Рабочая программа дисциплины. Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Политология
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Направленность (профиль) Уголовно-правовая, гражданско-правовая
Присваиваемая квалификация Бакалавр
Форма обучения заочная
Для группы КЮЗС-101-105
Костанай 2016 г.
Рабочая программа дисциплины составлена:
Нуртазеновым Т.К., к.и.н, профессором кафедры СГЕНД _______________,
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 г. № 464
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Протокол № 2 от «13» сентября 2016 г.
Зав. кафедрой __________________ Э.М.Карасева
Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ»
Протокол № 1 от «22» сентября 2016 г.
Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко
Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «__» _____ 20__ г. № ______ «Об утверждении шаблонов документов»
1. Общие сведения
1.1. Характеристика дисциплины:
1.1.1 Назначение дисциплины:
Как и всякой науки одно из главных назначений «Политологии» - удовлетворение познавательно интереса. Практическая направленность политологии выражается в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. «Политология» помогает вырабатывать в обществе определённые ценности и идеалы политической жизни. К ним относятся ценности свободы, социальной справедливости, развитие демократии.
1.1.2 Цели дисциплины:
Целью изучения курса «Политология» является знакомство с предметом политологии, её местом в системе наук о политике. Цель курса состоит так же в изучении истории возникновения и развития теоретических знаний о политике. В ней рассматриваются существующие теории власти, анализируются политические системы и режимы, а так же такие политические институты как государство, политические партии, общественно-политические движения. Особое место занимают исторические типы и особенности современной демократии.
1.1.3 Задачи дисциплины:
Задачи изучения курса «Политологии» сводятся к следующему:
- знакомство студентов с учениями о политике, государстве и демократии наиболее известных истории философов, мыслителей прошлых эпох и современности;
- формирование у студентов теоретического мышления и исторического сознания политической культуры как составной части общей культуры человечества;
- воспитание у студентов умения сопоставлять и оценивать политические идеи мыслителей разных эпох;
- современные переосмысление и понимание логики развития научной мысли.
1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы. Данная дисциплина входит вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла.
1.2. 1 Пререквизиты:
Для изучения дисциплины «Политологии» студенты должны обладать знаниями, полученными студентами в ходе их предшествующей учебы по дисциплинам «История Казахстана», «Философия», «История права Казахстана» и др.
1.2.2 Постреквизиты:
Данная дисциплина является необходимой основой для углубленного изучения дисциплин профессионального цикла.
1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС) | Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | Знать: - закономерности политического развития общества; - основные понятия и категории, закономерности развития общества и мышления. Уметь: - применять понятийно-категориальный аппарата, основные законы политической науки в профессиональной деятельности; - ориентироваться и анализировать процессы и явления, происходящие в обществе. Владеть: - навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении; - навыками целостного подхода к анализу проблем общества. |
ОК-4 | способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | |
ОК-6 | имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону | |
ОК-7 | стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | |
ОК-9 | способен анализировать социально значимые проблемы и процессы | |
ОК-11 | владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией | |
ПК-9 | способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина | |
ПК-16 | способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Знать: - самостоятельно пополнять свои знания и умения с учетом изменений в современном обществе. Уметь: - логично и аргументировано излагать свою речь; - уметь применять научные методы при решении профессиональных задач. Владеть: - навыками работы в команде; - навыками по планированию своей деятельности, решения ситуативных задач; - навыками развития интеллекта и профессионализма. |
1.4 Образовательные технологии. В ходе проведения лекционных и практических занятий по дисциплине используются следующие образовательные технологии: технология поддерживающего обучения (традиционные технологии), технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов.
Технология поддерживающего обучения - авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью студента, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов - качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) | |
в том числе, аудиторная работа (всего): | |
Лекции | |
Семинары, практические занятия | |
Внеаудиторная работа (всего): | |
в том числе | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | |
Контроль | |
Вид промежуточной аттестации | зачет |
3. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
ЛЗ | ПЗ | СРС | ||
Политология как наука | ||||
История развития политической мысли | ||||
Политическая мысль России и Казахстана | ||||
Теория власти и политической системы | ||||
Политический режим | ||||
Государство как политический институт | ||||
Политическая культура и поведение | ||||
Политические партии и общественно-политические движения | ||||
Мировая политика и международные отношения | ||||
Политический процесс | ||||
Гражданское общество | ||||
Политическое лидерство | ||||
Политическая модернизация | ||||
Всего часов |
4. Программа дисциплины
4.1 Темы лекционных занятий
№ | Тема ЛЗ | Содержание ЛЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов | Методы |
Политология как наука | 1. Предмет и методы политологии 2. Функции политологии 3. Политология в системе общественных наук | Лекция-информация | |||
Итого |
4.2 Практические занятия
№ | Тема ПЗ | Содержание ПЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов | Методы |
Политическая мысль России и Казахстана | 1. Этапы развития политической мысли в России: • Политико-правовые идеи XV-XVIII вв. • Политико-правовые учения XIX в. • Политико-правовые учения XX в. 2. Становление и развитие политической мысли в Казахстане: • Политическая мысль средневекового Казахстана. • Политические взгляды Ч. Валиханова, А. Кунанбаева и И .Алтынсарина. | Дискуссия | |||
Мировая политика и международные отношения | 1. Сущность и проблемы мировой политики. 2. Глобальные проблемы мирового общества. 3.Понятие геополитики. 4. Россия в современном мире. | Дискуссия | |||
Итого |
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
5.1 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.
5.1.1 Самостоятельная работа студентов
Тема СРС | Содержание СРС | Форма контроля | Кол-во часов | Кол-во баллов |
Тема № 1. Политология как наука | 1. Понятие политики и ее сущность; предмет и методы политологии. 2. Функции политологии как науки. 3. Связь политологии с другими общественными науками. | Конспект /схема | ||
Тема №2. История развития политической мысли. | 1. Политическая мысль древности 2. Политические учения Средневековья 3. Политические идеи Нового и Новейшего времени | Конспект /схема | ||
Тема №3. Политическая мысль России и Казахстана. | 1. Этапы развития политической мысли в России: - политико-правовые идеи XV-XVIII вв. - политико-правовые учения XIX в. - политико-правовые учения XX в. 2. Становление и развитие политической мысли в Казахстане: - политическая мысль средневекового Казахстана. - политические взгляды Ч. Валиханова, А. Кунанбаева и И. Алтынсарина. | Конспект /схема | ||
Тема № 4. Теория власти и политической системы. | 1. Сущность и виды власти. 2. Разделение властей. 3. Политическая власть и стиль руководства. 4. Проблема власти в современной России | Конспект /схема | ||
Тема № 5. Политический режим | 1.Сущность и понятие политического режима. 2.Основные типы политический режимов: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. 3.Современные формы демократии. 4.Особенности политического режима постсоветского периода. | Конспект /схема | ||
Тема № 6. Государство как политический институт. | 1. Понятие государства и его признаки 2. Формы правления и принципы территориального устройства 3. Правовое государство. Гражданское общество | Конспект /схема | ||
Тема №7. Политическая культура и поведение. | 1. Понятие политической культуры. 2. Функции и типология политической культуры. 3. Особенности политической культуры России. | Конспект /схема | ||
Тема № 8. Политические партии и общественно- политические движения. | 1. Типологии политических партий и их функций. 2. Общественные движения, союзы и организации в политической жизни общества. 3. Политические партии и общественно-политические движения России и Казахстана. | Конспект /схема | ||
Тема № 9. Мировая политика и международные отношения. | 1. Сущность и проблемы мировой политики. 2. Глобальные проблемы мирового общества. 3. Понятие геополитики. Россия в современном мире. | Конспект /схема | ||
Тема № 10. Политический процесс. | 1. Сущность политического процесса 2. Типология политических процессов 3. Особенности процессов в Казахстане | Конспект /схема | ||
Тема № 11. Гражданское общество | 1.Формирование концепции гражданского общества 2. Гражданское общество: его основные параметры и характеристики | Конспект /схема | ||
Тема №12. Политическое лидерство. | 1. Политическое лидерство: сущность, типология 2. Основные теории происхождения элит 3. Современные политические элиты | Конспект /схема | ||
Тема № 13. Политическая модернизация | 1.Политическая модернизация и этапы её развития 2.Политическая модернизация и её разновидности 3.Политическое развитие в современном мире 4. Особенности социально-политического развития России | Конспект /схема | ||
Итого: |
Для студента, обучающегося по инклюзивной программе – формой контроля может быть:
- устный опрос;
- собеседование;
- презентация;
- письменная контрольная работа.
5.1.2 Тематика курсовых работ.По данной дисциплине курсовые работы не предусмотрены.
5.2 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
№ п/п | Контролируемые разделы дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции (или её части) | Наименование оценочного средства |
Политология как наука | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 | Тест | |
История развития политической мысли | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 | Тест | |
Политическая мысль России | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 | Тест | |
Теория власти и политической системы | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 | Тест | |
Политический режим | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 | Тест | |
Государство как политический институт | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 | Тест | |
Политическая культура и поведение | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 | Тест | |
Политические партии и общественно-политические движения | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 | Тест | |
Мировая политика и международные отношения | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 | Тест | |
Политический процесс | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 | Тест | |
Гражданское общество | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 | Тест | |
Политическое лидерство | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 | Тест | |
Политическая модернизация | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 | Тест |
Для студентов с нарушениями зрения в качестве оценочного средства может быть:
- вопросы для устного опроса (коллоквиума).
Для студентов с нарушениями слуха:
- письменная комплексная работа.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- вопросы для устного опроса (коллоквиума);
- письменная комплексная работа.
5.3 Распределение баллов по видам и формам контроля знаний студентов
№ | Формы контроля | Виды работы | Баллы | Кол-во видов работ | Итого | Общий |
ТК | Работа на лекционном занятии | |||||
ТК | Работа на практическом занятии | |||||
ТК | СРС | |||||
ПК | Зачет | |||||
ВСЕГО |
5.4 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Изучение дисциплины «Политология» требует от студента знания предмета, творческого мышления, логики аргументации и изложения личной позиции к данной проблеме, прилежания и профессионализма. Приступая к изучению дисциплины, продумайте последовательность выполнения заданий. Между выполнением заданий делайте перерывы.
При чтении материала задавайте себе вопросы: о чём или о ком говорится в этом тексте и т.п. Ищите связь каждого нового понятия, явления, о котором узнаете, с тем, что уже знаете. Следите за тем, чтобы это были главные связи, связи по смыслу. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбейте его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности.
Используйте метод ключевых слов. Ключевые слова - самые важные в каждом абзаце. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац. Правила работы:
1.Читая абзац, выбери для него одно- два ключевых слова.
2.После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
3.К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
4.Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.
5.Запиши эту цепочку и постарайся её выучить.
6.Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
Не оставляйте подготовку к творческим работам на последний день. Готовьтесь к ним заранее, распределяя нагрузки равномерно.
При подготовке можно использовать схемы. Они помогут лучше понять и запомнить материал.
Для студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях полного освоения материала по дисциплине предусмотрены индивидуальные консультации.