История развития политической мысли
ФИО ученого | Научная школа, основные работы | Основные идеи |
Античность и Древний Восток | ||
Средние века | ||
Возрождение и Новое время | ||
Новейшее время, западные страны | ||
Новейшее время, Россия | ||
Литература
Основная
1. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2010.* Глава 1. С.5-28.
2. Политология: учеб. /А.Ю.Мельвиль и др. – М.: МГИМО, Проспект, 2010.* С.12-13, 19-56.
Семинар 2. Политика, политическая жизнь общества. 2ч.
1. Подходы, понимание, сущность и критерии политического, политики.
а) подходы к политике: сакральный, телеологический, функциональный, социальный, классовый, ценностный;
б) признаки политики: - целесообразность – деятельность – публичность – властный компонент - отношение к государству.
в) Законы. Закономерности. Принципы политического.
г) Сущность политики: - как системы отношений; - как сферы деятельности; - как вида деятельности; как института; как отношения к государству; - как функционирования и воздействия государства; - как отношения к власти и ее проявления.
2. Структура и содержание политики, ее свойства.
Объектно-субъектная составляющая политики. Структура политики: институты; нормативные составляющие; содержательные аспекты.
Функционально-деятельностная составляющая политики: процессы и явления; действия, деятельность; политическое участие.
Свойства политики и ее роль в функционировании и развитии общества.
3. Необходимость политики в обществе и ее функции.
Обусловленность политики, уровни политики.
Функции политики: мировоззренческая, методологическая, регулятивная, аксиологическая, выражения интересов, интеграции, властно-управленческая, социализации, мобилизации, целеполагания, принуждения.
4. Политическая сфера общества.
Отражение и осуществление политических интересов; политическая деятельность и ее специфика; регламентация отношениями и государством; публичность; суверенность; распространение и воздействие; преобладающая роль в обществе; интегративность.
Проявление политики: сфера, отношения, установки, деятельность, власть, организация, воздействие, наука, культура. Политика на уровне личности, группы, общности, общества, государства.
5. Политическая жизнь.
Политическая жизнь: как воспроизводство политической потребности; как целостность политического участия; как совокупность всех политических процессов и всех взаимодействий субъектов и участников.
Политическая жизнь в современной России.
Тематика докладов:
1. Развитие политики в России: история, опыт, современность.
2. Политическая культура и политическая традиция России.
3. Современная российская политика: состояние, проблемы, перспективы.
Литература
Основная
1. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2010.* С.29-60.
2. Политология: учеб. /А.Ю.Мельвиль и др. – М.: МГИМО, Проспект, 2010.* С.11-56.
Семинар 3. Активная форма. Власть и ресурсы власти. 2ч.
Форма занятия: деловая игра с элементами мозгового штурма.
Цель занятия:
1) формирование у обучающихся целостного представления об особенностях политической власти и многообразии ее ресурсов;
2) обеспечение диалогического взаимодействия в процессе обсуждения, отработка умения работать в команде;
3) отработка умения активизировать полученные знания для решения практических задач;
4) формирование способности критически оценивать результаты своей работы.
Вопросы:
1. Природа властных отношений. Субъект и объект власти. Ресурсы власти, их состав и классификация.
2. Виды власти. Особенности политической власти.
3. Легальность, легитимность и эффективность власти.
План проведения занятия:
1. Обсуждаются теоретические вопросы семинара – 20 мин.
2. Студенты делятся на 3 команды.
3. Из числа студентов определяются 3 критика.
4. Командам на карточках предлагаются исходные данные, которые представляют собой условия задачи. А также план выступления. Цель у всех команд одна - «Завоевать и удержать власть в:
- «в Античном полисе»
- «в Средневековом государстве»
- «в Современном государстве России или Америке»
5. Командам дается 15-20 мин. на решение поставленной задачи и составление выступления.
6. Команды по очереди выступают с вариантами решения задач. Время выступления – 10 мин. Критики внимательно слушают, задают вопросы, определяют соответствие условия задачи выбранным вариантам решения.
7. Критики представляют свое заключение, исходя из предложенной схемы.
8. Преподаватель подводит итоги занятия.
Ответ группы должен быть сформирован по следующему плану:
1. Краткое описание исходных условий.
2. Какие ресурсы будут задействованы и почему? Какой ресурс вы будете считать главным?
3. Какими методами группа будет добиваться власти?
4. И что предпримет группа, чтобы удержать власть?
Заключение критиков формируется по следующей схеме:
1. Адекватность выбранных ресурсов для заданного времени и места.
2. Адекватность и эффективность методов.
3. Насколько эффективна будет выбранная группой стратегия.
Литература
Основная
1. Политология: учеб./ А. Ю. Мельвиль [и др.] – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2010.* стр. 75-98.
2. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2010.*С.61-81.
Дополнительная
1. Розов Н.С.Специфика «русской власти», ее ментальные структуры, ритуальные практики и институты //ПОЛИС. 2011. №1.*
Семинар 4.Семинар с элементами дискуссии.Формируем Демократический режим в России: демократия для всех или полиархия
1. Демократический режим в странах мира. Волны демократизации.
2. Классические и современные модели демократии.
3. Характеристики основные принципы полиархии.
4. Дискуссия:Политический режим современной России.
Домашнее задание.
Составить конспект на тему: Исторические формы демократии и её современные модели, опираясь на материал главы 5 учебника Политология под ред. А. Ю. Мельвиля.
1.
Литература
Основная
1. Политология: учеб. /А.Ю.Мельвиль и др. – М.: МГИМО, Проспект, 2010. С.129-229*
2. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2010.*С.243-285.
Дополнительная
1. Гельман В.Я. Динамика субнационального авторитаризма (Россия в сравнительной перспективе) //ОНС. 2009. №3.*
5. Грачев Н. Суверенная демократия: социально-философский взгляд //Власть. 2011. №2. http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2011/02/Grachev.pdf
6. Дабагян Э. От авториторизма к плюралистической демократии //Свободная мысль. 2011. №5.*
7. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/dal/pol_pl.php
8. Маккиндер Х. Дж. Демократические идеалы и реальность. //Полис. 2011. №2*
9. Мельвиль А.Ю., Стукал Д.К. Условия демократии и пределы демократизации. Факторы режимных изменений в посткоммунистических странах: опыт сравнительного и многомерного статистического анализа. //Полис. 2011. №3.*
10. Нежданов Д. Проблемы и перспективы российской демократии: между метафорой рынка и формой общественнополитического устройства завтрашнего дня //Власть. 2011. №9.
http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2011/09/Nezhdanov.pdf
11. Ржешевский Г. Нестяжательство властей как синоним демократии //Свободная мысль. 2011. №5.*
Семинар 5. Активная форма. Роль государства в нациестроительстве. 4ч.
Форма занятия: интерактивная дискуссия по фильму «Последний урок».
Цель занятия: опираясь на выразительные средства художественного фильма визуализировать содержание и этнокультурные противоречия реализации в практике современного государства задачи нациестроительства.
План проведения занятия:
1. Вступительное слово модератора.
2. Просмотр фильма.
3. Обсуждение основных проблем, поднятых в фильме.
4. Выявление общих позиций участников дискуссии.
5. Формулировка заданий для домашнего эссе по фильму.
Роли участников дискуссии:
1. Модератор (ведущий) – как правило, преподаватель или куратор группы
- готовит вступительное слово;
- определяет очередность выступлений, предоставляет слово или, смотря по обстоятельствам, просить повременить с выступлением;
- помогает участникам (если это необходимо) яснее формулировать свои мысли;
- подводит итог выступлениям участников по каждому кругу обсуждаемых вопросов;
- вскрывает противоречия в словах выступающего (если тот противоречит сам себе);
- следя за выступлениями, он сталкивает противоречивые тезисы оппонентов, предлагает выяснить истину в открытом споре.
2. Студенты:
- формулируют свои позиции по проблемам, поднятым в фильме;
- сопоставляют функции администрации школы, школьных учителей и государственных структур в формировании общего культурного пространства.
Вопросы перед просмотром фильма:
Для того, чтобы группы продумали систему аргументов каждой из позиции, мы предлагаем при просмотре фильма обратить внимание и учесть комплекс вопросов:
1. В чем коллизия фильма «Последний урок»?
2. Почему дети иммигрантов не стремятся осваивать культуру той страны, в которую они приехали?
3. Какими художественными средствами в фильме показан культурный нигилизм подростков?
3. Однородны ли дети-иммигранты в своем нигилизме по отношению к культуре принимающей страны? Как это показано в фильме?
4. Носителями какой культурной традиции выступают дети-иммигранты?
5. В фильме показано противоречие между учителем и учениками-иммигрантами, учителями и административными органами власти города. В чем состоят эти противоречия?
6. Может ли быть достигнута культурная однородность в обществе с различными религиями и с разделением населения на различные этнокультурные сообщества?
7. Какую политику должны проводить государственные органы власти для формирования культурной однородности?
8. В чем причины трагедии, показанной в фильме?
После просмотра фильма аудитория делится на 2 подгруппы:
1) должна выстроить аргументы, защищающие позицию учителя;
2) принимает на себя функцию обвинителя и должна доказать вину именно учителя и нарушение им важнейших свобод личности.
Вопросы для дискуссии:
1. Как соотносится цель конкретного государства - трансляция посредством школы общекультурных ценностей страны - с утверждением общедемократических свобод и прав личности, которые также должно защищать государство?
2. Не противоречит ли культурная политика государства конституционно закрепленным демократическим правам и свободам личности?
3. Как совмещаются эти два принципа в реальной политике конкретного государства.
Темы для домашнего эссе:
1. Роль государства в формировании однородности поликультурного общества.
2. Проблема культурного нигилизма иммигрантов в Европе и в России.
3. Возможности и ограниченность школы в культурной интеграции иммигрантов.
Литература
Основная
1. Политология: учеб. /А.Ю.Мельвиль и др. – М.: МГИМО, Проспект, 2010. С.57-97*
Дополнительная
1. Иорданский В.Б. Противоречивая природа национализма// Полис, 2011, № 6.*
2. Мусихин Г.И. Идеология и культура// Полис, 2012, № 1.*
3. Ратленд П. Присутствие отсутствия: об этнической политике в России//Полис, 2011, № 2.*
4. Перегудов С.П. Национально-государственная идентичность и проблемы консолидации российского государства // Полис, 2011, № 3.*
5. Крестинина Е.С. Образ «другого» в структуре современной идентичности российского общества // Полис, 2011, № 4. с.117*
Семинар 6.Активная форма.Проблема формирования глобальной политической культуры. 2ч.
Форма занятия:международный симпозиум
Цель занятия:формирование у студентов целостного представления о политической культуре и ее компонентах; отработка умения работать в команде; создание профессионального контекста приобретения коммуникативных и исследовательских умений.
Техническое оснащение занятия: аудитория, кафедра для выступающих, презентационное оборудование для показа слайдов к докладам.
План проведения занятия:
1. Заранее, на предыдущем семинаре, студенты делятся на три группы по 7-8 человек. Оставшиеся студенты – жюри. Каждая группа занимается подготовкой анализа политической культуры выбранной страны (группы стран) по плану и оформляет отчет в виде презентации PowerPoint (от 13 до 30 слайдов).
2. На занятии студенты принимают участие в международном симпозиуме по проблеме формирования глобальной политической культуры. Делегации (группы студентов) из стран Европы, США и России и представляют политическую культуру своей страны с помощью презентации PowerPoint и предлагают решение проблемы глобальной мировой культуры.
3. Жюри оценивает выступление команд. Победившая команда получает высший балл.
План отчета-презентации:
1) Страна, ее краткая характеристика
2) Символика (флаг, герб, гимн и др., значение)
3) Тип политической культуры согласно классификации Г.Алмонда, С.Верба (патриархальная, подданническая, активистская).
4) Ценности, нормы, традиции, ритуалы.
5) Политические праздники.
6) Язык.
7) Политические мифы.
8) История, герои, искусство.
9) Проблема глобальной политической культуры, ее решение.
Анализируют возможностей политической культуры своей страны и формат решения глобальной мировой культуры (что может стать универсальным из их политической культуры и транслироваться на весь мир).
Оценка деятельности групп: компетентное жюри выставляет от 1 до 5 баллов по каждому критерию, заполняет таблицу и считает итоговый балл. Если возникают дополнительные вопросы, замечания, то их вносят в последнюю графу: примечания.
Критерий | Группа 1. Россия | Группа 2. Европа | Группа 3. США | Прим. |
Ораторское мастерство | ||||
Качество подготовки материала | ||||
Степень раскрытия вопроса 1 | ||||
Степень раскрытия вопроса 2 | ||||
Степень раскрытия вопроса 3 | ||||
Степень раскрытия вопроса 4 | ||||
Степень раскрытия вопроса 5 | ||||
Степень раскрытия вопросов 6,7 | ||||
Степень раскрытия вопроса 8 | ||||
Степень раскрытия вопроса 9 | ||||
Сплоченность команды | ||||
Качество презентации | ||||
Итого: Максимальное количество |
Литература для подготовки команд:
Группа 1. Россия
1. Государственные символы РФ (флаг, герб, гимн) в журнале «Костер».
http://www.kostyor.ru/history/symbols.html
2. Неофициальные символы РФ. Блог «Моя Россия».
http://aboutmyrussia.blogspot.com/2011/03/symbols-of-russia.html
3. Растимешина Т. Культурное наследие и подданническая политическая культура российского общества // Власть. 2012. №2.
http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2012/02/Rastimeshina.pdf
4. Седов Л.А. Традиционные черты российской политической культуры в их современном преломлении //Общественные науки и современность. 2006. №3. http://ecsocman.hse.ru/text/18781059/
5. Баталов Э. //Политическая культура России сквозь призму civic culture//
Pro et Contra. 2002. Том 7. № 3. http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/2002/3/ProEtContra_2002_3_01.pdf