Политическое сознание и политическая социализация
Политическая культура является важной составляющей духовной жизни общества, находит своё выражение в политическом сознании, в том числе в его идеологических формах.
Политическое сознание – одна из центральных категорий окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включён он сам, а также связанные с ней действия и состояния. В содержательном отношении большинство исследователей рассматривают политическое сознание как совокупность взглядов и установок, выражающих отношение людей к государству и партии, политическим ценностям и целям развития, к традициям и нормам политической жизни.
Основу политического сознания составляют знания, усвоенные индивидом, отражает действительность, обладает относительной самостоятельностью, обратно воздействуют на общественное бытие. Политическое сознание воплощает в себе важнейшие реалии бытия:
а) уровень развития производительных сил;
б) особенности классовой структуры общества и систему общественных отношений;
в) уровень образования и культуры.
Рассматривая политическое сознание как важнейшую категорию политологии, необходимо указать на её связь с другими категориями данной науки. Так, политическое сознание генетически связано:
- с политической культурой, где является её производной, высшим уровнем и одновременно, в развитых формах политической культуры выступает её стержневым компонентом;
- с политическим поведением, где политическое сознание выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов такого поведения;
- с политической системой общества, где политическое сознание представляет собой её субъективный фундамент, человеческую основу.
В традиционном марксистском понимании политическое сознание трактуется как вариант общественного сознания возникающий как отражение, прежде всего, социально-политических условий бытия людей.
В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как её субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях.
Политическое сознание даже в рамках политологии относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек зрения исследуемых разными направлениями внутри политической науки. Целостное, собственно политологическое изучение политического сознания в первую очередь включает исследование его субъектов – «носителей», динамики развития политического сознания и основных его функциональных форм. С точки зрения субъекта политического сознания в мировой политологии выделяются массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.
Массовое политическое сознание – это особая политизированная часть общественного сознания и включает в себя статические и динамичные компоненты. К статическим относятся определённые политические ценности и ориентации, к динамичным – массовые настроения, которые могут меняться в зависимости от изменения политической ситуации. В конкретном выражении это:
- уровень ожидания людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий;
- социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т. д.);
- быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и
т. д.
Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обусловливает наиболее типичные массовые варианты политического поведения. Наиболее распространённым способом изучения массового политического сознания являются опросы общественного мнения по политическим вопросам.
Групповое политическое сознание рассматривается как обобщённое сознание тех или иных более определённых и организованных, конкретных – больших (социальные классы, национально-этническое образование типа группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, политбюро или политсовет правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа групп давления и т. п.) групп, связанных с политикой. Исходя из объективного места группы в социально-политической системе и особенностей группового самосознания, такое политическое сознание трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующем в групповом политическом сознании.
Наиболее распространённый способ выявления такого сознания выступает анализ документов политического характера, исходящих от интересующих групп.
Индивидуальное политическое сознание определяется как свойство и качество личности, «политического человека», способного так или иначе, воспринимать политику, более или менее точно её оценивать и относительно целеустремлённо действовать в политическом плане. Здесь наибольший интерес представляют субъективно-психологические особенности, типовые характеристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике как особой сфере деятельности, а также изучение процессов политической социализации личности, способов, используемых индивидом для овладения массовыми и различными групповыми политическими сознаниями, а также для выработки собственного политического сознания на индивидуальном уровне.
Анализ механизмов, управляющих функционированием политического сознания на этом уровне, позволяет выделить в нём два блока компонентов:
- мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции);
- познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения).
Наиболее распространённый способ выявления индивидуального политического сознания является личностно-психологическое исследование, а также выделение социально-политических типов личности в отношении политического сознания.
Политическое сознание функционирует на обыденном и теоретическом уровнях.
Обыденное политическое сознание характеризуется размытостью, «смутностью», спутанностью и противоречивостью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике, в рамках, так называемого житейского здравого смысла
Одновременно, оно характеризуется устойчивостью и особого рода инерционностью влияния на политическое поведение.
В отличие от обыденного политического сознания, теоретико-идеологизированное политическое сознание исходит из строгих и стройных представлений, составляющих собой целостную рациональную систему взглядов и суждений, определённое мировоззрение, объясняющее окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции и сводящееся к расширенному истолкованию идеологии, направленной на осознание определённых сфер политической жизни. Следует отметить, что теоретический уровень политического сознания целенаправленно формируется государством и политическими партиями.
Необходимо указать, что политическое сознание призвано формировать у индивида определённую политическую позицию – это такие черты личности человека, которые выражаются в постоянстве политического поведения в сфере борьбы за власть и осуществление власти, что конкретно выражается:
1) в определённых или постоянных эмоциональных состояниях, касающихся политических явлений;
2) в предрасположенности к политической деятельности;
3) в определённых убеждениях, касающихся политических явлений.
Политическая культура и политическое сознание находят свою реализацию в политической социализации личности, которая представляет собой комплекс социально-политических процессов, подготавливающих индивида к активной политической жизни.
Политическая социализация по своей сущности является одной из составных частей социализации личности вообще и заключается в усвоении личного определённого опыта предыдущих поколений, закреплённых в культуре.
В политологии политическая социализация рассматривается как процесс включения индивида в политическую систему. В ходе взаимодействия личности с политической системой происходят два ряда процессов.
С одной стороны, политическая система воспроизводится, набирая и обучая новых членов. Политическая социализация в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, даёт возможность сохранить преемственность поколений в политике.
С другой стороны, требования политической системы, так или иначе внедряются в структуры личности. В результате политической социализации формируется политическое сознание личности, её политическое поведение, происходит становление личности – гражданина. При этом понятие политической социализации шире, чем понятие политическое воспитание или просвещение, т. к. оно включает в себя не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политических институтов, но и стихийное влияние, и собственную активность индивида. Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций те, которые отвечают личностным внутренним предпочтениям и убеждениям, причём не только рациональным, но и бессознательным.
В общем виде процесс политической социализации можно представить в виде следующих этапов:
- усвоение личностью политических знаний, ценностей, ориентаций;
- превращение знаний в убеждения;
- выработка способности самостоятельного мышления, умения отстаивать свои политические взгляды и убеждения;
- приобретение навыков общественно-политической деятельности;
- реализация знаний и убеждений в практической деятельности.
Процесс политической социализации индивида детеминирован не только созреванием личности, но и влиянием социальной среды.
При этом политическое сознание и поведение личности формируется под влиянием не только собственно политических факторов, но и неполитических.
К числу неполитических факторов относятся: семья, группы сверстников, школа, работа, церковь, средства массовой информации.
Политические факторы политической социализации организуются в систему, куда включены: характер и тип государственного устройства, режим, политические институты, партии, общественно-политические организации и движения. С помощью социальных механизмов эти факторы корректируют и контролируют политическое поведение индивида.
В реальной жизни политические и неполитические факторы переплетены. Изменение в характере процесса политической социализации, происходят циклично, имеют исторический характер. На каждом новом этапе исторического развития происходит взаимная адаптация личности и политической системы: изменения социальной и политической структуры создают в каждом новом поколении свой набор условий для формирования личности.
В настоящее время наблюдаются две тенденции, в борьбе которых происходит процесс политической социализации.
С одой стороны, существует всё усиливающаяся потребность в политическом развитии личности, в её активном включении в политику, в росте её самосознания. Эта тенденция особенно ярко проявляется в процессах демократизации самых различных типов политических систем и режимов.
С другой стороны, налицо и тормозящая тенденция, проявляющаяся в разных формах отчуждения человека от государства, его институтов, от принятия политических решений.
О первой из этих тенденций свидетельствует рост активности и информированности личности о политике, в изменении массового политического сознания и поведения, в приходе в политику тех слоёв населения, которые ранее были из неё выключены.
Вторая тенденция находит отражение в политическом отчуждении граждан, их апатии и цинизме, неверие в официальную политику, в падении их поддержки политических институтов, партий, государства.
Процесс политической социализации продолжается всю жизнь, но этапы и стадии в этом процессе определяются не только собственно возрастными изменениями в структуре личности, но прежде всего освоением новых социальных и политических ролей, опытом личного участия в политической деятельности.
Отсюда следуют выводы:
1) Политическая культура выступает часто духовной культурой и затрагивает область отношений между людьми и властью.
2) Политическая культура как комплекс состоит из следующих основных компонентов:
- представлений, т. е. определённых знаний людей о сущности и характере существующей власти;
- настроений – эмоционального отношения к власти: поддержка, признание её законности и логичности или её отторжение;
- действия, т. е. участие людей в политической жизни, как на индивидуальном, так и на коллективистском уровнях;
- деятельность политических институтов, структур власти.
3) Политическая культура выполняет в обществе определённые функции и выступает в форме определённых типов, которые имеют конкретно-историческую обусловленность.
4) Политическое сознание можно рассматривать как часть общественного сознания, проявляется на теоретико-идеологическом и обыденном уровнях и относится как к индивидуальной, так и к социальной группе.
5) Политическая социализация осуществляется практически на всех этапах сознательной жизнедеятельности человека и представляет собой процесс политического совершенствования человека.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое политическая культура?
2. Какие факторы оказывают влияние на формирование национальной политической культуры?
3. Какова структура политический культуры?
4. Назовите основные функции политической культуры.
5. Что такое политическое сознание и какова его структура?
6. В чём сущность обыденного политического сознания?
7. Каковы отношения между обыденным и научно-теоретическим политическим сознанием?
8. Понятие «политическая социализация», её задачи и этапы.
Литература
Зольмс Г.О., Артемьев И.Ю. Политическая культура в условиях демократии. М., 1999.
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием в России сегодня. М., 2001.
Клюев А.В. Человек в политическом измерении. СПб., 2000.
Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб., 2001.
Носков В.А. Политико-культурная эволюция российского общества. Белгород, 2001.
Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.
Панарин А.С. Политология. Западная и восточная традиция. Учебник для вузов. М., 2000.
Пеньков В.Ф. Политический процесс и политическая культура: К вопросу методологии и практике политических исследований в современной России. М., 2000.
Региональное самосознание формирования политической культуры в России. М., 1999.
Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 2000.
Сорокин П.А. О русской общественной мысли. СПб., 2000.
Туманов С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение. М., 2000.
Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). Краснодар, 2000.