Избирательные системы: понятия, разновидности и сравнительный анализ.

Избирательная система – правила и принципы, с помощью которых определяются результаты выборов. Основы избир-х. систем определ-ся конституцией и конкретизируются в избирательном праве.

По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования избир-е. системы делятся:

• Пропорциональная (сущ. в странах, где есть несколько полит. партий. Создаются большие избир. округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за списки партии целиком. Для опред-я результатов голосования устанавл-ся избирательный метр, т.е. минимум голосов необходимых для получения одного политического мандата (в Бельгии, Финляндии, Испании). Варианты: открытые и закрытые списки.

Достоинства:

1. более полное представительство в парламенте полит. сил.

2. стимулирование многопартийности.

Недостатки:

1. у избирателя нет возможности оценить личные качества кандидатов.

2. зависимость парламентария от выдвинувшей его партии.

3. нестабильность правительства.

• Мажоритарная - при системе абсолютного большинства избранным считается тот, кто получил голосов 50%+1 голос от общего числа подданных и признанных действительными голосов, если ни один из кандидатов не набрал положительного количества, то проводится 2 тур, причем в списке остаются 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов; при системе относительного большинства побеждает просто набравший больше остальных. Применяется при голосовании по округам, и в округах баллотируются конкретные люди.

Достоинства:

1. прочные личные позиции депутатов в парламента;

2. независимость депутата по отношению к групповому давлению

3. создание условий для возникновения устойчивой расстановки сил в парламенте;

4. стабильность правительства.

Недостатки:

1. достаточное количество избирателей за проигравшего пропадает;

2. партия, которая получила в общей сумме по стране меньшее число голосов может завоевать больше мест в парламенте;

3. создание условий для манипулирования политической волей избирателей с помошью нарезки округов.

• В ряде стран существует смешанная избир-я система. В ней используется элементы пропорц-й и мажоритарной систем. Используется 2 бюллетеня.

Главная задача каждой избир-й системы максимально выражать и защищать интересы граждан своих стран, их права, важнейшие из которых - право выбирать и быть избранным в государственные органы власти.

33. Гражданское общество, его основные черты, структурные элементы и условия формирования.

Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Гражданское общество - это система самостоятель­ных и независимых от государства общественных инсти­тутов и отношений, которые призваны обеспечить усло­вия для самореализации отдельных индивидов и коллек­тивов, реализации частных интересов и потребностей.

Обозначим основные черты гражданского общества:

1. Гражданское общество выступает и как элемент общественной интеграции, а также как материал политического сообщества, элемент демократии, как инструмент демократических преобразований.

2. Гражданское общество - сфера самодеятельности свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан, не зависящих в своей деятельности от органов и учреждений государства.

3. существование гражданского общества как саморегулируемой системы обеспечивается гарантированными государством политическими свободами и демократическими институтами, свободными экономическими отношениями, возможностью судебной защиты демократических, политических и экономических свобод в случае их ущемления.

4. в построении отношений в рамках гражданского общества участие государства, его аппарата не предполагается.

5. формирование межличностных отношений в рамках гражданского общества необходимо связано с демократическим развитием государства.

6. утверждение гражданского общества влечет преобразование форм и способов функционирования государства.

7. политической характеристикой гражданского общества, точнее, качеством, указывающим на его зрелость, выступает его функционирование в правовом государстве.

Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Современное гражданское общество выполняет следующие функции:

1) Обеспечивает свободное развитие личности на экономической основе разнообразных форм собственности, возможности для каждого человека выбирать сферу хозяйственной деятельности.

2) Обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц, групп и организаций по средствам гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую политику в интересах всего общества.

3) Постоянная защита интересов каждого человека, его прав и свобод.

4) Взаимодействие государства и гражданского общества.

5) Осуществление самоуправления во всех сферах общественной жизни.

34. Правовое государство, его сущность, основные черты и механизм построения.

Термин «правовое гос-во» утвердился в 19 веке. Правовое государство-это гос-во ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм. Правовое государство ограничено в своих действиях правом, защищающим свободу личности. В правовом государстве право – средство организации государственной власти, функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики. Правовое равенство всех граждан. Приоритет прав граждан.

Отличительные признаки правового государства:

- суверенитет народа – народ источник власти, государственный суверенитет носит представительный характер;

- верховенство закона выражающего правовые принципы общества, законы должны опираться на конституцию, обладать наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми другими нормативными актами;

- всеобщность права связанного с правом самого государства и его органов, государство, издавшее закон, не в праве его нарушать;

- взаимная ответственность государства и личности;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- свободы человека неотчуждаемы и не зависят от государства;

- наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, гибкий механизм гарантии свобод.

Правовое государство должно создать правильную и действенную систему судебных органов.

Правовое государство – важный этап расширения свобод индивида.

Государство должно осуществлять цели и задачи в форме правовой государственности и стремиться к расширению прав граждан, сглаживанию социального неравенства.

Социальное государство-это государство стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Достигаться это должно с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев общества, охраны труда, общедоступного образования, здравоохранения и политики цен. Социальное государство должно осуществлять свои цели и задачи в форме правовой государственности.

Условия формирования правового государства:

• многоукладная экономика;

• обеспечение свобод граждан, формирование среднего класса;

• радикальные демократические преобразования политической системы

Содержание, сущность и уровни политического сознания

Политическое сознание – восприятие и осознание политических идей индивидам, коллективом, обществом в целом, а также их отношением к политической деятельности.

Политическое сознание – восприятие субъектом политики, а также связанных с ней действия и состояния.

Пути формирования:

1.отражения политического бытия

2. менталитет

Менталитет – глубинный уровень политического сознания, готовность воспринимать мир определенным образом.

Структурные элементы:

1. политическая идеология и политическая психология.

2. политическое самосознание оценки субъекта политики.

3. специализированное сознание (полит. партий).

4. политические теории, идеи и т.д.

Уровни политического сознания:

1. обыденный

2. эмпирический

3. теоретический

4. научный

5. идеологический

6. социо. психологический.

Эмпирический и обыденный - основе опыта, характерно: ярко выраженные эмоции, спутанность, противоречивость.

Теоретический и научный – на основе научного исследования.

Идеологический – извращенное сознание, дает знание о предмете через призму желаемого.

Социо. психологический – сознание толпы (действие не предсказуемое).

С точки зрения субъекта:

1.массовое

2.групповое

3.индивидуальное.

Структура массового сознания:

- уровень ожидания и оценка возможности влиять на политику.

- социо-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора.

- быстро меняющиеся мнения, связанные с оценками текущего положения.

Групповое – на основе политических партий.

Индивидуальное – сознание отдельного человека

Важное место в политсозн. занимает общественное мнение. Общественное мнение – с одной стороны это политический институт, участвующий в осуществлении власти, с другой – совокупность суждений, разделенных на социальные общности по поводу тех или иных событий. Общественное мнение выполняет контрольную, консультативную, директивную функции. Занимает определенную позицию, дает советы, выносит решения по тем или иным общественным вопросам, регулирует поведение индивидов, поддерживает те или иные ценности и нормы.

Основные каналы выражения общественного мнения: СМИ, референдумы, жалобы и предложения и пр.

Политсозн. формируется через каналы. Этот процесс может происходить через критическое осмысление, рациональное общение, и усвоение информации через правовые, философские, исторические знания. Важный фактор формирования – функционирование в обществе системы образования о воспитания, а также СМИ, литература и искусство. Политсозн. личности может основываться на вере, убеждениях, пережитом опыте, а также опираясь на общественный авторитет.

Наши рекомендации