Классификация современных политических доктрин.

Идеалогия либерализма, которую иногда возводят еще к британской Великой хартии вольностей, ограничившей в 13 веке абсолютизм королевской власти, органически связана с генезисом буржуазного общества, т.е. по времени-с эпохой буржуазных революций 17-18 веков,становлением буржуазно-рыночных отношений и борьбой с остатками феодализма. Именно тогда была оформлена и получила дальнейшее развитие идеология классического либерализма. Ее основы были заложены Адамом Смитом и Джоном Локком, провозгласившим «жизнь,свободу и собственность» в качестве естественных прав человека. Цетральное в классическом либерализме-идеал индивидуализма,руководствующийся представлением об ограниченном государстве как о «ночном стороже»,занятом преимущественно вопросами внешней безопасности и почти не вмешивающимся ни в экономические, ни в социально-политические дела. Среди идеологических ценностей классического либерализма выделяются уже упоминавшийся индивидуализм как основополагающий моральный, политический и экономический принцип, идеал свободы, противостоящий феодальным ограничениям, но введенный в рамки закона(конституционализм, разделение властей, принцип сдержек и противовесов).Либеральная идеалогия проникнута прогрессистким духом и сугубо рационалистична, т.е. исходит из веры в прогресс и способности человеческого разума. Ей также присущ идеал равенства-все люди равным образом рождены свободными. Данное сочетание идеалов образует линию внутренноего напряжения, которое отчасти снимается идеалом меритократии(власть самых одаренных, т.е. тех, кто заслужил ее своими достижениями и добился некоторых привилегий).Надо упомянуть идею о необходимости добровольного согласия подчиненных власти над ними и принципы терпимости и плюрализма.

Консерватизм. Идеология во многом противоположна либерализму, однако между ними есть определенная зона согласия. Зарождение консерватизма в конце 18-19 века было обусловлено в основном феодально-аристократическом реакцией на Французской революцию и в этом смысле данная идеалогия изначально имела антибуржуазный характер. В консревативной идеалогии центральными признаны следующие ценности и положения: прежде всего превозношение традиционного(того, что нужно сохранять, консервировать в условиях перемен);представление о несовершенстве и греховности человеческой природы и ограниченных способностях разума; понимание общества как продукта органического социально-исторического развития, которому противопоказаны эксперименты, идея о неизбежности и благотворности иерархии, опирающийся на врожденное неравенство людей (отсюда-восхваление общ. авторитета аристократии; скептическое отношение к самой идее свобод для «неразумных» масс.

Идеалогия социализма глубоко укоренена в истории. Первые социалистические идеи обнаруживаются уже в «Утопии» Томаса Мора. Возникновение социализма связывают с 18 веком. Социалистическая идеалогия возникла как своеобразная революционная утопия, цель которой-замена общества, основанного на принципах частной собственности и рыночных отношений, принципиально иным, опирающимся на коллективную собственность. В социалистической идеалогии выделяются следующие положения: идеал общественной собственности, противопоставляемой частной, классовый подход, в соответствии с которым главной целью провозглашается защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы, идеал равенства как основная ценность и принцип эгалитаризма(равенства результатов),упор на общество и общ.потребности.

Национализм(Геллнер)-существует много трактовок национализма. Национализм в его основе лежит стремление к национальной государственности- необходимость защиты национальной культуры, т.е институтов создания, сохранения, передачи культурных ценностей этноса. Такую функцию может выполнить только государство. Значит, национализм-это прежде всего политический принцип» согласно которому политичексие и национальные образования должны совпадать».

Анархизм(Бакунин)- власть неспособна соответствовать социальным инстинктам человека, поэтому человеку нужно с помощью революции и переворота освободить себя от всех проявлений принудительной власти. Установление после этого безгосударственного общественного самоуправления путем формирования «человеческой всеобщности» на базе рабочих ассоциаций.


Наши рекомендации