Политические конфликты: сущность, типология, управление.
Понятие “конфликт” для целого ряда зарубежных и отечественных исследователей является имманентно присущим самому феномену власти. Власть ассоциируется с противостоянием, сопротивлением, принуждением, санкциями и другими “негативными коннотациями”, поэтому большинство авторов включают конфликт в число неотъемлемых элементов властных отношений.
Одно из наиболее удачных определений политического конфликта содержится в “Политологическом словаре”: «Политический конфликт – столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с достижением власти или ее перераспределения, а также с изменением их политического статуса в обществе». Источником и основанием политического конфликт являются социально-экономические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые в кризисные и переходные периоды от одного исторического этапа к другому, приобретают конфликтную форму движения и разрешения, детерминированную несовместимостью коренных интересов субъектов политики.
Субъектами (оппонентами) в политических конфликтах могут выступать как отдельные индивиды, так и самые различные социальные группы, при этом объектом противоборства выступают властные ресурсы как мощный распределительный инструмент.
Предмет конфликта, т.е. то, по поводу чего возникает конфликт между сторонами, чрезвычайно разнообразен: это может быть территория, право на использование ресурсов (например, морских), властные полномочия и т.д. Наиболее типичными предметами конфликтов выступают следующие: негативное отношение к режиму, территориальные претензии, наличие или отсутствие каких-либо прав или привилегий, этно-национальные противоречия, имперские амбиции, экономические проблемы, к которым относятся, например, вопросы налогово-бюджетной политики, тарифы, коммерческого судоходства и другие.
Типология:
- С точки зрения областей их проявления:
o внешне-,
o внутриполитические;
- по характеру их нормативной регуляции:
- институционализированные,
- неинституционализированные;
- по возможности их регулирования:
o с нулевой (не имеющие вариантов регулирования),
o с ненулевой суммой;
- по временным основаниям:
- кратко-,
- средне-,
- долгосрочные конфликты;
- с точки зрения публичности:
- латентные
1) социальная напряженность, отмеченная появлением чувства неудовлетворенности существующим положением вещей, симптомов беспокойства,
2) институционализация конфликта: предмет конфликта начинает осознаваться участниками. Данная стадия заканчивается обычно инцидентом. Инцидент – это повод для начала действий, он олицетворяет начало открытой борьбы за обладание объектом (ресурсом, ценностью). В качестве инцидента могут выступать:
- изменение внешней по отношению к данному социуму или группе ситуации;
- провоцирующие действия одного из оппонентов;
- использование одной из сторон какой-либо спорной ситуации для начала конфликтных действий и т.д.
- явные (фаза открытого противоборства: его субъекты – движения, объединения, политические партии становятся подлинной движущей силой, заметней ощущается роль политических лидеров, оказывающих направляющее влияние на политические процессы.)
Цели участников конфликта в отношении друг друга*:
1. Ликвидировать противника (в том числе, и лишить его возможности действовать – например, изоляция его).
2. Изменение условий, в которых оппонент выдвигал нежелательные требования.
3. Трансформация неблагоприятных обстоятельств на более подходящие без какого-либо внешнего вмешательства (в том числе и со своей стороны).
4. Возможность партнерства между всеми субъектами самых сложных конфликтных ситуаций. Для этого нужно, чтобы участники постарались найти такие варианты решения спорного вопроса, которые позволили бы в максимальном объеме удовлетворить интересы всех субъектов отношений.
Стратегии разрешения конфликтов:
1. Стратегия “силы” – она сориентирована на ликвидацию противника – либо как биологического организма, либо как дееспособного и свободного в выборе своих действий субъекта.
2. Стратегия “уязвления” противника предполагает изменение обстоятельств, в которых оппонент выдвигал нежелательные требования. Поскольку “перемещение” в “новые условия” представляет собой акцию, ограничивающую свободу оппонента, то можно считать, что эта стратегия уязвляет противника, ставит его в невыгодное положение.
3. Стратегия “уклонения” заключается в ожидании благоприятного момента для выдвижения требований, она не предусматривает воздействия на другого участника или участников.
4. Стратегия “партнерства” направлена на поиск таких вариантов решения проблемы, которые позволили бы удовлетворить интересы всех сторон, причем, в максимальном объеме.