Идеи государства и гражданского общества в работах Георга Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).Работа: «Философия права»:
- обосновывает основные положения концепций гражданского общества и правового государства.
- Гражданское общество: обеспечивает через негосударственные социальные институты соблюдение частных интересов и личных устремлений.
- Правовое гос-во: выступает как действительность общей воли и нравственной идеи. Гос-во как основание гражданского общества выступает в трех ипостасях: как действительность конкретной свободы (индивидуальное гос-во), как внешнее государственное право и как субъект всемирной истории.
Правовое гос-во – это политический институт, попадающий под власть права и правового законно.
- Конституционная монархия хороша тем, что она преодолевает односторонности абсолютной монархии, аристократии и демократии.
- Законы принимаются законодательным органом и утверждаются монархом, однако правительство должно принимать участие в их создании. Этим достигается единство государства.
Власть политическая подразделяется:
• на власть определять и устанавливать всеобщее — законодательную власть;
• на власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее —
правительственную власть;
• на власть субъективности как последнего волевого решения, власть государя, в которой различенные власти объединены в индивидуальное единство и которая, следовательно, есть вершина и начало целого — конституционной монархии.
Органическое единство, неделимость государственной власти определяет суверенитет государства.
- Гегель говорит о Диалектическом процессе: развитие от абстрактного к конкретному, каждая последующая стадия включает в себе «истину» предыдущих. Диалектический процесс самопознания происходит как на уровне индивидуального сознания, так и на уровне сознания общественного.
Диалектическая триада: развитие субъективного духа (антропология, феноменология, пси-
Хология); объективного духа (право, мораль, нравственность); абсолютного духа (искусство, религия, философия). Сфера политического – это ступень объективного духа.
Гражданское общество состоит из множества семей и отдельных лиц, которые являются своего рода социальными атомами, это прежде всего общество частных собственников. Частная собственность является его основой, и при её отсутствии говорить о существовании гражданского общества не приходится. Это общество сформировалось в «современную эпоху» и характеризует достаточно высокий уровень свободы человека и общества.
Трудясь для удовлетворения своих потребностей, человек производит средства для удовлетворения потребностей других людей. Общество оказывается определенным образом структурировано. В нем формируются сословия в зависимости от типа собственности, вида деятельности, степени выражения всеобщего интереса.
Отношения внутри гражданского общества регулируются правом. Право — это более бедная, абстрактная форма свободы. Закон (или позитивное право) является формой выражения и реализации права.
Семья – это 1ый этап диалектического процесса развития нравственности.
Гос-во, по Гегелю, не может быть продуктом общественного договора и функциональным придатком гражданского общества, как утверждают либеральные доктрины.
Человек свободен благодаря государству, эта свобода одновременно есть и высшая ступень нравственности, на которой особенные, частные интересы находятся в осознанном гармоническом единстве с всеобщим интересом.
Политическое в марксизме
Марксизм возник в 40-х гг. XIX в Германии, где тогда назревала буржуазно-демократическая революция. Особенностью революционной ситуации в Германии в сравнении с ранними буржуазными революциями в странах Западной Европы (Голландия, Англия, Франция) был выход на арену политической борьбы нового класса — пролетариата. Но пролетариату недоставало политической программы, стратегии и тактики революционной борьбы, обоснования перспектив создания нового общественного строя. Выполнение этой задачи взяли на себя молодые немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
В 1844 г. Маркс и Энгельс знакомятся и начинается их совместная научная и революционная деятельность.
Маркс «Капитал». Энгельс «Положение рабочего класса в Англии» - серьезное социологическое исследование. Содержит анализ экономического положения английского рабочего класса, борьбы классов и партий, вывод о неизбежности социальной революции, главной силой которой будет английский пролетариат.
Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному обществу «Союз коммунистов». По поручению II съезда они составили «Манифест коммунистической партии» (1848) — документ, в котором изложены основные позиции нового миросозерцания: материализм, охватывающий и область социальной жизни; диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии; теория классовой борьбы и всемирно-исторической роли пролетариата, творца нового коммунистического общества.
На создание марксизма оказали влияние: Л. Фейербах, Г. Гегель, А. Смит, Д. Рикардо, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье.
Марксизм вскрыл основное противоречие капитализма – между производительными силами и производственными отношениями, между общественным характером производства и частным способом присвоения. Это противоречие находит разрешение в пролетарской революции. Взяв власть в свои руки, пролетариат превращает средства производства в общественную собственность.
Нередко марксизм называют политическим учением, т.к. задача марсистов заключалась в выработке научной теории, способной вооружить пролетариат для ниспровержения экономического и политического господства буржуазии, завоевания политической власти.
Политическая власть, по Марксу, — это организованное насилие одного класса для подавления другого.
Часть марксистского учения – теория научного коммунизма, в которой политическая концепция занимает основное место, существо последней можно отразить в след. положениях:
1 – Власть, гос-во, политическая система – одни из основных институтов общества и не могут не иметь классовую природу, т.к. они возникают с расколом человеческого общества на антагонистические (враждебные, противоположные) классы.
2 – Гос-во и политическая надстройка оказывают активное обратное воздействие на материальный базис, замедляя либо ускоряя его развитие, т.к. гос-во обусловлено характером господствующего способа производства.
3 – Гос-во и политическая надстройка, возникая в дифференцированном обществе как инструмент подавления господствующим классом угнетенных и эксплуатируемых классов, не будут существовать вечно. Они отмирают по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие победоносной революции рабочего класса и диктатуры пролетариата.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ В МАРКСИЗМЕ.