Основные термины по изучаемой теме
АГОРА— Народное собрание в гомеровской Греции.
АРЕОПАГ— орган государственной власти у афинян, контролировавший работу должностных лиц и деятельность Народного собрания. Впоследствии исполнял лишь функции судебного учреждения. Название произошло от холма бога Ареса в Афинах, на котором заседал совет.
АТИМИЯ— бесчестие, ведущее к лишению гражданских прав без изгнания из страны. Оно налагалось за лжесвидетельство, растрату общественных средств, подкуп должностных лиц, трусость в бою, нечестивое обращение с родителями.
АРХОНТ(от греч. «начальник», «правитель») — верховный правитель Афинской республики. Избирался на год Народным собранием. С 683 г. до н. э. архонтов стали выбирать девять человек (Эпоним, Базилевс, Полемарх и шесть Фесмофетов-законодателей).
АПЕЛЛА— Народное собрание в Спарте. Законодательной инициативы не имело, утверждало или отклоняло предлагавшиеся ему решения Герусии. Обладало судебными функциями.
БАЗИЛЕВС — родоплеменной вождь, царь. Второй по значимости в коллегии архонтов.
БУЛЭ— в гомеровской Греции — Совет старейшин. Избирался из старейшин рода, по 50 человек из каждой филы.
ВСАДНИКИ— 2 разряд афинского населения, чей доход составлял 300 медимнов в год. Оформилась благодаря реформам Солона.
ГАРМОСТЫ— особые должностные лица, надзиравшие за периэками.
ГЕРУСИЯ(от греч. «старец», «старейшина») — Совет старейшин в древнегреческих городах-государствах. Рассматривал важные государственные дела, подлежащие обсуждению Народным собранием.
ГЕРОНТЫ— члены Геруссии.
ГЕЛИЭЯ— суд присяжных у афинян. Учрежден архонтом Солоном.
ГЕОМОРЫ(от греч. «земли» и «получаю свою долю») — земледельцы-крестьяне.
ДЕМИУРГ(от греч. «мастер», «ремесленник», «созидатель») — в Древней Греции слово «демиург» имело сословно-политический характер и применялось к ремесленным и торговым кругам населения.
ДЕМАРХ— выборный глава демы. Составлял списки проживавших в нем граждан и метеков.
ДЕМЫ— территориальный округ древней Аттики со времен реформ Клисфена.
ДИЭТЕТЫ— судебный орган, рассматривавший дела по имущественным спорам.
ДОКИМАСИЯ— в гелиэе особая проверка лиц, выбранных на должности.
ЗЕВГИТЫ(от греч. «запряжка волов») — третья имущественная группа граждан Древних Афин (после пентакосимедимнов и всадников) по реформе Солона, получавших доход от 200 до 300 медимнов в год,
ИЛОТЫ— покоренное дорийцами земледельческое население Древней Спарты. Считалось собственностью государства и было прикреплено к земельным участкам, которыми владели отдельные спар-тиаты — члены спартанской общины.
КРИПТИИ— спартанские тайные экспедиции молодежи против илотов совершавшиеся с целью их запугивания. Наиболее активная часть илотов уничтожалась. Криптиями также назывались отряды молодых спартиатов, в течение двух лет несущих полицейскую службу.
«КОЛЛЕГИЯ ОДИННАДЦАТИ»— судебный орган у афинян, рассматривавший дела разбойников, ночных и карманных воров.
ЛИТУРГИЯ(от греч. «общественная обязанность») — государственная повинность в греческих полисах, которую в принудительном порядке несли богатые граждане и метеки.
МЕТЕКИ(от греч. «переселенец») — чужеземцы, переселившиеся в древнегреческий полис; рабы, отпущенные на волю. Будучи свободными, они были лишены политических прав, не могли владеть недвижимым имуществом и вступать в брак с афинскими гражданами. Метек обязан был иметь опекуна—простата из числа афинян.
НЕОДАМОДЫ— в Спарте — отпущенные на волю илоты.
НОМОФЕТЫ— афинская законодательная комиссия по обсуждению и оценке законопроектов.
ОСТРАКИЗМ(от греч. «суд черепков») — изгнание отдельных лиц из страны по постановлению Народного собрания. Введен архонтом Клисфеном в конце VI в. до н. э. как мера против восстановления тирании. Позднее остракизм стал применяться против политических противников.
ПЕРИЭКИ (от греч., букв. — «живущие вокруг») — неполноправная часть населения в Спарте. Потомки коренного населения, покоренного дорийцами. Были лично свободными, могли иметь земельную собственность и должны были служить в тяжеловооруженной пехоте, но политических прав не имели.
ПОЛИС — город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации Древней Греции. Состоял из городского поселения и земледельческих поселений (хоры).
ПОЛЕМАРХ — военачальник у афинян. Третий по значимости в коллегии архонтов.
ПРИТАНЫ— одна десятая часть членов совета (булэ), дежурившая, в продолжение десятой части года на основании очереди, которая устанавливалась по жребию.
ПРОСТАТ(от греч. «председатель») — посредник между метеком и государственным учреждением.
ПРОЭДР— у афинян — председатель в совете и Народном собрании (с VI в. до н. э.).
ПСЕФИЗМА — в Древней Греции постановление Народного собрания или Совета старейшин, отличавшееся от закона. Псефизма имела значение лишь по отношению к отдельным лицам (дарование права гражданства, обеспечение личной безопасности, остракизм). Обычно она действовала в течение одного года.
РЕТРА(от греч. «договор») — особый документ, составленный Ликургом и закрепивший основы общественного и государственного строя Спарты.
СИНОЙКИЗМ(от греч. «совместно живу», «заселяю») — процесс слияния, объединения нескольких прежде самостоятельных поселений или городов в единый полис.
СИСАХФИЯ(букв. — «стряхивание бремени») — одна из реформ Солона, отменившая долговое рабство.
СТРАТЕГ(от греч. «войско» и «веду») — в Древней Греции должность военоначальника, главнокомандующего, выполнявшего также финансовые и судебные функции по военным делам и ведавшего вопросами внешней политики (конец VI в. до н. э. — I в. до н. э.)
СУД «ДИЭТЕТОВ» — специальное судебное установление, в котором разбирались дела по имущественным спорам, выходившие за предлы компетенции демов и фил.
СУД «СОРОКА МУЖЕЙ»— у афинян — судебный орган, рассматривавший дела по имущественным спорам.
СУД «ЭФЕТОВ»— у афинян — судебный орган, разбиравший дела о непредумышленных убийствах, подстрекательстве к убийству или нанесении увечья, а также дела об убийстве метеков.
ТИРАНИЯ— в Древней Греции — форма государственной власти, установливаемая насильственным путем и основанная на единоличном правлении.
ФЕТЫ— по реформам Солона — 4 имущественная группа гражданского населения Афин. В нее входили граждане с годовым доходом с земли меньше 200 медимнов.
ФЕСМОФЕТЫ— шесть членов коллегии архонтов, выполнявшие главным образом судебные функции.
ФИЛА— основное подразделение гражданского коллектива в афинском городе-государстве. Состояло из нескольких фратрий. Выступало как религиозное сообщество, а во время войны как воинское подразделение. После реформы Клисфена — административная единица.
ЭККЛЕЗИЯ(экклесия) — Народное собрание, в которое входили все свободные и полноправные афинские граждане — мужчины. Созывалось сначала 10 раз в год, а с конца V в. до н. э. — 40 раз. Политические права Экклезии — выбор должностных лиц, контроль за ними, решения о войне и мире, высшая законодательная власть, остракизм.
ЭПИСТАТ— председатель в совете и Народном собрании.
ЭФОРЫ(от греч. «наблюдатели») — коллегия высших должностных лиц в Спарте. Избирались ежегодно в количестве пяти человек на собрании полноправных граждан.