Сущность, основные признаки правового государства и его главенствующая роль в политической системе общества
В политической системе общества государство является основным институциональным субъектом среди других ее субъектов (политических партий, общественно-политических движений, элит, лидеров и т.д.). Рассмотрим основные характеристики этого сложного социального феномена.
Существует несколько концепций происхождения государства: теократическая, патриархальная, функциональная, общественного договора, социально-классовая, антропологическая и др. Многообразие точек зрения не исключает наличия некоторых общих моментов в обосновании происхождения государства и его сущности. Например, во многих концепциях признается, что государство возникает на определенном историческом этапе, который характеризовался возникновением частной собственности и социальным расслоением общества. Есть сходство и в общих подходах к определению государства.
Государство- это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.
Основными признаками государства являются:
Публичная, отделенная от общества власть, которая представляет собой многообразное сочетание различных видов власти- от политической до церковной, и слой управленцев-профессионалов.
Суверенитет. Верховенство над всеми другими организациями внутри страны, независимость и самостоятельность в вопросах внешней политики.
Территория, на которую распространяются законы и полномочия государства.
Исключительное право издавать обязательные для всего населения законы и нормы поведения.
Монопольное право на применение силы и физического принуждения, для чего государство обладает специальными средствами и органами (армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура и др.).
Право на взимание налогов и сборов с населения.
Исторически сложилось три основных типа административно территориального государственного устройства. Унитарное государство - имеет единую конституцию, герб, флаг, гимн, валюту, гражданство, единую систему высших органов власти и управления, которые действуют на территории всей страны.
Федеративное государство - наряду с федеральной конституцией, правительством, ее символами власти, функционируют конституции, законодательства, правительства и символы власти субъектов федерации (штатов, провинций, республик и др.)
Конфедеративное государство - союз суверенных самостоятельных государств, создаваемый для решения каких-либо фундаментальных политических задач. Классическим примером конфедерации считается Швейцария.
В ходе длительного исторического развития государство совершенствовалось и, достигнув в развитых странах качественно новых отличительных признаков и свойств, стало называться правовым государством, исследование которого стало приоритетным направлением политологии и других социально-гуманитарных наук.
Правовое государство - это такое государство, в котором реализовано верховенство права, закона. Иначе говоря, правовое государство- это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами и их объединениями как субъектами права.
В самом общем виде идею правового государства предвосхитили на основе научного предвидения древнегреческие философы Платон и Аристотель. Они высказали гениальные догадки о том, что только господство права и закона должно стать основой разумной и справедливой политической формы общественной жизни людей. Однако в тот период не было ни социально-экономических условий, ни идейно-теоретических предпосылок для разработки стройной теории правового государства.
Начало формирования целостной концепции правового государства относится к концу XVIII- началу XIX веков и связано с именами Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона и других мыслителей эпохи Нового времени, заложивших основы классической теории и идеологии либерализма. Либерализм – это, прежде всего обоснование самоценности человеческой личности и ее приверженности к свободе, равенству и безопасности. Но сущность либерализма составляет не сам по себе абстрактно-философский «дух свободы», а разработка институционально-правовых условий его реального обеспечения. Комплекс этих условий образует такую систему социальных и правовых норм и процедур, которая, с одной стороны, позволяет самим людям (обществу) творить закон, а с другой - заставляет их подчиняться закону.
Согласно либеральной теории общественного договора государство, являющееся результатом общественного договора, должно служить обществу посредством сохранения и защиты естественных прав человека. В общественном договоре провозглашается верховенство закона в качестве правовой гарантии личности от самовластной воли не только другого лица, но, прежде всего самого государства. Закон призван ограничить объем и сферу деятельности государства, защитить от государственного вмешательства частную жизнь человека и свободу его действий (в рамках закона) во всех сферах его общественной жизни.
Идеальным государством по теории классического либерализма является государство с полномочиями «ночного сторожа». То есть, это такая организация, о существовании которой в условиях нормальной и стабильной жизни люди просто забывают. Задачи государства узкоспециальны, четко регламентированы и ограничены функциями защиты жизни, свободы, собственности гражданина и государства от внешнего посягательства. Короче говоря, преувеличение роли факторов самоорганизации в гражданском обществе, объективно приводило к недооценке интегративной, организующей роли государства в функционировании социума. Между тем, сама классическая модель правового государства носила ограниченный характер. Провозглашаемые права и свободы распространялись не на все слои гражданского общества. Например, американские «Статьи Конфедерации 1777г.» точно указывают, что провозглашенные права и свободы распространяются только на «свободных жителей каждого из этих штатов, за исключением нищих, бродяг и людей, спасшихся бегством от исполнения судебного приговора…». Негры-рабы и индейцы вообще не признавались свободными гражданами.
Только упорная, целенаправленная и длительная борьба всех слоев и организационных структур гражданского общества за свои права привели к формированию современной модели государства, которое характеризуется рядом основополагающих признаков.
1. Верховенство правового закона. Его суть состоит в том, что государственные решения должны быть основаны на согласии свободного гражданского общества. Правовой закон - это не произвольная правовая норма, сформулированная законодателем, а такая норма, которая аккумулирует волевые устремления и интересы индивидов, социальных групп, классов и гражданского общества в целом. Правовой закон господствует во всех сферах жизни общества. Само государство и все его органы в своей деятельности руководствуются только законом. Закон, принятый высшим органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями органов правящей партии. Деятельность всех субъектов политической системы и гражданского общества должны осуществляться в строгом соответствии с конституционными нормами и законами правового государства.
2. Реальность прав и свобод граждан. Этот принцип предполагает наличие естественных (абсолютных) прав, которые не даруются государством, не нуждаются в его признании и не могут быть ограничены или вовсе ликвидированы им. Они присущи изначально индивидууму как таковому. Правовое государство призвано создать реальные гарантии, обеспечивающие право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; свободу от рабства и подневольного состояния; свободу от пыток и жестокости, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания; право на защиту закона; свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; свободу передвижения; свободу совести и религии, свободу убеждений и свободного их выражения; право на убежище и гражданство; право владеть имуществом; право на свободу мирных собраний, ассоциаций; право принимать участие в управлении страной и равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Взаимная ответственность личности и государства. Государство гарантирует защиту прав и свобод граждан всеми ресурсами власти, которыми оно располагает. Граждане и их объединения обязуются действовать в рамках законов.
4. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Реализация данного принципа препятствует монополизации власти в руках одного органа или одного лица. Более того, разделение властей позволяет гражданскому обществу формировать законодательную власть и с ее помощью контролировать исполнительную власть. Представительная система государственной власти выступает основным фактором интеграции гражданского общества и государства в единый целостный общественный организм.
5. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов государства. К ним относится многообразная деятельность судов разной компетенции и уровней, прокурорского надзора и арбитража.
Правовое государство, стремящееся к торжеству законности и правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона. В механизме этих взаимоотношений государство является основным элементом политической системы, ее фундаментом. Это обусловлено целым рядом объективных причин.
Во-первых, государство определяет юридическо-правовые условия формирования и функционирования всех субъектов политической системы, форм и принципов взаимодействия между ними. Не вмешиваясь в работу политических партий, общественно-политических движений, профсоюзов и других самодеятельных организаций гражданского общества, признавая их самостоятельность в ведении внутренних организационных вопросов и способах реализации функциональных обязанностей, оно тем не менее определяет правовой порядок формирования и юридической регистрации всех субъектов политической системы и получения ими прав юридического лица. Например, основные положения правового статуса политических партий, общественно-политических движений и иных общественных объединений России закреплены в Конституции Российской Федерации 1993г. и в Федеральном Законе «Об общественных объединениях» (апрель 1995г.).
Во-вторых, государство обладает легитимным правом применять политические и правовые санкции, а также силовые средства в отношении субъектов политической системы, если они осуществляют антиконституционные, противоправные действия.
В-третьих, в демократическом обществе правовое государство допускает оппозиционную деятельность политических партий и общественных объединений по отношению к государственным структурам. Однако государство следит за тем, чтобы оппозиция не нарушала конституционные нормы и нормы текущего законодательства. В противном случае государство в целях защиты конституционного строя вынуждено применить санкции, вплоть до использования рычагов принуждения и насилия.
В-четвертых, отношения государства с другими субъектами политической системы строятся на основе партнерства, взаимодействия, учета реальности политического плюрализма, поиска согласованных усилий в решении возникающих проблем в той или иной области общественной жизни.
Правовое государство, как стержневой субъект политической системы, все активнее включается в процессы сглаживания острых противоречий между субъектами гражданского общества и создания социальной гармонии. Теоретическое обоснование необходимости активного участия правового государства в решении социальных проблем получило в концепции социального государства. Суть данной концепции сводится к следующему:
1. Государство создает необходимые условия для жизнедеятельности всех слоев и отдельных представителей гражданского общества, предоставляя им возможность в рамках, установленных действующим законодательством, самостоятельно определять средства, способы и методы удовлетворения собственных потребностей и интересов.
2. Социально незащищенные слои населения находятся под защитой государства, которое в целях обеспечения для них «достойного» образа жизни, использует как собственные ресурсы (отчисляя на эти нужды определенную часть дохода, получаемого непосредственно в государственной сфере), так и осуществляя функции, связанные с перераспределением прибылей, получаемых наиболее обеспеченными представителями гражданского общества. При этом используется как принудительные меры, предполагающие взимание больших налогов с больших прибылей, так и механизмы, стимулирующие добровольную спонсорскую поддержку (например, средства перечисленные различным благотворительным фондам и организациям не облагаются налогом).
3. В некоторых странах действуют законодательные акты, предусматривающие порядок, согласно которому использование собственности должно служить одновременно общему благу. Например, Конституция ФРГ (1949г.) в п.2 ст.14 определяет, что в интересах достижения общего блага, может быть осуществлено «принудительное отчуждение собственности», но это должно быть сделано на основе закона, регулирующего вид и размеры возмещения и с учетом справедливости общих интересов и интересов другой стороны.
Модернизация классической либеральной модели государства сопровождалась изменением содержания его основных функций как внутренних, так и внешних. К внутренним функциям относятся политическая, правовая, обеспечения законности, правопорядка, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная.
Политическая функция связана с осуществлением политической власти, призванной обеспечить политическую стабильность, установлением конструктивных отношений с политическими партиями и другими субъектами гражданского общества с целью выработки программных целей развития общества.
Правовая функция, характеризуется тем, что вследствие тесного взаимодействия государства и гражданского общества принимаются правовые законы, закрепляющие незыблемость естественных прав и свобод граждан и их объединений. Право получает воплощение в четко выраженных организационных структурах, способных аккумулировать социальную силу и волю всех социальных групп, слоев и классов, и осуществляется через специальные органы и должностных лиц, чьи решения являются нормативными, носят формализованный документированный характер, поддающийся внешнему контролю.
Функция обеспечения законности и правопорядка связана с возможностью и легитимным правом государства, навязывать свою волю, возведенную в закон, подвластным, с целью направления их поведения и действия в русло, определенное правовыми нормами. В развитом демократическом обществе интересы и воля правового государства в основном совпадают с интересами и волей подвластных, поэтому власть использует преимущественно методы убеждения. Встречающиеся расхождения между интересами государства и интересами отдельных субъектов гражданского общества не заключают в себе элементов непримиримости и разрешаются на основе компромиссов и консенсуса.
Вместе с тем, в третьем тысячелетии демократические государства вынуждены усиливать правоохранительные органы и другие силовые структуры и ведомства ввиду серьезных угроз цивилизованному обществу со стороны международного и внутреннего терроризма, похитителей людей, работорговцев, наркоторговцев и организованной преступности.
Организаторская функция правового государства состоит в использовании организационных рычагов и механизмов для осуществления властных полномочий и реализации выработанной политики. Государство с участием гражданского общества (в лице представительного корпуса государственной власти) формирует кадры управленцев для осуществления принятых решений, контроля за их реализацией, для информационного обеспечения политики и координации деятельности всех субъектов политической системы.
Экономическая функция правового государства проявляется в усилении регулирующей роли государства в экономической области. Участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении долгосрочного планирования, программирования, проведении налоговой политики, выделении кредитов, использования экономических санкций и стимулов в развитии различных отраслей промышленности, а также в непосредственном влиянии на развитие транспорта, энергетики и т.д.
Социальная функция правового государства включает: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, страховании жизни, здоровья, собственности, осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи и других социально-незащищенных слоев населения. Правовое государство перешагнуло принцип классической либеральной модели государства «каждый за себя, один бог за всех», и в своей деятельности реализует гуманный принцип заботы по обеспечению достойных условий жизни для всех слоев гражданского общества.
Образовательная функция правового государства связана с разработкой и реализацией кардинальной реформы в сфере образования. Государство осуществляет правовое и финансовое обеспечение демократизации образования, его непрерывности от дошкольного до университетского, бесплатности и предоставления молодым людям равных возможностей для получения ими качественной подготовки к активной жизни.
Культурно-воспитательная функция правового государства характеризуется усилением его взаимодействия с различными общественными организациями, негосударственными структурами, церковью, независимыми теле-радиокомпаниями и издательствами с целью обеспечения условий для удовлетворения культурных запросов граждан, формирования высоких духовных и гражданских качеств.
Внешние функции правового государства связаны с обеспечением национальной безопасности, развитием взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, отстаиванием национально-государственных интересов на международной арене, участием в решении глобальных проблем современности. Приоритетной задачей внешнеполитической деятельности государства на современном этапе является согласование усилий со всеми странами мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом.
Правовое государство в современных демократических странах различаются по формам правления. Форма правления - это внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением всех органов государственной власти и прежде всего главы государства. Основными формами функционирования правового государства являются: конституционная монархия и республика (президентская и парламентская).
Конституционная монархия как одна из форм современного демократического государства мало чем отличается от республиканской формы. В отличие от абсолютной монархии, где все ветви власти находятся под контролем неограниченного конституцией монарха и в структуре государства нет представительных органов, в конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией. Законодательство осуществляется выборным органом парламентом. Формально монарх «подбирает» главу правительства, но фактически он обязан назначить на эту должность лидера партии, получившей на выборах большинство мест в парламенте. Члены кабинета министров назначаются монархом по представлению премьер-министра. Кроме того, все акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской подписи, и ответственность за них несет правительство. Монархи в конституционных монархиях Великобритании, Швеции и других странах имеют символическую власть, но они играют важную роль в консолидации гражданского общества.
Республиканская форма правления характеризуется тем, что высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту, осуществляющим контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление и механизмы конструктивного взаимодействия правового государства и гражданского общества.
В президентской республике президент соединяет в своих руках полномочия главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью является отсутствие должности премьер-министр. Для президентской республики характерны: двойная система выборов, внепарламентский метод формирования правительства, отсутствие у правительства прямой ответственности перед парламентом. В то же время парламент имеет правовые полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения проектов законов. Президентские республики существуют в США, Мексике, Аргентине, Бразилии и в других странах.
Парламентская республикаотличается от президентской тем, что высший законодательный орган страны является главным центром жизни политического общества. Правительство формируется парламентом из числа лидеров партий, одержавшей победу. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства перед парламентом, но фактически парламент может быть распущен правительством, утратившим его доверие. Парламентские республики функционируют в Германии, Италии, Финляндии, Индии и других странах.
Наряду с президентской и парламентской выделяют смешанные или полупрезидентские формы правления. В полупрезидентской республике президент играет более значительную роль, чем в парламентской. Президент государства в таких системах избирается на прямых, всеобщих выборах. Он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства. Наряду с президентом действуют премьер-министр и правительство, которое хотя и зависит в своей деятельности от президента, но оно ответственно перед парламентом и может быть отправлено последним в отставку. Влияние президента или премьер-министра определяется тем, чья партия владеет большинством в парламенте. Полупрезидентские формы правления функционируют во Франции, Австрии, Португалии и других странах.
Российское государство представляет собой одну из смешанных форм правления. В Конституции РФ провозглашено, что «Российская Федерация- демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 года и не более двух сроков подряд. Президент наделен широкими правами и полномочиями: правом законодательной инициативы, назначает Председателя правительства и министров силовых ведомств с согласия Государственной Думы, принимает решение об отставке правительства с согласия нижней палаты. Президент возглавляет Совет Безопасности России, утверждает военную доктрину и обладает правом объявления чрезвычайного положения и др.
Конституция РФ определяет полномочия, функции и взаимодействие президента, законодательной, исполнительной и судебной властей. В ней узаконена сложная система сдержек и противовесов. Например, Президент может распустить Государственную Думу, если она три раза подряд отклонит предложенную им кандидатуру на пост Председателя правительства. По вопросу о доверии правительству нижняя палата тоже имеет свои «пределы». Так, при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев Президент может принять решение либо об отставке правительства, либо о роспуске нижней палаты. Далее, Президент может наложить вето на Закон, принятый Федеральным Собранием, однако оно может преодолеть вето повторным голосованием (2/3 голосов от общего числа членов в обеих палатах) и Президент будет обязан подписать закон в течение 7 дней.
В Конституции РФ определены полномочия и функции представительного корпуса государственной власти, который формируется гражданским обществом на основе всеобщих, равных и тайных выборов в рамках Российской Федерации, субъектов федерации и местного самоуправления. Высшим органом представительной и законодательной власти страны является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: низшей палаты - Государственной Думы и верхней- Совета Федерации. Они осуществляют законодательные функции, рассматривают и решают важнейшие государственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы (правительство, судебные органы и др.) имеют право контроля за деятельностью всего государственного аппарата.
Распределение властей по вертикали предполагает существование представительных и законодательных органов субъектов федерации, обладающих правом законодательной инициативы и представительных органов местного самоуправления. По своему характеру это органы парламентского типа. Это означает, что представители законодательных органов местного самоуправления занимаются профессиональной деятельностью, имеют характер постоянной работы и должны быть свободны от неправового воздействия на них вышестоящих органов власти.
Представительная власть правового государства играет роль связующего звена между государством и гражданским обществом. Депутаты Государственной Думы осуществляют сбор общественно значимой информации о потребностях и политических интересах представляемых ими групп гражданского общества и в ходе парламентских дискуссий они переводят политические требования гражданского общества на строгий язык законов, обеспеченных государством. Такой закон становится правовым, потому что он аккумулирует волевые устремления индивидов, их объединений, классов и общества в целом. В правовом законе достигается консенсус всех интересов, определяющий меру свободы каждого индивида и социальной группы.
Разумеется, не все избранные в ходе выборов депутаты представительного корпуса идеальны, как не идеальны и многие разработанные ими законы. Но очень важно помнить, что их кандидатуры выдвигаются институтами гражданского общества и поддерживаются его членами. Развитие и совершенствование гражданского общества в положительном направлении должно улучшить и состав формируемых им политических институтов.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое государство?
2. Перечислите важнейшие характеристики государства?
3. Назовите основные признаки правового государства?
4. Сформулируйте и раскройте основные функции правового государства?
5. Охарактеризуйте форму политической власти конституционной монархии?
6. Что такое республика как форма правления?
7. Дайте характеристику президентской и полупрезидентской республики?
8. Дайте характеристику парламентской республики?
9. Охарактеризуйте форму политической власти в России?
10. Что такое гражданское общество?
11. Что составляет экономическую основу гражданского общества?
12. Охарактеризуйте содержание и формы деятельности гражданского общества?
Литература
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.
Багратян Г.А. Общество и государство. М., 2000.
Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Учеб. пособие для вузов. М., 2000.
Гоббс Т. Левиафан. М., 2001.
Государственное регулирование социальной сферы / .Н. Викторов и др.. М., 2000.
Гражданское общество: истоки и современность. СПб., 2000.
Гранкин И.В. Парламент России. (2-е изд. доп.) М., 2001.
Гутман М.Ю. Политология в таблицах, схемах и понятиях. СПб., 2000.
Иванов В.Н., Яровой О.А. Российский федерализм: становление и развитие. М., 2000.
Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001.
Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия. Учеб. пособие. М., 2001.
Конституция Российской Федерации с комментарием для изучения и понимания (комментарий Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберг). М., 2001.
Конституция Российской Федерации. М., 2000.
Котляревский С.А. Власть и право: проблема правового государства. СПБ., 2001.
Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство России.1917-1993. М., 2000
Малышев А.Ю. Российская Федерация: становление и развитие государственности. М. – Новосибирск, 2000.
Сальников В.П., Степашин С.В., Хабибуллин А.Г. Государственность как феномен и объект типологии: теоретико-методологический анализ. СПб., 2001.
Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. М., 2000.