Что изучает теория политики?
Что изучает теория политики?
Теория политики изучает политическую сферу жизнедеятельности индивида и общества. Теория политики вычленяется из государствоведения и правоведения и находится на стыке с целым рядом юридических дисциплин: теориями государства и права, конституционного права, международного публичного права и т.д. В этих рамках теория политики исследует происхождение и роль государства и права, принципы их построения, роль правосознания и т.д. Одна из центральных проблем теории политики — это проблема политической власти, ее сущности, особенностей, ресурсов, оснований, легитимизации и т.д. Наряду с этим теория политики рассматривает политическую систему, институты государства, политические режимы, субъекты политики и т.д.Теория политики развивается на базе обобщения эмпирического материала, конкретно-исторической практики. Для формирования теории политики большое значение имеет осмысление накопленных политической мыслью идей и концепций.
Существенные характеристики политической власти.
Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:
верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;
легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д.2.Сущностные характеристики полит-ой власти.Политическая власть – понятие, обозначающее реальную способность определенного класса, иной большой социальной группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными способами.Отличительные признаки политической власти:1)верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их; 2)всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;3)легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;4)моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;5)широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Место политологии в системе общественных наук
Психология- анализ человеческой деятельности в сфере политики, изучает мотивации и установки, формы контакта между людьми в политике.
История- систематизирует, осмысливает, изучает хронологию политических событий.
Философия- изучает наиболее общие законы и закономерности, по которым функционирует политическая система общества.
Экономика- политика оказывает сильное влияние на экономику через формирование смешанной экономики и государственное урегулирование рыночной экономики.
Виды избирательных систем.
Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума). На преодоление недостатков мажоритарной системы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.
Однако пропорциональная система имеет и недостатки. Важнейший из них - относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису.
К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей.
В современном мире применяются различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорциональной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по пропорциональной системе
Виды избирательных систем.
Избирательная система - это совок правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос представительных органов полит власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе зак-ва, кот детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны.
Типы изб систем:
1. Мажоритарная характер тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют изб системы, требующие абсолютного большинства (50% + 1 голос и более). Мажорит система относит большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников.
2.Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Существуют два вида пропорциональных систем:
1)пропорциональная система на общегос уровне. В этом случае изб голосуют за полит партии в масштабах всей страны. Изб округа не выделяются;
2)система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния полит партий в изб округах.
Избирательный процесс.
Состоит из нескольких этапов: Избирательная кампания (комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве). Первый шаг избирательной кампании - выдвижение кандидатов и (или) партий (движений). Существуют различные способы их выдвижения и регистрации: 1) сбор подписей в поддержку кандидата или партии; 2) предоставление регистрационного взноса или денежного залога, а также документов, свидетельствующих о наличии у кандидата определенной поддержки, например списка партийных активистов или членов группы поддержки; 3) автоматическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспариваемых на предстоящих выборах постов. Агитационная кампания (ведутся в соответствии с научными рекомендациями по четко разработанному плану, состоящему из таких основных элементов, как анализ и оценка политической ситуации и уязвимых для кандидата мест, стратегия, тактика и график кампании, структура управления ею и ее бюджет). Голосование и подведение итогов выборов. Голосование происходит либо при помощи бюллетеней или специальных избирательных машин (США) В одних государствах (Австрия, Австралия, Бельгия, Италия, ФРГ и др.) голосование рассматривается не только как право, но и как обязанность граждан, а за неучастие предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание или другие наказания. В других же странах (США) голосование - дело добровольное. Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия или другой специальный избирательный орган начинают подсчет его результатов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быть использовано для различного рода подлогов.
Избирательный процесс.
Соответствовать своему назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на:
-принципах избирательного права, определяющих статус, положение каждого гражданина на выборах
-общих принципах организации выборов, характеризующих основополагающие организационные, в том числе соц.-ые, условия их демократичности. Т.о. избирательный процесс – это организация, механизм проведения выборов на основе существующего избирательного права.
Демократические принципы избирательного права включают: 1.Всеобщность – все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или професси-ой принадлежности, языка, уровня доходов богатства, образования, политических убеждений, имеют активное(в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата)право на участиях в выборах. (Всеобщность ограничивается возрастным, моральным цензами, или цензом недееспособности, реже цензом оседлости);
2.Равенство – каждый избиратель имеет только один голос.(Также предполагается примерное равенство избирательных округов.);
3.Тайна выборов - решение конкретного избирателя не должно быть кому-нибудь известно;
4.Прямое голосование – избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека;
Общие принципы демократической организации выборов: 1.Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутсвие давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов.
2.Наличие выбора, альтернативных кандидатов.
3.Состязательность, конкурентность выборов.
4.Периодичность и регулярность выборов.
5.Равенство возможностей политических партий и кандидатов.(примерное равенство их материальных и информационных ресурсов)
Основные стадии избирательного процесса: 1. Подготовительный этап, характеризующий ту общественно-политическую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным проведение выборов;
2. Выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией
Что изучает теория политики?
Теория политики изучает политическую сферу жизнедеятельности индивида и общества. Теория политики вычленяется из государствоведения и правоведения и находится на стыке с целым рядом юридических дисциплин: теориями государства и права, конституционного права, международного публичного права и т.д. В этих рамках теория политики исследует происхождение и роль государства и права, принципы их построения, роль правосознания и т.д. Одна из центральных проблем теории политики — это проблема политической власти, ее сущности, особенностей, ресурсов, оснований, легитимизации и т.д. Наряду с этим теория политики рассматривает политическую систему, институты государства, политические режимы, субъекты политики и т.д.Теория политики развивается на базе обобщения эмпирического материала, конкретно-исторической практики. Для формирования теории политики большое значение имеет осмысление накопленных политической мыслью идей и концепций.