Идеология в политической истории России
Как отмечалось в предыдущих главах, появление новых политических идей обусловливалось изменением социально-политических и экономических условий, необходимостью решать различные по сложности внешнеполитические задачи и т.д. Так, для Древнерусского государства была характерна идея независимости Русской земли, крепкой княжеской власти, дарованной ему Богом. В XIV - XV вв. проблема российской государственности вылилась в проблему единства веры, которая стала важнейшим условием единства государства. В XV - XVII вв. утверждается идея самодержавия, а затем разрабатывается и теория самодержавия, призванная защищать существующий строй.
Не обошло Россию и движение Просвещения, нашедшее своё отражение в «просвещенном абсолютизме».
В условиях нарастания кризиса крепостного права в России началось формирование революционно-демократической идеологии. Предвестником этих идей был революционер-республиканец А.Н. Радищев. Политические идеи декабристов, «западников» и «славянофилов» будоражили умы людей, поднимали их на борьбу за более справедливое переустройство общества.
В середине XIX в. на арену политической борьбы вышли революционеры - демократы. Достаточно широкое распространение получили в этот период
идеи народничества (революционное и либеральное), анархизма, религиозно-философская мысль в лице В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и др.
Особенно активно развивалась политическая мысль и политическая практика в России в конце XIX - начале XX веков, когда получили значительное влияние и организационное оформление основные политические идеологии современности: либеральная, консервативная, социал-демократическая, коммунистическая и др.
Как указывалось ранее, носителями идеологий являются политические партии, выражающие интересы различных социальных слоёв общества.
К осени 1917 г. в России насчитывалось свыше 70 политических партий. Наиболее влиятельными и многочисленными были партии большевиков-ленинцев, Кадетская (Партия народной свободы), Либерально-республиканская, партия меньшевиков, Республиканско-демократическая партия, партия социалистов-революционеров (эсеры), Союз земельных собственников, Республиканский центр, Трудовая народно-социалистическая партия и другие.
После Октябрьского переворота 1917 г. и установления в России советской власти в стране осталась только одна партия – РКП(б)-ВКП(б)-КПСС, утвердилась одна официальная марксистско-ленинская идеология, защищавшая и освещавшая социалистический строй в СССР почти 70 лет.
Ликвидация социализма в СССР и странах Восточной Европы в результате изменения экономической и социально-политической ситуации привела к резким изменениям в духовной сфере и к упразднению монополии коммунистической идеологии, выступавшей в качестве государственной. В этот период стал активно обсуждаться вопрос о деидеологизации общественно-политической жизни современной России. Однако реальная жизнь показала, что для России вопрос состоит вовсе не в том, жить ей с идеологией или без неё, а в том, как формировать такие идеологии, которые бы обслуживали процесс модернизации российского общества. То есть такие идеологии, которые сплачивали бы большие группы людей, аккумулировали их энергию и направляли её на политические действия, ведущие к демократической модернизации политической власти, к демократическому переустройству экономической, политической, социальной и духовной жизни общества.
Ст.13 Конституции Российской Федерации провозглашает: «1. В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Формирование идеологий в России происходит на реальном социально-экономическом фундаменте и с учётом имеющегося опыта функционирования идеологий в России, и в других странах.
Либерализм.Многие представители политической интеллектуальной элиты российского общества питали надежды на относительно быстрый демонтаж коммунистической идеологии и приобщение россиян к ценностям либеральной идеологии. Всем известно, что либеральная идеология, основанная на признании приоритетов экономических и политических свобод и гуманистических ценностей, способствовала экономическому развитию, торжеству демократических принципов власти и управления и расширению прав и свобод личности. Предполагалось, что перенесение либеральных ценностей на российскую почву окажется наиболее благотворным для страны и её граждан. Однако, либеральные ценности, несмотря на их явные достоинства, пока не заняли доминирующего положения в общественном сознании россиян. Более того, авторитет либеральных ценностей в их российской форме стал терять своих приверженцев.
Основные причины невысокой популярности либеральных идей в российском обществе заключаются в следующем:
1. Либеральная идеология возникла и развивалась в ходе длительной эволюции европейской цивилизации, основанной на принципах частной собственности, личной свободы и рационального мышления. В России либеральная традиция не имела широкой социально-экономической и юридической базы, а имела скорее отвлечённый теоретический характер. Использование либеральной терминологии в господствующих кругах было признаком хорошего тона, но не принципом жизни и не целью политического действия. Идеи русских либералов юристов никогда не были востребованы. Либеральные партии были малочисленны и не отражали интересов общественных низов. Для массы крестьян и городских рабочих, задавленных непосильным трудом, заботами и полным бесправием, рассуждения о свободе личности и её гражданских правах были просто недоступны.
2. Механическое привнесение либеральных идей в общественно-политическую и духовную жизнь современной России политической и интеллектуальной элитой страны, не оправдали радужных перспектив. Либеральные идеи завоевали приверженцев лишь среди интеллигенции, студентов, представителей свободных профессий и других слоёв населения, обладавших высоким образовательным уровнем и склонностью к приобщению к жизни по нормам западной цивилизации, но не связанных с конкретной хозяйственной практикой. Основная масса населения либеральных идей не восприняла. Либерализм мог бы проникнуть в глубины народного сознания, но для этого нужно было, чтобы основанная на либеральных ценностях социально-экономическая политика начала процесс оздоровления экономики и возрождения общества. Однако реализация этой политики привела к ослаблению потенциала страны, катастрофическому падению уровня жизни и росту социальной напряжённости. Либерализм пока не прижился в России.
Это, кстати, подтверждается опытом функционирования Либерально-демократической партии России. ЛДПР на пике своего роста насчитывала более 500 тысяч членов и пользовалась поддержкой значительной части населения, но потом ее авторитет в обществе стал резко снижаться. На выборах в Государственную Думу она завоевала в 1993 г. 59 мест, в 1995 г. – 50 мест, а в 1999 г. – всего 17 мест. Причем на последних выборах (1999 г.) ЛДПР едва преодолела 5% барьер.
В современной России усиливаетсяидеология неоконсерватизма.Его ценностями выступают: сильное государство, национально-патриотические идеи (только не фашистского толка), патриотизм, долг, вера, соборность, российские семейные традиции, нравственность, уважение к труду.
В наиболее полном виде идеологию неоконсерватизма исповедует Российское христианско-демократическое движение. В уставе РХДД утверждается, что она есть «социально-политическая организация (партия), объединяющая сторонников коренных преобразований всех сфер общественной жизни страны на основе норм христианской морали». Кстати, после КПРФ, ЛДПР и Единой России, РХДД является самой многочисленной партией, которая насчитывает в своих рядах более семидесяти тысяч членов.
РХДД поддерживает принцип отделения православной церкви от государства. Церковь, по идее РХДД, должна заниматься не политикой, а возрождением традиционной российской духовности и распространять духовность на политическую систему. Построить общество, основанное на христианских ценностях, означает реализацию приоритета ценностей веры через закон, но не превращение заповедей Христа в закон (как это провозглашает исламский фундаментализм).
Особое место и роль в политической жизни современной России играет коммунистическая идеология. Партии, базирующиеся на коммунистической идеологии, имеют самую большую численность – более шестисот тысяч человек. На коммунистической идейной платформе сформировалось несколько партий: КПРФ, Всесоюзная партия большевиков, Российская партия коммунистов, Российская коммунистическая рабочая партия и другие. Каждая из партий коммунистической ориентации по-разному интерпретируют избранную идеологию. Например, КПРФ интерпретирует коммунистическую идеологию в духе социал-демократии: признание частной собственности, рыночных отношений, многообразия идеологий, социальной защиты и т.д. Другие же партии коммунистической ориентации выступают с позиций ортодоксального марксизма-ленинизма, ратуют за восстановление существовавших в СССР общественных отношений.
Лидеры социал-демократического и ортодоксального направлений ставят своей целью возрождение былого могущества и влияния коммунистической идеологии (в соответствующей интерпретации) на российское общество. Однако на пути достижения этой цели встречаются проблемы и трудности объективного и субъективного порядка. Например, социально-экономические основы и общественные условия, послужившие питательной средой для формирования и распространения классической коммунистической идеологии, уступили место новым реалиям, исключающим возможность сколько-нибудь значительного усиления роли и влияния этой идеологии на общество.
Коммунистическая идеология, ориентированная на социал-демократические ценности, слабо укореняется в социальных слоях, занятых в общественном производстве людей (КПРФ остается по преимуществу партией коммунистов из КПСС пенсионного возраста). Во-первых, сказывается фактор недоверия к идеологии, которая не выдержала испытания практикой. Во-вторых, сами социал-демократические ценности и принципы более понятны в рамках именно этой, а не марксистской идеологии.
Социал-демократическая идеологияимеет слабые социально-экономические корни и традиции. В стране существует несколько партий социал-демократической ориентации: Партия социал-демократии, Социал-демократическая партия России, Социал-демократический союз, Социалистическая народная партия России и др. Но ни одна из них не преодолела 1 – процентного барьера ни на одних выборах в Госдуму, а часть из них вообще не участвует в выборах.
В Минюсте Российской Федерации на конец 2002 г. зарегистрировано более семидесяти политических партий федерального уровня. Все они ориентируются на те или иные из указанных выше политических идеологий. Общим в процессе политической борьбы стало то, что большинство партий различных идеологических ориентаций стало брать на «вооружение» традиционные ценности национальной «русской идеи», испытанные временем и разделяемые большинством населения: державность, сильное государство, государственное регулирование, патриотизм, духовность и т.д. В зависимости от трактовки этих ценностей формируются политические направления: левоцентристское и правоцентристское. На самых крайних флангах того и другого направления фигурируют, с одной стороны, фашиствующее, агрессивно-реакционнное крыло национал-патриотов, мечтающих об очищении России от «чужих», о возрождении имперской мощи «Великой самобытной России», как мессии для всего мира; с другой – левые либералы, которые отрицают регулирующую роль государства и видят в свободном рынке наивысшее достижение мировой цивилизации, способное возродить Россию.
Попытки отдельных политиков, направленные на сближение правых и левых к центру и усиление политико-идеологического центра, успехом не увенчались. Как не привела к положительному результату попытка отдельных теоретиков создать некую искусственную так называемую «интегративную» идеологию, которая по замыслу ее авторов, должна была бы сплотить все нации и слои российского общества вокруг единых ценностей.
Эти неудавшиеся попытки создания новых идеологий свидетельствуют о том, что для их формирования одного желания отдельных теоретиков или партий недостаточно, для этого должен быть целый комплекс социально-экономических, политических, духовно-идеологических, национально-психологических и иных условий. Дело в том, что каждый народ имеет свою идеологию, а дело теоретиков и политиков познать ее и руководствоваться ею.
Итак, сегодня формирование российской национальной идеи и политических механизмов ее реализации нацелены на национальное духовное и материальное возрождение России. В процессе перехода России от тоталитаризма к демократии происходит возрождение многопартийности, идеологического и политического плюрализма, становление новой российской государственности.
Вопросы для самопроверки:
1. Каково соотношение политики и идеологии?
2. Каковы общие и отличительные черты идеологии и науки?
3. Каковы основные типы современной политической идеологии?
4. Какие выделяют уровни политической идеологии?
5. Раскройте функции, выполняемые идеологией.
6. В чём сущность классического либерализма? Современный либерализм. (неолиберализм)
7. Какова сущность коммунистических идей и их перспективы?
8. Современная социал-демократия. Каковы идейные истоки социал-демократии?
9. Каковы современные модели социал-демократии? Основные черты демократического социализма.
10. Назовите сущностные характеристики классического консерватизма. Чем отличается современный консерватизм (новый) от классического?
11. Каково отношение современного либерализма и консерватизма к государству?
12. Что такое “политический экстремизм”? Назовите его современные формы проявления?
13. Какую роль играла и играет идеология в политической истории России?
14. Каково ваше отношение к “русской идее”?
Литература
Абелинскас Э.Ю. Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология. Екатеринбург, 1999.
Аваков А.В. Судьбы либерализма. М., 2000.
Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2001.
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
Безансон А. Бедствие века. Коммунизм, нацизм и уникальность катастрофы. М., 2000.
Белоусов Л.С. Режим Муссолини и массы. М., 2000.
Будницкий О. Терроризм в российском освободительном движении. Идеология, этика, психология. М., 2000.
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием в России сегодня. М., 2001.
Классический французский либерализм. Сб. М., 2000.
Туманов С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение. М., 2000.
Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х годов. М., 2000.