Общие принципы управления в добровольных объединениях. Правовые и иные акты, регулирующие управление в добровольных объединениях
Управление в добровольных объединениях регулируется различными нормами — правовыми и неправовыми. Последние не имеют юридического характера. Среди них — неписаные нормы морали, традиции, обычаи и обыкновения. Наиболее важное значение в этом регулировании имеют писаные нормы: правовые и нормы общественных объединений, содержащиеся в соответствующих актах, прежде всего в законах и уставах объединений.
Основы управления в добровольных объединениях, как правило, закреплены в законах, а не иных правовых актах (лишь в некоторых развивающихся странах это делается указами президента). Почти во всех государствах в законах об ассоциациях, партиях, профсоюзах, коммерческих и некоммерческих объединениях, общественных объединениях и т.д. есть части (разделы, главы), посвященные основам управления в этих организациях.
Исходя из принципа самоуправляемости добровольных объединений, законодательство устанавливает, что внутренний порядок управления в них определяется ими самостоятельно, закрепляется принимаемыми ими уставами. Устав разрабатывается и принимается самим объединением, его членами (участниками) на общих собраниях или на общем собрании представителей, съезде, конференции, делегаты которых избраны членами (участниками) объединения. Содержание устава также определяется самим объединением, но нередко закон устанавливает, что в уставе должны содержаться положения, без которых объединение лишается своей определенности. К числу обязательных для включения в устав обычно относятся следующие положения: наименование и цели объединения; место нахождения объединения; срок деятельности или указание на бессрочный характер деятельности; порядок и условия вступления в объединение; порядок ликвидации объединения; организационная структура; порядок образования и компетенция органов объединения; порядок внесения изменений и дополнений в устав и др. Устав некоторых видов объединений должен содержать ряд специфических положений. Так, устав профсоюзной организации должен указывать категории и профессиональные группы объединяемых граждан, устав сельскохозяйственного кооператива — условия о размере паевых взносов членов кооператива и т.д.
Иногда вышестоящие органы союзов отдельных объединений (например, Совет Центросоюза потребительской кооперации в России) издают типовые уставы для нижестоящих объединений. Юридически типовой устав имеет рекомендательный характер. Он не связывает объединение, которое вправе принять свой устав в соответствии с нормами закона о данном виде объединения, но на практике нижестоящие объединения следуют ему при принятии своих уставов. В некоторых тоталитарных и авторитарных государствах (в прежних странах тоталитарного социализма, в Ираке, Сирии, некоторых других странах) типовые уставы утверждались правительствами или президентами и таким образом приобретали обязательный характер нормативного акта.
Документом, содержащим положения об управлении объединением, может быть учредительный договор, заключенный его членами при создании объединения. В некоторых коммерческих объединениях (например, товариществах) такой документ заменяет устав.
В отдельных общественных объединениях управленческую роль выполняет программа, которая ставит цели и задачи перед объединением. Члены общественного объединения, его органы обязаны участвовать в выполнении этих задач. В России в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (в ред. от 23 июня 2003 г.) программа — обязательный документ любой политической партии. В зарубежных странах партии обычно не имеют программ (кроме коммунистических партий и некоторых иных), ограничиваясь предвыборными манифестами.
Наконец, положения об управлении объединением могут содержаться и на практике частично содержатся в решениях органов объединения (общего собрания, съезда, правления, совета директоров и т.д.), а при создании общественного учреждения — в решении собственника о создании учреждения (наряду с уставом объединения, утверждаемым собственником).