Употребляются во всем их точном смысле.

_____________

* Истинный смысл этого слова почти совсем стерся для людей новых

времен: большинство принимает город за Гражданскую общину, а горожанина за

гражданина (43). Они не знают, что город составляют дома, а Гражданскую

общину граждане. Эта же ошибка в древности дорого обошлась карфагенянам. Я

не читал, чтобы подданному какого либо государя давали титул civis

(гражданин - лат.), ни даже в древности - македонцам или в наши дни -

англичанам, хотя эти последние ближе к свободе, чем все остальные. Одни

французы совершенно запросто называют себя гражданами, потому что у них нет,

как это видно из их словарей, никакого представления о действительном смысле

этого слова; не будь этого, они, незаконно присваивая себе это имя, были бы

повинны в оскорблении величества. У них это слово означает добродетель, а не

право. Когда Бодэн собрался говорить о наших Гражданах и Горожанах (44), он

совершил грубую ошибку, приняв одних за других. Г-н д'Аламбер не совершил

этой ошибки, и в своей статье "Женева" (45) хорошо показал различия между

всеми четырьмя (даже пятью, если считать простых иностранцев) разрядами

людей в нашем городе, из которых лишь два входят в состав Республики. Ни

один из известных мне французских авторов не понял истинного смысла слова

"гражданин".

Глава VII

О СУВЕРЕНЕ

Из этой формулы видно, что акт ассоциации (41) содержит взаимные

обязательства всего народа и частных лиц и что каждый индивидуум, вступая,

так сказать, в договор с самим собой, оказывается принявшим двоякое

обязательство, именно: как член суверена в отношении частных лиц и как член

Государства по отношению к суверену (42). Но здесь нельзя применить то

положение гражданского права, что никто не обязан выполнять обязательства,

взятые перед самим собой, ибо велико различие между обязательствами, взятыми

перед самим собою, и обязательствами, взятыми по отношению к целому, часть

которого ты составляешь.

Следует еще заметить, что, поскольку каждый выступает в двояком

качестве, решение, принятое всем народом, может иметь обязательную силу в

области отношений всех подданных к суверену, но не может, по противоположной

причине, наложить на суверена обязательства по отношению к себе самому, и

что, следовательно, если бы суверен предписал сам себе такой закон, от

которого он не мог бы себя освободить, - это противоречило бы самой природе

Политического организма. Поскольку суверен может рассматривать себя лишь в

одном-единственном отношении, то он попадает в положение частного человека,

вступающего в соглашение с самим собою (46); раз так, нет и не может быть

никакого основного закона, обязательного для Народа в целом, для него не

обязателен даже Общественный договор (47). Это, однако, не означает, что

Народ, как целое, не может взять на себя таких обязательств по отношению к

другим, которые не нарушают условий этого Договора, ибо по отношению к

чужеземцу он выступает как обычное существо, как индивидуум.

Но Политический организм или суверен, который обязан своим

существованием лишь святости Договора (48), ни в коем случае не может брать

на себя таких обязательств, даже по отношению к другим, которые

сколько-нибудь противоречили бы этому первоначальному акту, как, например,

отчуждение какой-либо части самого себя или подчинение себя другому

суверену. Нарушить акт, благодаря которому он существует, значило бы

уничтожить самого себя, а ничто ничего и не порождает.

{10} Как только эта масса людей объединяется таким путем в одно целое, уже

Невозможно причинить вред ни одному из его членов, не задевая целое, и тем

Более нельзя причинить вред целому так, чтобы члены его этого не

Почувствовали. Стало быть и долг, и выгода в равной мере обязывают обе

Договаривающиеся стороны взаимно помогать друг другу; и одни и те же люди

Наши рекомендации