Основные причины существования государства

Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли. Выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства: в теологической теории - это Божественная сила; в договорной - сила разума, сознания; в психологической - факторы психики человека; в органической - биологические факторы; в материалистической - социально-экономические факторы; в теории насилия - военно-политические факторы.

В научной литературе выделяются следующие факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные.

Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Основные функции государства

Определение функций государства

Внутренние функции

Внешние функции

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

• экономическая;

• социальная;

• организаторская;

• правовая;

• политическая;

• образовательная;

• культурно-воспитательная.

Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.

Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания.

Внешние функции - функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз -обороны страны.

Основные признаки и структура государства

Признаки государства

Структура государства

Основные признаки государства:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

5) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

Структура государства:

1. По разделению власти:

• система законодательных (представительных) учреждений;

• исполнительно-распорядительные органы;

• судебные органы.

2. По выполняемым функциям.

а) Органы, осуществляющие внутренние функции:

• охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);

• социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта;

• духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).

б) Органы, осуществляющие внешние функции:

• вооруженные силы;

• разведка;

• органы межгосударственных отношений.

Типологиягосударств

Типология государств

Формационный подход

Цивилизационный подход

Типология государств - это их специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивили-зационного.

При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Достоинства формационной типологии:

• использует плодотворную идею делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно влияют на общество;

• показывает поэтапный, естественно-исторический характер развития государства.

Недостатки:

• формационная типология однолинейна и характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;

• недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические.

Достоинства цивилизационной типологии:

• факторы культуры выделены как существенные в определенных условиях;

• в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная", близкая к реальности типология государств.

Недостатки:

• недооцениваются социально-экономические факторы;

• по сути эта типология не столько государства, сколько общества.

Тенденции в развитии

Современного государства

Наши рекомендации