Исторические формы и модели демократии

Проблема классификации демократии достаточно сложна. Главным является вопрос о критериях, на основании которых предпринимаются попытки ее классифицировать. В зависимости от того, кто имеет приоритет – личность, социальная группа или народ, выделяют модели:

1) индивидуалистические

2) плюралистические

3) коллективистские

Специфика и уникальность демократического устройства власти выражается в наличии у нее универсальных способов и механизмов организации политического порядка. В частности, такая политическая система предполагает:

- обеспечение равного права всех граждан па участие в управлении делами общества и государства;

- систематическую выборностьосновных органов власти;

- наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинстваи уважения прав меньшинства;

- абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти на основе конституционализма,

- профессиональный характер правления элит;

- контроль общественностиза принятием важнейших политических решений;

- идейный плюрализм и конкуренцию мнений.

Такие способы формирования власти предполагают наделение управляющих и управляемых особыми правами и полномочиями, важнейшие из которых связаны с одновременным действием механизмов прямой, плебисцитарной и представительной демократии. Прямая демократияпредполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений. Близка по содержанию к ней плебисцитарная демократия,которая также предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений. При этом результаты голосования не всегда имеют обязательные правовые последствия для структур, принимающих решение. Представительная демократияявляется более сложной формой политического участия граждан в процессе принятия решений через избранных ими представителей в законодательные или исполнительные органы власти. Главная проблема представительной демократии связана с обеспечением репрезентативности политического выбора. Так, при мажоритарных системах голосования могут создаваться значительные преимущества партиям, которые победили своих соперников с незначительным перевесом голосов.

Несмотря на различия в подходах к демократии или оценку первоочередных задач по ее воплощению в жизнь, любая ее создаваемая модель должна непременно учитывать наличие у нее внутренних противоречий. Их игнорирование способно поставить под сомнение проектируемые цели, вызвать истощение государственных ресурсов, спровоцировать разочарование масс или элит в идеалах демократического строя и даже создать условия для преобразования демократических режимов в авторитарные:

- во-первых, к ним относятся так называемые "невыполняемые обещания" демократии (И. Боббио),когда и в демократических странах нередко проявляется отчуждение граждан от политики и власти;

- во-вторых, призванная воплощать приоритет общественных интересов над частными, демократическая власть в то же время наполняется активностью многочисленных групп, действующих зачастую в прямо противоположном направлении и подчиняющих властные механизмы собственным замыслам и потребностям;

- в-третьих, одним из существеннейших противоречий демократии является несовпадение политических возможностей обладателей формальных прав и реальных ресурсов. Этот описанный еще А. де Токвилем парадокс свободы и равенства означает, что, несмотря напровозглашение и даже правовое закрепление равенства в распределении прав и полномочий граждан, демократия не в состоянии обеспечить это равноправие на деле;

- в-четвертых, постоянно порождая разномыслие, способствуя проявлению идейного плюрализма, диверсифицируя, делая разнообразным духовное пространство общества, демократия подрывает свои способности к выстраиванию единой линии политического развития социума,проведение единой политики государства.

Лекция №6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИ И ДВИЖЕНИЯ.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство.

Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства.

Типология общественных движений проводится по различным основаниям.1.По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие.

2. По отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные.

3. По способам и методам действий – на насильственные и ненасильственные.

Функции общественных организаций и движений. К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений относятся функции:

1. Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения.

2. Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы

3. Функция социализации.

4. Репрезентативная функция[2]

Основными формами и методами давления общественных организаций и движений на органы власти являются следующие:

- непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов власти;

- поддержка, в том числе финансовая; на выборах близких политических партий и их кандидатов;

- участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;

- участие в работе парламентских комиссий, межведомственных комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных групп при различных государственных органах;

- организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями;

- забастовки, митинги, демонстрации и др.

В научной литературе сложились различные подходы к пониманию сущности политических партий и их определению.

Идеологический подход рассматривает партию как идейную общность, союз идейных единомышленников, которых объединяют общие взгляды, интересы и убеждения.

Организационный подход подчеркивает, прежде всего, организационно-структурный аспект деятельности партии. Выделяются такие признаки партии, как наличие особой структуры, длительность существования, связи между организациями, работа со сторонниками и др.

Функциональный подход предполагает исследование политических действий, роли и задач партий в политическом механизме.

Политическую партию тем самым можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и ставящую своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Основными отличительными признаками политической партии являются:

- связь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т.е. наличие социальной базы;

- обладание определенной программой деятельности, отражающей единство мировоззренческих установок и идеологических принципов членов партии;

- наличие формализованной организационной структуры (членство, субординация органов, партийный аппарат и т.д.);

- установка на достижение политической власти и действия по ее практическому воплощению.

Типы политических партий. Тип партии – это понятие, отражающее наиболее существенные признаки определенной группы политических партий. В основу типологии положены различные критерии: социальная база, идеологический облик, принципы организации, методы деятельности и др.

По своей классовой сущности партии подразделяются на буржуазные, мелкобуржуазные, помещичьи, крестьянские, рабочие.

С точки зрения их идейно-политической ориентации различаются коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии, а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.

По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют революционные партии, реформистские, консервативные, и реакционные партии.

По месту в системе государственной власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные, по условиях деятельности – на легальные, полулегальные и нелегальные.

В соответствии с характером членства, принципами организации партии делятся на кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, аморфным, свободным членством, организационной рыхлостью, децентрализованной структурой.

Массовая партия стремится вовлечь в свои ряды возможно большее число членов, поскольку основным источником ее финансирования являются членские взносы.

Деление партий на кадровые и массовые дополняется типологией партий на парламентские и авангардные по характеру их деятельности. Парламентская партия борьбу за власть связывает главным образом с выборами в представительные учреждения.

Авангардная партия не ограничивает свою деятельность борьбой за депутатские мандаты.

Признаки, функции, структура партий. Четыре основных признака партии:

Партия – это организация, т.е. достаточно длительно действующие объединение людей. Долговременность действия позволяет отличить её от фракции и других образований, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами.

Существование местных устойчивых организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.

Цель партии – это завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партию от групп давления. Если политическая партия ставит целью победу на выборах, осуществление её посредством работы депутатов, то группы давления не стремятся к захвату власти, а воздействуют и влияют на неё, находясь в не сферы власти.

Обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и заканчивая активным членством в партии. Партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.

Функции партии зависят от типа, конкретной деятельности, от того места, которое она занимает в политической структуре общества.

Функция осуществления власти политической партией включает в себя:

- участие в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и управления;

- парламентскую деятельность партии, ее работу в партийных фракциях парламента и местных органов власти;

- участие в процессе подготовки и принятия государственными органами политических решений;

- политическое рекрутирование и др.

Правящая партия имеет специфические функции:

Формирование правительства

Расстановка кадров в государственных органах

Функции аппозиционной партии:

1. Подготовка к завоеванию власти.

2. Критика деятельности правительства.

3. Несмотря на различия, у всех партий есть сходные функции:

4. Выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп.

5. Активизация и интеграция определённой части людей.

6. Борьбы за политическую власть, за её использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки.

7. Подготовка и проведение избирательных компаний по формированию высших и местных органов власти.

8. Разработка партийной идеологии, создание политической программы, политическое воспитание общества.

9. Подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата, формирование правящей элиты.

Структура партии:

· Партийный аппарат.

· Партийные массы (рядовые члены партии).

· Сторонники партии.

Лекция №7.Основные элементы и формула

политической власти

Основными элементами власти являются ее субъект, объект и средства (ресурсы). Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание власти, проявляющееся в распоряжениях или приказах.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Первичными акторами политической власти являются индивиды и социальные группы, вторичными - политические организации. Субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, являются политические элиты и лидеры. Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц. Субъект определяет содержание властного отношения через:

- приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

- подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти;

- наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;

- нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта.

Политическая власть обладает определенными признаками:

а) доминированием властной воли[3];

б) наличием особого аппарата управления;

в) монополией на регламентацию общественной жизни;

г) правом на принуждение в отношении общества и личности;

д) легитимностью и суверенитетом. Из этого явствует то, что субъект власти должен обладать, прежде всего, четырьмя качествами -волей, суверенностью, силой и авторитетом.

Суверенность субъекта политической власти выражается в верховенстве его решений, формальной независимости от любого внешнего воздействия.

Сила субъекта власти проистекает из совокупности материальных и идеологических возможностей, которыми он располагает для реализации собственных решений, для обеспечения действенности издаваемых законов и указов. Эти возможности определяются эффективностью административно-правовых, военных и пропагандистских институтов государства, а также мощью его финансово-экономических ресурсов.

Авторитет субъекта власти означает признание людьми законности и необходимости политической организации, под властью которой они находятся. Именно он является гарантом политической и социальной стабильности в обществе. Именно этим он отличается от авторитарности, представляющей собой властность, построенную преимущественно на насилии и принуждении.

Вся совокупность используемых и возможных ресурсов власти составляет ее потенциал.

Для выделения различных видов ресурсов власти широко распространена классификация в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности:

- экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.;

- социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами власти. Так, например, доход и богатство, являясь экономическими ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Но социальные ресурсы включают также и такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п.;

- культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и т.д. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Вместе с тем тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна;

- принудительные (силовые) ресурсы - оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ресурсом власти, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества и свободы - высших ценностей.

Существуют и другие классификации ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. К первым относятся материальные и другие социальные блага; ко вторым - меры уголовного и административного воздействия; к третьим - средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.

Специфическим ресурсом власти является сам человек. Люди - универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений - будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек - не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.

Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и давлению друг на друга в этой сфере государства и общества.

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью властный процесс, приводящий в движение все механизмы и способы взаимодействия между властными партнерами.

Подобное структурирование политической власти позволяет создать ее учебную формулу: ПВ = Спв + Опв + Рпв + Фпв + Гпв + Пл,

где политическая власть раскрывается через:

Спв - субъект политической власти - активное, направляющее начало власти (государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии, индивиды), которое обладает определенными качествами и формирует содержание властного взаимодействия через распоряжения, приказы, деятельность управленческого аппарата, нормирование поведения как совокупности правил, санкции в случае отрицания господствующей воли;

Опв - объект политической власти (индивид, социальная группа, класс, общество) - если его нет, то нет и власти. Отношение объекта к субъекту властвования может варьироваться от ожесточенного сопротивления до добровольного, воспринимаемого с радостью, повиновения. Подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство;

Рпв - ресурсы - совокупность средств, использование которых обеспечивает воздействие на объект власти в соответствии с целями субъекта властвования;

Фпв - функции политической власти, среди которых выделяются в качестве основных четыре;

Гпв - господство политической власти означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий - с одной стороны, и исполнительской деятельности - с другой. Господство является формой организации власти в обществе. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых;

Пл – политическая легитимность.

Осуществление политической власти в обществе происходит с помощью особого политического механизма, главными составляющими которого являются господство, руководство, управление, организация и контроль:

- руководство политической власти заключается в выработке и принятии принципиально важных для общества решений, в определении его целей, планов и стратегических перспектив;

- управление осуществляется через непосредственную практическую деятельность по реализации принятых политической властью решений. Конкретной управленческой деятельностью обычно занят административный (бюрократический) аппарат, чиновничество;

- организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи отдельных людей, групп, классов, других общностей людей;

- контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Он также осуществляет роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеют ее управленческие воздействия.


Наши рекомендации