Что представляла собой Индия в VI–XI вв.?
Индия принадлежала к числу тех стран древней цивилизации, где развитые феодальные отношения появились сравнительно рано. Племена и народности Индии находились на различных уровнях экономического развития, что накладывало свой отпечаток на характер и темпы развития феодального общества в различных районах страны.
Путь развития феодального землевладения в Индии: раздача земли правителями княжеств. Уже в VII в. в Индии существовали держания земли на условии несения службы. С прекращением службы или со смертью их держателей эти владения снова возвращались к князю.
Господствующим типом общин в это время повсюду была сельская община, состоящая из группы малых и больших патриархальных семей. По мере того как в общинах росло имущественное неравенство, семей становилось все больше, и они стремились закрепить свои хозяйственные преимущества; эти переделы становились более редкими.
Основной формой феодальной эксплуатации крестьян-общинников была продуктовая рента. Кроме нее, на общинников налагалась трудовая повинность, не связанная с сельскохозяйственными работами. В эту сферу входили работы на строительстве оросительных сооружений, крепостей, храмов, мостов, дорог, работа в усадьбе феодала и т. д.
Продуктовая рента, несмотря на жестокую эксплуатацию крестьян, создавала при наличии поливного земледелия условия, при которых часть крестьян получала возможность иметь некоторый избыток сверх необходимого продукта.
Переход от рабовладельческого строя к феодальному совершался в условиях вторжения и набегов из Непала и Тибета, восстания народов и племен, что повлекло за собой гибель многих древних городов. Но городская жизнь не прекращалась. Она сохранялась в тех пунктах, которые стали столицами феодальных княжеств, а также в приморских районах с их внешней торговлей. Феодалы поселяли в таких городах ремесленников, которые должны были удовлетворять их нужды. Особенно поощрялось производство предметов роскоши, которые шли на продажу. В дополнение к своему основному труду городские ремесленники занимались еще и земледелием. Аграрный характер индийского города сохранялся на протяжении всего Средневековья.
С VII в. постепенно начала расти внешняя торговля Индии с другими странами. Купцы бывали в Китае, Японии. В качестве посредников в торговле Индии большую роль играли арабские купцы.
После падения империи Гуптов Северная Индия распалась на множество мелких княжеств. В конце VI в. на севере долины реки Джамны начало усиливаться княжество Тханесар. Здешнему князю Харше после многих войн удалось объединить под своей властью почти всю территорию бывшей Гуптской державы. Около 620 г. он сделал попытку подчинить себе и деканские земли. Харша как верховный собственник дарил землю и раздавал ее за службу. С князей он собирал дань. В остальном каждое княжество вело самостоятельную жизнь.
Была установлена связь с Китаем, куда Харша отправил посольство.
В начале VII в. на западе Декана образовалась новая держава. Во главе стал род Чалукьев. Основатель этой державы отразил нашествие Харши на Декан.
В Индии существовала иерархия каст. Зародились касты в глубокой древности, но свои строгие формы приняли именно в Средние века. Ни один человек не мог быть вне касты. Переход из одной касты в другую не допускался. Постепенно каста стала оплотом рутины в области производства.
Основной религиозной системой Индии был индуизм. Он объединял самые разнообразные верования и культы, начиная от анимизма, тотемизма и кончая религиями со сложными богословскими учениями. В видении последователей индуизма над бесконечным множеством божеств стоят три великих бога – Брахма, Вишну и Шива. В своих обрядах жертвоприношения жрецы «кормили» и «поили» бога. Изображение бога натиралось благовонными маслами, храмовые танцовщицы под звуки музыки исполняли обрядовые танцы.
Люди, принадлежавшие к низшим кастам, считались «нечистыми» и должны были жить отдельно от тех, кто причислял себя к «чистым» кастам.
Существовали и еретические движения. Их проповедники говорили о том, что перед лицом бога нет «чистых» и «нечистых» каст. В XII в. образовалась секта лингаятов, которые стали выбирать жрецов из членов своей секты независимо от кастовой принадлежности. Основателем этой секты был Басава.
Характер новых общественных отношений наложил свой отпечаток и на культуру индийского народа. В древности почти единственным строительным материалом было дерево. Теперь при строительстве храмов его все больше вытесняют кирпич и камень. Из этих материалов создаются грандиозные здания. Так, высота центральной башни храма в Танджоре (XI в.), построенного в форме 14-этажной усеченной пирамиды, равняется 61 м.
Литература этого периода идет по пути подражания классическим образцам литературы V–VI вв. Можно отметить стандартизацию поэтических форм, вычурность стиля. Эпические, лирические и драматические произведения писались на санскритском языке.
Продолжает развиваться и индийская философия. Развитие ее идет в виде дальнейшей разработки старых идеалистических систем.
Толчок в развитии дается и юридической литературе.
В XII в. написаны первые медицинские трактаты. Автором известного трактата по терапии был Чакранандита (XI в.).
В чем специфика Китая?
Во всемирном масштабе период раннего феодализма закончился в VII–XI вв. Разные страны вступили в период развитого феодализма не в одно и то же время: страны Азии в более раннее время, некоторые страны Европы – в более позднее. В Китае период развития феодализма начался в VIII в.
Правление императора Сюаньцзуна явилось временем расцвета Таинской империи. Перепись 754 г. показала наличие в стране 9610 тыс. дворов, или 52 880 тыс. человек облагаемого налогом населения. Государство также получало доходы от продажи соли и чая, от добычи железа, олова, меди, серебра, в виде различных торговых пошлин и сборов. Быстрое развитие горного дела, ремесла и торговли создавало многочисленный слой зажиточных ремесленников-мастеров и богачей-купцов. Высокого уровня достигли литература и искусство.
Но в то же время появились признаки наступающего кризиса экономического и политического характера, на основе которого росла Таинская империя. Сущность этого кризиса состояла в отмирании государственной надельной системы и в развитии поместного хозяйства феодалов.
Закон говорил, что землю нельзя ни продавать, ни закладывать, потому что она является государственной собственностью. Но следили за выполнением этого закона местные чиновники, а они часто стремились к обратному, т. е. к тому, чтобы такие запреты не действовали. Наряду с феодальным землевладением широкое распространение в Китае получило землевладение, представленное категорией земель, «присвоенных по титулу».
В Китае общественное разделение труда все время прогрессировало. Развитие китайских городов Таинской империи демонстрирует, что многие из них возникали и развивались уже как ремесленные и торговые центры. Это свидетельствовало о росте товарного производства, обмена и торговли. Значительно усилилось имущественное расслоение в общине.
Упадок государственной собственности на земли привел к ослаблению централизации.
Значительный рост слоя потребителей городских товаров в лице феодалов, а также в лице крестьян способствовал дальнейшему развитию ремесла и торговли. Возникали новые города. Основной толчок развитию торговли был дан развитием торгового кредита. В это время появились векселя, или, как их тогда называли, «летающие деньги». Значительную роль играли ростовщические операции. Особенно большие доходы давала монополия на соль.
Новые социально-экономические условия жизни общества накладывали свой отпечаток на общественную жизнь и литературу страны. В это время своего расцвета достигает публицистика. Ярчайшим ее представителем был Хань Юй (768–823). Его перу принадлежат многочисленные статьи, послания, предисловия к различным сочинениям и т. д. При своем рассмотрении взаимоотношений между природой и человеком Хань Юй помещал человека в общий ряд всего существующего в мире, принципиально не отделял его от природы. Главный его философский трактат – «О человеке». Именно в человеке он видел не только личность, но и основу всей общественной жизни.
Непрерывная борьба внутри империи, которая тянулась два столетия (с 60-х гг. VIII в. по 60-е гг. X в.), переход к новым формам феодальной собственности привели к усилению политической раздробленности страны.
Самым ярким выражением обострения классовых противоречий явилось в это время мощное крестьянское восстание 875–884 гг., которое вошло в историю под названием «восстание Хуан Чао».
Даже несмотря на раздробленность страны, которая наступила после падения Таинской династии, все же в государственном строе Китая сохранялись элементы централизации, делавшие политическое единство более прочным, чем в государствах Европы этого периода.
С момента возникновения история Сунской империи была историей непрерывной борьбы за сохранение китайской территории. На первых порах наибольшую опасность представляли кидани, которые, захватив часть Северного Китая, непрерывно организовывали новые походы на Китай.
На западной границе империи существовала новая опасность. С 30-х гг. XI в. усиливается тангутское государство, именовавшееся Си-Ся. В 1044 г. с тангутами был заключен мир.
Существование Сунской империи ознаменовано культурным расцветом страны. Особенно это заметно в области просвещения. Главными очагами образования стали не правительственные школы, а частные (шуюань).
В обстановке оживленной городской жизни широкое распространение получило книгопечатание, что в свою очередь способствовало распространению просвещения.
В X в. в Китае появился компас.
В XI–XII вв. отличительной чертой прогрессивной общественной мысли был большой интерес к человеческой личности, что было характерно для позднетанской эпохи.
Расцвет философской мысли Китая в XI–XII вв. Среди крупнейших мыслителей Чжоу Дун-и, Чжу Си. Они создали новое направление в философии, именуемое в китайской литературе «неоконфуцианством». Здесь мы находим элементы диалектического и стихийно материалистического подхода к бытию.
В истории китайского искусства в целом сунская школа живописи занимает выдающееся место. Любимыми темами художников в это время являлись пейзажи, животные, а также птицы, цветы. Ярким представителем этой школы был художник Чжао Цзи.
Новый жанр – народная повесть – был создан народными рассказчиками, первые сообщения о которых восходят еще к IX в. В сунских столицах таких рассказчиков появлялось все больше и больше, а их искусство пользовалось популярностью. Их приглашали даже в императорские дворцы.