Стремление к созданию подлинно
Демократического и правового государства
Демократическая ограниченность суверенитета государства
Децентрализация государственной власти
4. Интеграции экономической и политической
жизни, активизация национальных движений,
дробление существующих государств
5. Стремление иметь собственную идеологию,
объединяющую общество
6. Сокращение бюрократического
управленческого аппарата и уменьшение
расходов на его содержание
В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций.
Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.
Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идетна смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета государства.
Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяетсямежду высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности в решениях, то есть наблюдается развитие самоуправления.
Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденцияк интеграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.
Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское Сообщество, которое в 1994 г. пополнилось еще тремя государствами - Австрией, Швецией и Финляндией и теперь насчитывает 15 стран.
Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, то есть дробления и создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.
Стремление к самостоятельности и обособлению можно было бы оценить положительно, если бы процессы дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Европа в последнее время пережила более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность любой политической системы. Поэтому политологи говорят о необходимости определения пределов для государств, образующихся на базе национально-политических движений.
Важная тенденция в развитии современного государства - стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. Государство теряетсвою интеграционную функцию, когда не существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способствовать укреплению стабильности государства.
Еще одна важная тенденция связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание.
Государственные служащие-бюрократы имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.
Форма государства
Определение формы государства
Элементы формы государства
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма государства определяет - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
От формы государства зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
Элементы формы государства.
1) форма правления. Характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
2) форма государственного устройства. Отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;
3) политический (государственный) режим. Представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.