Разновидности житий. композиция.

Основная часть житий –переведены с греч. Жития святительские – посвящены преподобным и святителям.

Житие состоит из трех частей. Вступлением- описание причины создания. Основная часть – повествование о святом, смерти и посмертных чудесах. Завершение – похвала святому.

Первые русские жития.Древнейшие русские агиографические памятники – два жития князей-страстотерпцев – Бориса и Глеба.

Сборники житий:

1) «Чети и Менеи» (числа и месяцы) - подробные, пространные жития святых, написанные по схеме.

2) «Прологи» - жития, которые часто читались в церквях. Краткие фактические жития.

3) «Патериковые жития» (отеческие) - занимательны истории из жизни монахов, святых.

Житие Феодосия Печерского.Составлено Нестором в соответствии с житийным каноном. Начало – рассказ о рождении в Риме будущего святого от знатных, благочестивых родителей, о его приверженности к учению, о бегстве из дома. Покинув дом, становится монахом Киево-Печерской обители. Нестор уподобляет его основателю христианского монашества Антонию Великому. Черты Феодосия – полная посвященность собственной воли и уверенность в божественной помощи, отказ от земных забот, ощущение близости с Христом, смирение, трудничество, прилежание, всепрощающая любовь к ближнему, обличение неправды.

Черты жития: родители, аскетизм, блаженная кончина, посмертные чудеса (исцеления у гроба).

билет 5

Анонимное сказание о Борисе и Глебе". Особенности жанра и стиля.

В «Сказании о Борисе и Глебе» рассказывается о вероломном убиении ради власти братьев-князей их старшим сводным братом Святополком. Повествование исполнено психологизма. Подробно описываются душевные борения, скорбь и страх святого в преддверии безвременной смерти. В то же время Борис желает принять смерть подобно Христу. Сцены убиения далеки от правдоподобия. Святые молятся. Посланцы Святополка не прерывают этих молитв-плачей и убивают святых, когда они заканчивают молиться.

Молитвы святых построены по всем правилам красноречия. Основная мысль – сожаление о грядущей смерти и готовность принять ее. Князь Глеб произносит трогательную речь убийцам о пощаде. Святые смиренно принимают все и молятся за убийц, сохраняют в душе любовь к ним. Им противопоставлен Святополк. Им чужды мысли о земной славе и могуществе. Святополк охвачен жаждой власти, а святые – вручают себя Богу.

Язык: патетический, насыщенный оборотами взволнованной речи, риторически фигуральный.

Облик героев «Сказания» сложился под сильнейшим воздействием христианской литературы.

«Сказание» - это малая форма того же житийного жанра, это как бы рассказ, тогда как «Житие» представляет собой повесть, иногда даже почти роман. В сравнении с «житием» такое «сказание» является более элементарной жанровой формой.

Сказание, в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди С. различают предания, легенды и др. В древних литературах С. именуют прозаические произведения с историческим и вымышленным содержанием.

билет 6

Проповедническая литература XI-XII вв. "Слово о законе и благодати"

Расцвет древнерусского государства - во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. В связи с принятием христианства на Руси распространился жанр поучений. Пропаганда нового религиозного вероучения. Дидактическая церковная проповедь не имеет художественного значения, она лежит за пределами литературы.

Наряду с церковным поучением создаются торжественные, эмоционально-образные проповеди с чётко выраженной политической направленностью.

Выдающееся произведение ораторской прозы 11 века - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, который в 1051 году стал митрополитом Киевским. Написано между 1037-1050 годами.

«Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как равноправного среди всех христианских народов и гос-в мира.

Закон Ветхого завета - символ иудейской религии. Благодать - символ христианства (равноправие всех народов). Говорит о преимуществе благодати.

Центральная часть проповеди - о том, как Владимир крестил Русь.

«Слово» построено по чёткому логическому плану:

1 часть - сопоставление Закона и Благодати.

2 часть - Похвала Владимиру (крещение Руси)

3 часть - молитвенное обращение к богу от «всея земля нашея».

«Слово» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно и прославляло деятельность Ярослава, успешно продолжающего распространение христианства на Руси.

Стиль:

риторические восклицания

параллели с Библией

книжные метафоры (закон - «иссохшее озеро», благодать - «наводнившийся источник».

приём антитезы

билет 7

Русская летопись. Идеи и образы "ПВЛ".

«Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей.

Начало издания «ПВЛ» - 1841 год.

«Повесть временных лет» соединяется идеями.

Единство русской земли (нашла отображение в Завещании Ярослава в повести об убиении Бориса. 1097г. - Съезд в Любиче и ослепление князя Василька).

Высокая патриотическая идея могущества Русской земли, её политической самостоятельности, религиозной независимости от Византии.

Тема Родины - определяющая, ведущая в летописи. Живое чувство русской земли, родины и народа.

Антивизантийская направленность (рассказ о походах на греков, чаще с победой русских, рассказы о походах князей).

Летописцев интересуют судьбы славянских народов в далёком прошлом, расселение восточных славянских племён. Они ищут объяснения происхождения названий как отдельных племён, так и целых городов, обращаясь к устной легенде.

Идеи. Рассказать о прошлом Руси и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов. Летописец рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В «ПВЛ» подчеркивается древность славянских народов, единство их культуры, языка и письменности. Из летописи видно, как складывается и крепнет Русь, расширяются границы, мрут враги. Летописца заботит судьба всей Русской земли, городов и князей. Важнейшее событие в истории Руси - принятие христианства. Центральное место в ПВЛ- рассказ о первых русских христианах, распространении новой веры, постройке храмов, появлении монашества, успехах христианского. С середины XI в. Древнерусское государство начало дробиться на отдельные княжества и земли. Умножились междоусобицы. Заключительная часть «ПВЛ» - мысль о необходимости согласия между русскими князями, их взаимная ненависть– тяжкий грех, преступление против Господа.

(Русская летопись проникнута высокой идеей служения родной земле, заботой о ее благополучии, ревностным отношением к ее чести и достоинству. Призывы постоять за родную землю. Стояние за Русскую землю – до страдания и смерти за нее – неразрывно связывается в летописи с сознанием рыцарской чести и жаждой воинской славы, уважением к традициям отцов и дедов. Проходит настойчивая проповедь братолюбия и единения князей в борьбе с внешними врагами. В летописи нашла свое отражение классовая борьба, происходившая в Киевском государстве. Летописец прямо не высказывает своего отношения к восставшим киевлянам.)

Образы.

Ольга. Образ мудрой женщины, красивой, сильной волей, настойчивой, находчивой. Она – преданная супруга, отомстившая за своего мужа. Положительная мать. Первая принявшая крещение. Жестоко отомстила за смерть Игоря древлянам.

Святослав, сын Ольги. Он, по летописи, «легко ходя, аки пардус, войны многи творяше». Едва ли не самый воинственный русский князь. Война – его обычная стихия. Одним именем своим наводит страх на врагов: печенеги разбегаются в разные стороны, узнав, что на них идет Святослав. Он одолевает хазар, вятичей, дунайских болгар. Погибает в борьбе с печенегами. Не принимает христианство, в отличие от Ольги. Ему дороги честь и достоинство, бегство с поля боя для него – несмываемый позор, хуже смерти. Благороден: предупреждает страны о нападении. Заключив мир с побежденными греками, он обещает не только никогда не воевать с ними, но и защищать их, если они подвергнутся нападению.

Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. С 969 года он правил в Новгороде. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским.

По его приказу убили наследника престола Ярополка, его беременную вдову Владимир взял себе наложницы. У Владимира было пять законных жен и множество наложниц: в Вышгороде – около 300 наложниц, в Белгороде – 300, в селе Берестове – около 200. Первой его супругой была княжна Полоцкая Рогнеда, которую он взял в жены насильно. Чтобы добиться Рогнеды, Владимир захватил ее родной город Полоцк и убил всю ее родню: отца и братьев.

Разочаровался в язычестве, стал христианином.

Много сделал Владимир для укрепления границ государства. Он предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев. Княжение Владимира Святославича считается периодом подъема Руси. К началу XI века в состав государства вошли практически все крупные союзы восточных славян.

Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына Ярослава, который княжил в Новгороде. Князя Владимира любили в народе. Узнав о его смерти, "сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе".

билет 8

Источники и редакции "ПВЛ".

Источники:

В основе этого произведения лежат устные рассказы и предания древней Руси, некоторые греческие хроники, записи летописей и летописные своды, не дошедшие до нас. Начало летописания относится к созданию Киевской метрополии, ко времени правления Ярослава Мудрого (1037 год).

Первая редакция составлена летописцем Нестором в 1113 году. Он ссылался на жития святых. Эта редакция была создана в Киево-Печерском монастыре. И хоть первая редакция до нас и не дошла, зато дошла вторая (1116), созданная в Выдубицком монастыре (Сильвестр). III редакция дошла до нас в списке Лаврентьевской летописи в 1118 году.

Состав:

Древнейший Киевский Свод (1039) - принятие христианства, о Борисе и Глебе, хвала Ярославу.

I Киево-Печерский Свод (1073) - составлен Никоном. Характерны широта, историзм, поэтичность. Соединение церковной и светской историй.

Новгородский летописный Свод (1050)

II Киево-Печерский Свод (1095) - на основе первого, дополненный новгородскими устными рассказами.

билет 9

Истоки жанров, фольклорность "ПВЛ".

Большое место в летописи занимает жанр исторических народных преданий.

Наши рекомендации