Основные причины существования государства
Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.
С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли. Выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства: в теологической теории - это Божественная сила; в договорной - сила разума, сознания; в психологической - факторы психики человека; в органической - биологические факторы; в материалистической - социально-экономические факторы; в теории насилия - военно-политические факторы.
В научной литературе выделяются следующие факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные.
Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.
Основные функции государства
Определение функций государства
Внутренние функции
Внешние функции
Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции:
• экономическая;
• социальная;
• организаторская;
• правовая;
• политическая;
• образовательная;
• культурно-воспитательная.
Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.
Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.
Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.
Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.
Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.
Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания.
Внешние функции - функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз -обороны страны.
Основные признаки и структура государства
Признаки государства
Структура государства
Основные признаки государства:
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);
2) система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);
3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);
4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);
5) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).
Структура государства:
1. По разделению власти:
• система законодательных (представительных) учреждений;
• исполнительно-распорядительные органы;
• судебные органы.
2. По выполняемым функциям.
а) Органы, осуществляющие внутренние функции:
• охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);
• социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта;
• духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).
б) Органы, осуществляющие внешние функции:
• вооруженные силы;
• разведка;
• органы межгосударственных отношений.
Типологиягосударств
Типология государств
Формационный подход
Цивилизационный подход
Типология государств - это их специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивили-зационного.
При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.
Достоинства формационной типологии:
• использует плодотворную идею делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно влияют на общество;
• показывает поэтапный, естественно-исторический характер развития государства.
Недостатки:
• формационная типология однолинейна и характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;
• недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).
При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические.
Достоинства цивилизационной типологии:
• факторы культуры выделены как существенные в определенных условиях;
• в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная", близкая к реальности типология государств.
Недостатки:
• недооцениваются социально-экономические факторы;
• по сути эта типология не столько государства, сколько общества.
Тенденции в развитии
Современного государства