Критерии количественной оценки политических рисков
Политический рискпредставляет собой вероятность того, что деловые иностранные инвестиции станут предметом давления и ущемления со стороны правительственной политики страны – хозяина.
Управление политическими рисками основано на учете действия трех групп факторов:
1. Категории политического риска:
- трансфертные риски;
- операционные риски;
- риск потери контроля собственности.
2. Общие инвестиции:
-конгломеративные инвестиции;
- вертикальные инвестиции;
- горизонтальные инвестиции.
3. Специальные инвестиции.
Конкретнее инструменты определения политического риска представлены в таблице 4.2.
Таблица 4.2. – Критерии количественной оценки политических рисков
Критерии | Оценки | |
Мин. | Макс. | |
Политическая и экономическая среда | ||
Стабильность политической системы | ||
Угроза внутренних конфликтов | ||
Угрозы стабильности внешнего происхождения | ||
Степень контроля экономической системы | ||
Надежность страны как торгового партнера | ||
Конституционные гарантии | ||
Эффективность государственной администрации | ||
Трудовые отношения и социальные позиции | ||
Внутренние экономические отношения | ||
Численность населения | ||
Доход на капитал | ||
Экономический рост в течение последних пяти лет | ||
Перспективы роста в течение следующих трех лет | ||
Инфляция в предыдущие два года | ||
Доступ иностранцев к внутреннему рынку капиталов | ||
Наличие высококвалифицированной рабочей силы в данной стране | ||
Возможность привлечения персонала к работе в других странах | ||
Наличие энергетических ресурсов | ||
Требования законодательства по охране окружающей среды | ||
Транспортные системы и коммуникации | ||
Внешнеэкономические отношения | ||
Ограничение налогообложения импорта | ||
Ограничение налогообложения экспорта | ||
Ограничение налогообложения иностранных инвестиций в стране | ||
Свобода установления партнерских обязательств | ||
Правовая защита торговой марки и продукции | ||
Ограничение налогообложения денежных операций | ||
Развитие платежного баланса | ||
Истощение из – за использования иностранных кредитов и импор-та энергоносителей | ||
Международное финансовое положение | ||
Ограничение налогообложения обмена местной валюты на иностранную |
Роль и ведение международных переговоров в процессе принятия решений
Роль международных переговоров в процессе принятия решений включает три аспекта: процесс переговоров, переговорная тактика и ведение переговоров.
1. Международные деловые переговоры (процесс):
- планирование;
- налаживание международных отношений;
- обмен целевой информацией;
- убеждение;
- согласие.
2. Переговорная тактика:
- место переговоров;
- временные ограничения;
- отношения «продавец – покупатель».
3. Ведение переговоров:
- использование экспериментального поведения;
- обещания, прогнозы и др. типы поведения;
- использование грязных приемов.
Более подробно методы ведения переговоров рассмотрены в работе Стровского [3,c.120].
Контрольные вопросы
1. Чем отличаются решения МК от решений национальных компаний?
2. Что такое централизация управленческих решений?
3. Перечислите преимущества и недостатки децентрализованных решений.
4. Как выбрать оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией?
5. Каким образом учитываются политические риски в процессе принятия решений?
6. Назовите три сферы принятия управленческих решений.
7. Охарактеризуйте западную и восточную культуры принятия решений.
8. Где используется метод сценарного планирования?
9. Перечислите факторы политических рисков.
10. Какова роль переговоров в процессе принятия управленческих решений?
Ключевые понятия и термины
Международные решения, операционные риски, политические риски, принятие управленческих решений.