Политические факторы преступности. Организованная
Преступность
Политические аспекты преступности изучаются на основе социологической теории отклоняющегося поведения. Сторонники структурно-функционального подхода определяют преступность как «нормальное» явление, присущее всем общественным системам, а следовательно, она выполняет определенные функции, в том числе такую, как показ обострения внутренних противоречий. Если же динамика преступности носит взрывной характер, то это свидетельствует о перерастании внутренних противоречий в тяжелый кризис и требует регулирования важнейших общественных механизмов: элементов политической системы, корректировки политического курса, направлений общественных преобразований, их целей, путей и методов осуществления.
Для существования любого общества необходимо, чтобы большинство людей выполняло основную часть значимых для общества норм. Для этого существуют два пути:
а) Воспитание. Человек должен быть «воспитан» так, чтобы следование законам стало единственно возможной формой его поведения. Он верит в необходимость этого, он ждет одобрения общества, боится его осуждения.
б) Принуждение. Люди сами могут следовать определенным правилам, но иногда необходимо заставить следовать тем или иным нормам, применив для этого силу или угрозу ее применения.В истории человечества еще не было системы, которая бы не использовала меры «принуждения».
Насилие, как способ принуждения, в той или иной мере присущ любому обществу. Истории известны многочисленные случаи применения самых жестоких мер против преступников вплоть до расстрелов на месте преступления. Известны публичные казни в Китае, в России в годы Гражданской войны, в Чечне в 1997 году. В Туркменистане «по приказу туркменбаши С. Ниязова в одночасье арестовали и казнили всех уголовных авторитетов, что перепугало не только преступников. Вместе с ними затаилась вся страна, переживавшая сцены расстрелов, транслировавшихся по ТВ» (Аргументы и факты”, № 9. 1998.) Конечно, жестокость наказания влияет на уровень преступности, но она в целом не решает проблему. Главное- неотвратимость наказания.
А как же в политике? И в политике насилие использовалось всегда и вряд ли удастся в ближайшее время отказаться от него полностью, хотя зоны применения насилия постепенно сужаются. Общество становится более терпимым к действиям граждан, которые не затрагивают интересы других. Учитывают и то, что волну насилия (агрессия против соседей, репрессии против «внутренних врагов и т.п.) очень трудно остановить. Так, участники войны в Афганистане и в Чечне достаточно часто участвуют в актах насилия над другими. Насилие же в мире, насыщенном ядерным оружием, еще более опасно, т.к. может привести к катастрофическим последствиям.
Вместе с тем следует учитывать и изменение моральной атмосферы в обществе, особенно в развитых странах, где насилие неприемлемо по моральным соображениям и с этим приходится считаться политикам.
В последние годы в России значительных масштабов достигла организованная преступность, которая стала реальной угрозойбезопасности страны.Ее основными признаками являются:
1. Устойчивый характер преступных сообществ и длительный период их деятельности.
2. Направленность на получение более или менее постоянного дохода на основе профессиональной или полупрофессиональной деятельности.
3. Коррумпированные связи с работниками государственной власти и управления и в этой связи их повышенная опасность.
4. Так как преступные организации действуют вне государственных структур, параллельно с ними, их деятельность преследуется государством на основе законов.
По некоторым признакам организованная преступность становится весьма влиятельной социальной силой, наблюдается её сращивание с отдельными общественно-политическими движениями. Отечественная организованная преступность не только вышла «на мировой рынок товаров и услуг», но и установила тесное сотрудничество с зарубежными мафиозными кланами, наблюдается криминализация части предпринимательского корпуса, политизация организованной преступности и рост коррумпированности властных структур, рост политического насилия и экстремизма. Возрастает профессионализм террористов. В стране полулегально существуют многочисленные вооружённые формирования. Тысячи организованных преступных групп, специализировавшихся на определённых видах преступной деятельности, орудуют в стране. Иногда наркомафия вступает в открытую борьбу с правительством, бросая вызов политической стабильности и законности.
Продолжаются похищения людей с целью получения выкупа.
Особого внимания заслуживает обострение уголовного терроризма со стороны структур организованной преступности. Он приобретает широкий и систематический характер и используется как средство борьбы с конкурентами или втягивания представителей частного бизнеса в криминальные связи. Эта преступная практика подрывает авторитет власти и правопорядок, ставит под угрозу важные национальные интересы страны, её социально-политическую и экономическую безопасность.
Организованная преступность может носить корыстную (экономическую) и политическую направленность. Под экономической преступностью подразумевается экономическая деятельность субъектов бизнеса, осуществляемая криминальными методами в целях достижения незаконного обогащения. Она может проявляться в самых различных формах с использованием разнообразных методов и средств получения доходов или завладения имуществом и другими материальными средствами государства, граждан, учреждений (грабежи, разбои, кражи, мошенничество, контрабанда и др.).
Экономическую преступность принято делить на две группы:
· Экономические преступления, совершаемые в сфере производства товаров и услуг.
· Экономические преступления, связанные с нарушениями в сфере распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Следует обратить внимание на “теневую экономику”, под которой подразумевается экономика, функционирующая вне правового поля. Она очень многообразна и вписывается в обе названные группы. Удельный вес теневой экономики в российском валовом внутреннем продукте, по выводам многих учёных, составляет 40%, на Украине - 50%, в Латинской Америке - 30%, в то время как в развитых странах она не превышает - 5-7%. Объем теневой экономики в России составляет огромную сумму – десятки миллиардов рублей. Вполне естественно, что за эти колоссальные деньги идет жестокая борьба между различными криминальными структурами.
Основные направления их преступной деятельности на сегодня таковы:
· Создание собственных коммерческих структур, частных предприятий, банков.
· Установление контроля над предприятиями (завладение контрольными пакетами акций предприятий, внедрение в управление ими своих людей и др.).
· Проникновение в банковскую и кредитную сеть.
· Установление контроля над прибыльными предприятиями и частными лицами.
· Овладение государственной и муниципальной собственностью.
· Создание разнообразных фондов для отмывания денег, приобретенных криминальными путями.
· Подчинение своему влиянию традиционных для России сфер экономики: экспорт нефти, газа, металла и др.
По данным МВД, за последние 5 лет количество преступлений, совершенное организованными преступными группами, возросло почти в 2 раза..
Но существуют и политические факторы экономической преступности. К числу политических причин и условий преступности следует отнести:
1. Ошибки в стратегии и практике экономических реформ, в приватизации, в банковской системе, в акционировании, в производственно-сырьевой сфере.
2. Ослаблением роли государства в регулировании экономики под лозунгом невмешательства его в рыночные отношения.
3. Бесконтрольность.
4. Безнаказанность.
5. Пропаганда культа насилия, порнографии, проституции.
6. Несовершенство законодательства, слабая правовая база перехода к рынку. К этим недостаткам можно отнести несогласованность принимаемых решений и законов, а нередко и противоречивость.
7. Просчёты правоприменения, недостатки в правовом обеспечении личной и общественной безопасности.
8. Неэффективность правового воспитания и слабая общественная профилактика.
9. Недостатки в материальном и организационном обеспечении правоохранительных и правоприменительных органов и др.
Значительная часть экономических преступлений связана с другим видом криминальной деятельности – политической коррупцией, которая возникает в сфере общественного организма, где интересы частных лиц и структур, связанных с бизнесом, пересекаются с властными функциями государственного аппарата и представляющих его чиновников. Политическую коррупцию можно определить как инструмент давления «теневой» экономики на власть. Как один из видов отклоняющегося поведения, коррупция известна давно, но особую значимость она приобрела в наше время. Происходит сращивание номенклатуры, нового чиновничества с организованной преступностью. Такие виды экономической преступности, как злоупотребление служебным положением для осуществления выгодных отдельным лицам (фирмам, банкам) капиталовложений, нарушение прав потребителей, незаконная эксплуатация природы, сокрытие прибыли от налогообложения и другие, в большинстве случаев предполагают «выход» представителей бизнеса на органы власти, принимающие политические решения. И если длительное время не принимались законы о борьбе с организованной преступностью, значит, это кому-то было выгодно, не проявлялась политическая воля.
Таким образом, политическая коррупция представляет собой бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества: правящая элита, в распоряжении которой находятся символические (государственный гимн, флаг, и другие знаки государственной символики), властно-распорядительные и материальные (контроль за государственной экономикой) ресурсы обменивает их на ресурсы других структур общества – политическую поддержку или материальные блага.
10. Росту экономической организованной преступности способствовала недостаточно продуманная и плохо организованная антиалкогольная кампания 80-х - 90-х годов. Она привела к значительным потерям доходов в бюджет, резкой криминализации в области производства и продажи алкогольной продукции, массовому подпольному выпуску различных суррогатов, от которых ежегодно гибнут тысячи людей.
11. Немало преступлений совершается в традиционно закрытых ведомствах, где коррупция достигает огромных размеров (военное ведомство, правоохранительная и правоприменительная системы и др.).
Таким образом, при переходе к рыночным отношениям возникли политические факторы роста экономической преступности. Дело в том, что экономика России оказалась в глубоком кризисе, а у политических сил и лидеров не оказалось государственной мудрости и политического умения найти способ сохранения единого государства и единого экономического пространства, принятия программы поэтапного перехода к рыночной экономике и тем самым поддержать в народе беспримерный менталитет доверия власти.
Нельзя не обратить внимания и еще на один аспект проблемы: представители различных политических сил и партий по самым разным соображениям, в том числе и экономическим - получение средств для себя и финансирования партийной деятельности - голосуют за включение или исключение из проектов
законов того или иного положения, лоббируют те или иные решения. Таким образом, лоббирование и коррупция стали реалиями наших дней. Не случайно отдельные парламентские фракции, политические партии получают на свои счета значительные суммы.
При изучении проблем политической власти мы обращали внимание на ее ресурсы. Одним из таких ресурсов может выступать и преступность, с помощью которой достигаются политические цели. Так, страх населения перед ростом преступности позволяет правящей элите проводить мобилизацию масс в свою поддержку для наступления на преступность, а оппозиционным силам - для показа неспособности правящей элиты эффективно использовать свою власть. По мере смены политических элит обвинения носят обратный характер.
Итак, в период перехода к рыночным отношениям возникли политические факторы преступности, в основе которых лежит не только ослабление регулирующей роли государства, но и просчеты и ошибки в осуществлении социально- экономической политики.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое преступление и преступность?
2. Почему преступность является социальным явлением?
3. Каковы причины резкого роста преступности?
4. Назовите мировые и российские тенденции преступности.
5. Каковы причины обострения криминальной ситуации в современной России?
6. Каковы политические факторы преступности?
7. Что такое организованная преступность?
8. Дайте характеристику основных уровней организованной политической преступности.
9. Что такое «правовая политика?»
Литература
Бачинин В.А. Философия права и преступления. Харьков, 1999.
Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 2000.
Белоцерковский С.Д. Рэкет в России. М., 2000.
Власть: криминологические и правовые проблемы / Отв. ред. А.И. Долгова. М., 2000.
Волженкин Б.В. Коррупция. СПб., 1999.
Гыске А. В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества: Политический анализ. М., 2000.
Ли Д.А. Преступность в структуре общества. М., 2000.
Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2000.
Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков: как противостоять агрессивному экстремизму, ксенофобии и насилию среди молодежи / Под ред. И.М. Ильинского; сост. В.К. Криворученко. М., 2001.