Понятие и роль рекламы в туризме
Сущность и особенности маркетинга в туризме
Маркетинг – это деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю.
Маркетинг играет важную роль в деятельности всех организаций, будь то курорты или производители туристских товаров и услуг с целью извлечения собственной прибыли. Суть маркетинга состоит в предоставлении в нужное время и в нужном месте необходимого товара или услуги по необходимой цене.
Маркетинг в туризме – это деятельность по планированию и разработке туристских товаров и услуг, продаже, продвижению товаров и услуг, стимулированию на них спроса и ценообразованию.
Специфический характер маркетинга в туризме определяется особенностями и отличительными характеристиками туристского продукта (неосязаемость, подверженность сезонным колебаниям, непостоянство качества, неспособность к хранению и др.), а также особенностей потребителей и производителей туристских товаров и услуг. Эти особенности состоят в следующем.
Спрос на туруслуги отличается значительной эластичностью в зависимости от дохода, уровня образования, рекламы, цены. Оценка качества туруслуг достаточно субъективна: большое влияние на оценку потребителя оказывают внешние факторы (местные жители, другие отдыхающие, члены семьи, участники тургруппы).
К особенностям производителей туруслуг можно отнести такие отличительные свойства как взаимодополняемость, взаимодействие друг с другом.
Составными элементами общей системы маркетинга в туристской области выступают: государство, местные органы власти, национальные и местные туристские организации и предприятия. Между различными уровнями маркетинга существует тесная связь: государство, местные органы и ассоциации берут данные о рынке, в том числе и из информации, поступающей от предприятий, а предприятия, в свою очередь, основывают свои маркетинговые концепции на национальных и местных концепциях туризма.
Маркетинговые мероприятия включают планирование и разработку продукта, ценообразование, методы распространения продукта, стимулирование сбыта и продвижение товаров и услуг.
Необходимость в проведении маркетинговых мероприятий определяется:
· существованием конкуренции между организациями;
· возможностью для покупателей выбора аналогичных товаров и услуг от различных производителей;
· хорошей информированностью потребителей относительно других имеющихся товаров и услуг.
Маркетинг возникает и существует как ответная реакция организации в условиях конкуренции при наличии свободы выбора для покупателя.
Маркетинговая деятельность направлена:
· на маркетинговый анализ и планирование с последующим выявлением групп потенциальных покупателей;
· производство товаров или предоставление услуг для этих целевых групп;
· координацию деятельности организации по достижению наиболее выгодной позиции на рынке;
· на определение путей контроля по ведению бизнеса в соответствии с заранее установленными целями.
Таким образом, маркетинг – это стратегическая философия фирмы, устанавливающая, какие товары и услуги и для какой группы потребителей должны быть произведены.
Понятие и роль рекламы в туризме
Особую роль в системе маркетинговых коммуникаций играет реклама. Рекламу можно рассматривать как один из видов передачи информации и один из элементов комплекса маркетинга.
Реклама, в частности туристская, несет в себе информацию, которая обычно представлена в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашена и доводит до сознания потенциальных потребителей наиболее важные сведения и факты о туристских продуктах и туристском предприятии. Реклама дает потребителю новые знания, опыт, усиливает удовлетворенность от покупки. С помощью рекламы туристские предприятия осваивают новые рынки сбыта. Будучи средством конкурентной борьбы, реклама обостряет ее, способствуя повышению качества туристского обслуживания.
Если рассмотреть предложения многих туристских центров, то можно обнаружить их большую однообразность: экскурсионные программы включают некий стереотип объектов показа, что ведет к снижению спроса. Таким образом, продвигаемый через рекламу образ товара, например круиза, должен отражать его потребительские свойства, вселять уверенность в качественном и надежном путешествии. При этом желательно, чтобы за объявлением была видна заинтересованная в хорошей организации тура сторона – конкретная туристская фирма, гарантирующая соответствие рекламы действительному состоянию дел.
С другой стороны, реклама должна соответствовать всем установленным законодательством нормам. Например, в рекламе экзотических туров должны быть прописаны все специфические черты подобного путешествия. Реклама должна предупреждать потребителей о том, что тут есть определенные ограничения, что это не всем доступно и полезно. Если же подобная информация не прописана в рекламном объявлении или ролике, фирма должна предоставлять ее клиенту при первом же обращении. В ином случае возможно появление жалоб и даже судебных исков со стороны потребителей.
Реклама позволяет увеличить объемы продаж. Масштабный сбыт туристских услуг обеспечивает туристской фирме рост доходов, достойную оплату труда персонала.
Для создания эффективной туристской рекламы необходимо уметь учитывать специфику данной отрасли и объединять в единый комплекс несколько аспектов такой рекламы. Это и некий художественный образ, воплощающий собой тот или иной тур или услугу и передаваемый с помощью таких привлекающих элементов, как красивые фото (в прессе), либо ролики (на телевидении), и удачно поданная полная и достоверная информация, рассчитанная на привлечение конкретной целевой аудитории.