противовесов, верховенство закона, идея правового государства; власть в руках общества и народа. Разработаны пути и средства, стратегия и тактика, захвата государственной власти. Создание революционной партии нового типа, в руках которой будет сосредоточено абсолютная власть. Преобладание исполнительной власти над законодательной и судебной.
5. Общество Начало обобществления средств производства, всеобщего равенства, социальной справедливости. Существуют общественно-политические институты, общепринятые правила и нормы поведения. Трансформация и реформирование капиталистического общества. Равенство всех членов общества. Экономическая структура общества – совокупность производительных сил и производственных отношений. Общество регулирует всё производство. Экономический базис общества определяет его политико-идеологическую настройка. Переустройство общества. Доминирование государства над обществом; полное слияние общества и государства; общество, государство и партий; Экономики, политики и идеологии.
6. Личность Свобода личности, хозяйственная самостоятельность отдельного индивида, его ответственность пред обществом за свои действия и т.д. Свобода, сопряжённая с ответственностью. Свободное развитие личности, Участие в политики. Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Человек признаётся родовым существом, он лишён своей действительной индивидуальности. Государство может изгнать человека, не признающего догматов государственной идеологии.
7. Общественные отношения Внутри государства существует целый ряд национальных и региональных вариаций, социально-философских, идеологических и политических течений. Действительная национализация различных национальных отрядов и слоев общества. Свобода отдельного индивида может реализовываться только в свободном обществе и наоборот. Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа стоящего над обществом, в органам, этому обществу всецело подчинённый. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями – движущий фактор общественно-исторических изменений.
8. Право Право на индивидуальную свободу, частную собственность, рыночные отношения и другие, связанные с ними ценности и установки. Социальная помощь малоимущим. Принцип свободы, справедливости и солидарности. Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Отвержение честных выборов, либо замена их выборами плебисцитарного характера. Отсутствие гарантий политических прав и свобод, разделение властей, реальных правовых начал и др.
9. Вера и религия Демократия, свобода, равенство – величины субстанциональные, и поэтому так же, как и религия не должны быть ограничены политической сферой. Признание узаконивание религии. Критика религии и веры. Рассматривается как противник и враг, с которым необходимо вести решительную и бескомпромиссную борьбу. Сформулирована идеология, а не религия.


Наши рекомендации