Карта 10, Германская торговля на Балтике и на Руси в XIII в.

Если итальянские купцы на Средиземноморье ходили на своих судах вдоль берегов с уже развитой сетью городов, насчитывавших в ряде случаев тысячелетнюю историю, и лишь основывали в таких городах свои кварталы, то немцы, оказавшись в Восточной Прибал­тике, обнаружили там обратную картину. Здесь города еще не по­лучили широкого распространения. Здесь, вдоль своих торговых путей, они заложили города по образу и подобию Любека или Зёста — как с точки зрения топографии, так и в правовом смысле. Это были города колониальные — в средневековом значении слова «колония», то есть скорее новые поселения, нежели политически зависимые территори.

Хорошим примером может служить Рига. Приход первых не­мецких купцов в устье Двины описывается в летописи прибл. 1290 го­да под названием «Лифляндская хроника» в XIII веке (Livlandische Reimchionik). Этому источнику, более позднему и не лишенному ук­рашательств, нельзя, однако, отказать в достоверности. (Речь о нем уже шла в Главе 4.) «Купцы, известные своим выдающимся богатст­вом и благородством, решив снискать еще большей прибыли, по­добно многим другим», прибывали в эти места и сталкивались пер-

Роберт Бартлетт. Становление Европы

воначально с враждебной реакцией со стороны местных язычни-ков-ливонцев. «У них был богатый запас товара, который они про­дали здесь немного выгоднее, чем в других местах, и сердце их воз -радовалось. Язычники предложили заключить мир и чтобы купцы приходили снова». Мир был подкреплен клятвой и ритуальным воз­лиянием, и купцы в самом деле вернулись и были приняты «как желанные гости», Они проникли в глубь материка, «где жило мно­жество язычников, с которыми они стали торговать и оставались там так долго, что, с разрешения местных, построили себе укреп­ленное жилье на холме близ Двины»71. Это был Укскюлл, первый центр католической епархии в Ливонии.

Однако место было крайне уязвимо для набегов язычников, и кроме того, не самое удачное с точки зрения приема больших не­мецких когов. Альберт, третий по счету епископ Ливонский и быв­ший каноник торгового города Бремен, решил основать новый город, который одновременно выполнял бы функцию епископского престола и естественным образом притягивал купцов из Любека и Готланда. Место было выбрано в 1200 году, а на следующее лето «был построен город Рига в широком поле, выходившем к удобной бухте для обустройства гавани»72. Вскоре город был обнесен сте­ной, в нем появились церковные здания, в том числе штаб-квартира нового крестоносного военного братства, Ордена меченосцев, и предположительно — купеческие здания73. В документе 1209 года наряду с кафедральным собором упоминается уже и вторая цер­ковь, посвященная св. Петру. За городской стеной в собственном селении жила местная коммуна. В 1211 году купцы, торговавшие в самой Риге и за ее пределами и поначалу жившие в городе лишь временно, получили от епископа Альберта особые льоты: они были освобождены от дорожной пошлины и от «Божьего суда» (орда­лий), получили гарантии от разграбления на случай крушения, га­рантии от односторонних финансовых притязаний епископа и от выплаты вергельда (компенсации за убийство свободного человека). Примечательно, что преступления, совершенные купцами, подлежа­ли суду по законам их родного города, и им было запрещено созда­вать «общую гильдию». Позднее эти правила были сведены воедино в так называемом «Законе Готланда», то есть кодексе немецких купцов, в Висбю, главном городе Готланда, В 1255 году граждане получили возможность дополнять этот кодекс правом назначения собственного судьи74. в том же году город уже имел свою печать. На ней было изображение городской стены, креста и двух ключей (по всей видимости — св. Петра), а текст гласил: «Печать горожан, проживающих в Риге»7^. в начале следующего года появилось пер­вое письменное упоминание городского совета — консулов Риги (consules Rigenses)^. Цитадель епископа и рыцарей-крестоносцев одновременно являлась и торговой комммуной, обладавшей правом самоуправления. В тот же период, и главным образом — после раз­рушительного пожара 1215 года, Рига была отстроена заново и рас-

7. Колониальные города и колониальные торговцы

ширила свои границы. Город отныне занимал всю территорию от Двины до речки Риге (см. карту И). К 1230 году численность насе­ления, благодаря притоку иммигрантов из Вестфалии и других об­ластей Саксонии, достигла 2 или 3 тысяч человек77. Топонимичес­кий характер фамилий XTV—XV веков позволяет делать вывод, что рижские бюргеры — выходцы из Северной Германии, главным об­разом Вестфалии — составляли почти пятую часть общего числа жителей, если судить по их фамилиям7**.

Карта 10, Германская торговля на Балтике и на Руси в XIII в. - student2.ru

р.Двина

Карта 11. План г. Риги первой трети XIII века (,to Беннинховену 1961)

Следовательно, к 30-м годам XIII века, то есть спустя поколение после основания Риги в чистом поле, этот город, с увенчанными башнями стенами, выступающими силуэтами собора св. Марии и церквей св. Петра и св. Иакова, стоящими у берега под погрузкой и разгрузкой тяжелыми когами, звуками нижненемецкой речи на улицах, на первый взгляд был типичным северонемецким торговым городом. И во многих отношениях первое впечатление было бы справедливым. Тем не менее всего в нескольких днях пути от этого города жили язычники, которые охотно принесли бы любого хрис­тианина в жертву своим богам. Этот город был центром крупной миссионерской епархии и штаб-квартирой военного ордена, посвя-

Роберт Бартлетт. Становление Европы

тившего себя священной войне. Фактически каждый год здесь вы­саживались на берег новые группы крестоносцев. Таким образом, Рига все же была типично колониальным, миссионерским городом, или, если выразиться иначе, «городом Божьим»79.

Особенность Риги заключалась в ее местоположении на дальних торговых путях, напротив Висбю и Любека, а по реке — в досягае­мости не только от своих сельских окрестностей, но и от русских центров. Крупные поморские города являлись богатыми космополи­тическими центрами, связывавшими в единое целое дальние уголки северных и южных морей, так что известиями из Лондона и Риги, Валенсии и Трапезунда люди могли обмениваться и сопоставлять услышанное. Единство средневекового Запада отчасти строилось на единстве купеческом.

& Межэтнические отношения

Наши рекомендации