Международная политика и государственные интересы России
Место и роль России в мире и в мировой политике обусловлены множеством объективными факторами. Это - ее географическое положение, огромная территория, соседство с 22 государствами мира, вхождение в ее состав народов, принадлежащих почти ко всем культурам, религиозным верованиям и цивилизациям мира, огромные природные ресурсы на ее территории. Эти факторы объективно определяет и ее внешнюю политику. Россия располагает всем необходимым и внешняя экспансия ей совершенно не нужна.
Геополитики относят Россию к так называемой славянско-православной цивилизации. В действительности же это – не просто одна страна и даже не одна цивилизация, а целая система или союз родственных цивилизаций. Все это вместе взятое делает Россию естественным связующим звеном между Западом и Востоком, между Севером и Югом, а также беспристрастным и бескорыстным арбитром в решении международных споров. Хотя бескорыстность здесь, конечно же, относительная. Имея взаимовыгодные экономические и культурные отношения со странами почти всех континентов мира, Россия сама глубоко заинтересована в сохранении мира и безопасности на земле.
В то же время не следует забывать и о геополитических интересах других стран, в том числе и крупнейших, стремящихся к доминированию в мировой политике и экономике, ищущих доступ к дешевым источникам энергии и других природных ресурсов. С этой точки зрения сама Россия всегда была и остается объектом вожделений с разных сторон. Отсюда необходимость в укреплении обороноспособности страны не ниже уровня, достаточного для отражения любой агрессии и должного ответа агрессорам с тем, чтобы отбить у них охоту к повторению подобных попыток.
Необходимо постоянно помнить, что как размеры России, ее природные богатства, так и ее способность встать на защиту мира, безопасности и справедливости в мире будут преградой на пути тех стран, которые жаждут гегемонии в тех или иных областях и регионах. А потому они будут стремиться всячески ослабить Россию, в том числе и путем натравливания на нее других стран, разжигания противоречий и конфликтов внутри ее самой. Крупные немиролюбивые государства всегда будут заинтересованы в ослаблении Российского государства как потенциального соперника, и будут работать неустанно в этом направлении. Заявления руководителей стран Запада о том, будто с распадом СССР многие противоречия между крупными странами мира исчезли и, дескать, распад России может породить дополнительные и неожиданные проблемы для них, а потому-де они более заинтересованы в сохранении целостности России, чем в ее ослаблении, не могут и не должны приниматься всерьез. Как писал еще О. Бисмарк, язык дан политикам как раз для того, чтобы скрывать их истинные замысли.
Многие американцы еще в советские времена прекрасно понимали, что противостояние России и США обусловлено не социалистической практикой первой, а другими факторами. Прежде всего, фактором силы России. «Соблазняемый маккартизмом и догматизмом Джона Фостера Даллеса, мы рассматривали коммунизм как опасность всемирного заговора в масштабах, далеких от ее реальности, – пишет профессор Гарвардского университета Д. Лодж. − Мы знаем, что коммунизм как идеология – общественная жизнь без частной собственности – не является угрозой. Мы можем восхищаться некоторыми ее характеристиками, как она практиковалась в израильских кибуцах или даже в Китае, хотя мы жестоко осуждаем ее в России. Советский Союз опасен с его ракетами в шахтах и на подводных лодках, а не по идеологическим соображениям»[9]. Эти ракеты теперь унаследованы Россией, а, соответственно, взгляд на СССР автоматически перенесен на Россию.
В России всегда были и есть силы, которым почему-то казалось и кажется более почетным и возвышенным называть свою страну европейской. Да, действительно, значительная часть территории России от западнее Смоленска до реки Урал, на которой проживает большая часть ее населения, относится к Европе. Но большая часть страны расположена в Азии, а население, проживающее на ней. – азиаты. Принадлежать к Европе ничуть не почетнее, чем называться страной континента, являющегося колыбелью человечества, где формировались и продолжают существовать тысячелетние цивилизации, родились письменность и все мировые религии. Россия является и европейской, и азиатской страной одновременно. Более того, она граничит и с Америкой, тысячи километров ее земель выходят к Тихому океану. Поэтому Россия является универсальной страной со своей специфической, обусловленной этим фактором, историей, культурой и традициями. Поэтому в своей внутренней и внешней политике Россия должна исходить из этого и играть роль связующего, а не разделяющего Европу, Азию и Америку фактора. В Азии она непосредственно граничит с такими крупными и сильными державами мира, как США, Япония, Китай, Иран.
Япония и Китай имеют плотность населения в 30 более раз выше, чем азиатская часть России. Это, безусловно, способно создавать проблемы во взаимоотношениях между этими странами. Но важно помнить, что земля заселялась по законам природы, и только на определенном этапе истории возникли государства и государственные границы. Известно, что природа не терпит вакуума, тем более, если где-то по соседству находятся области высокого давления. Самой России следует устранить этот вакуум, создавать и на азиатской части своей территории благоприятные для проживания населения условия с учетом расстояний, суровых условий, более высокой стоимости жизни и т. д. В годы советской власти определенные шаги в этом направлении предпринимались. Строительство промышленных предприятий, портов, дорог, освоение богатейших природных богатств Сибири и Дальнего Востока требовало огромного количества специалистов всех видов. Их привлекали в малонаселенные регионы предоставлением им льгот в оплате труда, правом на ранний уход на пенсии, ускоренным строительством жилья, установлением доступных цен на транспорт и т. д. В результате этой политики плотность населения Сибири и Дальнего востока постоянно росла.
Скороспелые и непродуманные реформы в России в 1990-х годах привели к сокращению промышленного производства в стране в два раза, а в Сибири и на дальнем Востоке большинство производств полностью прекратило свою деятельность. Существовавшие ранее льготы для работников крайнего Севера и районов, приравненных к ним, были сведены на нет не сопоставимыми с размерами заработной платы ценами на потребительские товары и услуги, и миллионы людей вынуждены были покинуть эти края, делая их безлюдными и вожделенными для жителей соседних государств. Выводы, как и способы исправления этого опасного положения очевидны.
России необходимо сосредоточить основное внимание на свое собственное развитие, понимая под развитием не какое-то абстрактное понятие, а конкретные показатели интеллектуального развития и жизненного уровня собственного народа. Индекс ИР - это некий синтетический показатель, определяемый по совокупности жизненных факторов: среднегодового дохода на душу населения, уровня образования и средней продолжительности жизни в стране. Все эти показатели так или иначе связаны с социально-экономическим положением страны и общества в целом. Пока динамика развития этого показателя весьма опасна для России. Если в начале 1980-х годов по этому показателю СССР (а вместе и с ним и Россия) входил в первую десятку стран мира, то к 2000 г. наша страна опустилась в восьмую десятку, заняв место между Ираном и Таиландом. Зато, к сожалению, Россия прочно вошла в первую десятку стран мира по показателям преступности, коррупции, темпов распространения СПИДа – этого ужасного бича нашего времени, последствия которого и для заболевших им, и для общества в целом трагичны. Заразившиеся им люди, число которых в мире в начале 2003 г. превышало 42 млн. (в России, по данным ВОЗ. – 0,7% населения[10], что составляет более 1 млн. человек), лишаются возможности трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Лечение болезни требует огромных расходов, дети заболевших оказываются без средств существования, а после смерти больных СПИДом родителей – сиротами и беспризорными. Если вектор развития болезни не изменится, то только расходы на лечение этой болезни потребуют 3 – 4% ВВП России.
Не менее опасны для России социальные болезни общества и государства – такие, как национальная и религиозная рознь, нетерпимость и ксенофобия. Невозможно подсчитать, во что обошелся России конфликт в Чеченской республике, ставший в том числе следствием ошибок и федеральных властей: многие десятки тысяч погибших, разрушенные города и села, промышленные предприятия, учреждения образования и культуры, сотни миллиардов рублей, порожденное всем этим отчуждение в обществе по национальным и религиозным признакам.
Естественно, в этих условиях международная политика России должна стать особенно острожной, взвешенной и ответственной. Внешняя политика является продолжением внутренней политики и призвана создавать максимально благоприятные условия для решения социально-экономических, политических, образовательных и других проблем страны. Внешняя политика государства в условиях его стабильности и в условиях внутреннего кризиса – это разные явления. Сегодня она должна быть направлена на восстановление стабильности российского общества. Значит, следует остерегаться вступать в какие бы то ни было союзы и сделки с потенциальными соперниками и конкурентами. Необходимо налаживать взаимовыгодное сотрудничество прежде всего с теми из соседей, кто объективно в этом заинтересован. В этом плане наиболее перспективными являются реализация идеи евразийского союза и Союза славянских и близких им по духу и интересам республик.
Таким образом, измениться должен не только мировой порядок и принципы международных отношений, но и понимание самими государствами – главными субъектами международных отношений – своей роли в утверждении нового мирового порядка. Во всех отношениях между собой они должны быть проникнуты духом равноправия, независимости, уважения прав человека и народов и заинтересованности во взаимовыгодном сотрудничестве.
Вопросы для самопроверки
1. Что вы понимаете под системой международных отношений?
2. Дайте характеристику основных субъектов международных отношений.
3. Что такое международный политический институт?
4. Какие вы знаете современные теории мирового политического порядка?
5. Каковы содержание и пути разрешения глобальных проблем современности?
6. Внешняя политика государства и её основные функции.
7. Каково содержание понятий «мир и безопасность в мире», «национальный интерес», «национальная безопасность?
8. Назовите основные задачи международной политики России.
Литература
Геополитическое положение России: представление и реальность / ред. В.А. Колосова. М., 2000.
Глобальное сообщество: новая система координат. Подходы к проблеме. СПб., 2000.
Иванов И. Новая российская дипломатия: десять лет внешней политики страны. М., 2001.
Капто А. С. От культуры войны к культуре мира. М., 2002.
Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций. М., 2001.
Никитин А. И. Миротворческие операции: концепции и практика. М., 2000.
Россия: государственные приоритеты и национальные интересы /отв. ред. О.В. Волобуев. М., 2000.
Россия и АТР: безопасность, сотрудничество, развитие / отв. ред. А.В. Болятко. М., 2001.
Хантингтон С. Грядущее столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1.
Albott Cleason. Totalitarianism. The Inner History of the Cold War. Oxford, 1995.