Тема 1. Политология как объект изучения и наука о политике
Ростовский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
(г. Ростов-на-Дону)
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ПОЛИТОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов очной, очной на базе СПО форм обучения,
направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»
Ростов-на-Дону
Авторы-составители:
Денисова Г.С., доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплинРостовского филиала ФГБОУ ВПО РАП
Шурыгина Е.Г., кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала ФГБОУ ВПО РАП
Лютый В.П., кандидат философских наук, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин Российской академии правосудия
Рецензенты:
Котов С.В., доктор политических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций и технологий, декан факультета изобразительного искусства Педагогического института ФГАОУ ВПО ЮФУ
Семёнов А.В., кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РФ ФГБОУВПО РАП
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 - «Юриспруденция», квалификация – «бакалавр».
Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол № 10 от 17 мая 2012 года).
Утверждён Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия 19 июня 2012 г., протокол № 10.
© Ростовский филиал
Российской академии правосудия, 2012.
© Денисова Г.С., Шурыгина Е.Г., Лютый В.П., 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………….4
Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………6
Тематический план………………………………………………………………..7
Программа курса…………………………………………………………………….9
Планы аудиторных занятий…………………………………………………..24
Планы семинарских (практических) занятий (в том числе, в активной/интерактивной форме).…………………………………………………….24
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя…………………………………………………………………………………36
Примерная тематика контрольных заданий…………………………..44
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля………………………………………………………………………………………….46
Литература…………………………………………………………………………..66
Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………69
ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «Политология» является дисциплиной по выбору студента вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Введение этого вариативного компонента для подготовки юристов объясняется необходимостью осветить взаимосвязь института права и системы правоохранительных органов с политическими институтами.
Знание механизма организации политической системы, субъектов политического процесса и основных тенденций трансформации политических институтов необходимо для того, чтобы ориентироваться в процессе трансформации правовых институтов общества; увидеть, как политические изменения закрепляются в законодательной практике.
Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное системное представление о политике, политической организации и политической жизни общества, осуществить их теоретическую и практическую подготовку в сфере политической деятельности государства и политического участия, нацелить на применение положений изучаемой дисциплины в правовой сфере власти, политического и государственного управления.
Задачиосвоения дисциплины:
- освоить понятийный, категориальный аппарат политической науки, научиться применять его к анализу социальных, политических процессов;
- обеспечить целостное понимание истории, генезиса и движущих сил политических процессов, российской политической традиции: истоков, социокультурных оснований, исторической динамики;
- изучить организацию политики, политическую систему общества, формы и особенности ее построения и функционирования в Российской Федерации;
- быть ориентированными в духовной составляющей политики, ее компонентах, понимать политическую культуру во всех ее проявлениях, в том числе в современной России;
- исследовать деятельность государства, власти и других важнейших политических институтов, их роль в различных сферах жизнедеятельности;
- проанализировать соотношение и взаимодействие политики и права, выделить политические составляющие формирования и функционирования права и его властно-политического обеспечения;
- осуществить анализ политической составляющей гражданского общества, политических партий, системы политического участия, способов и форм политической активности;
- знать сущность и содержание основных политических процессов и политических отношений в них, давать политико-правовой анализ действий субъектов и участников;
- обеспечить понимание сути и особенностей политической модернизации, направленности политических изменений и их правового отражения;
- обеспечить понимание сущности политического управления и менеджмента, политических технологий, их правовых составляющих и эффективности;
- освоить способы и формы исследования внешней политики, системы международных отношений, сформировать понимание политической составляющей безопасности общества и ее обеспечения.
В результате успешного освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- объект, предмет и методы политической науки, функции политологии, принципы политических исследований;
- парадигмы, подходы и теории политики, ее идеологические, функциональные и институциональные составляющие;
- политическую сущность государства и гражданского общества, формы и способы их взаимодействия;
- механизм политического воздействия государства, управления и регулирования политических процессов и отношений;
- назначение, место и роль политических партий, партийных систем, избирательных процессов и политического участия;
- основные политические процессы и процесс модернизации, их протекание, отношения политических сил, политико-правовое обеспечение;
- конфликтные и неконфликтные формы взаимодействия участников политических изменений, способы регулирования политических конфликтов и управления процессами их развития и эффективного разрешения;
- национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации, основы их обеспечения во внешней политике и международных отношениях.
уметь:
- применять политические знания в гражданской и правовой деятельности;
- вырабатывать правовую оценку событиям и явлениям политической действительности;
- формулировать правовую составляющую политических решений.
владеть:
- навыками анализа явлений политической жизни и основами сравнительной политологии;
- навыками работы с политическими и партийными документами, для их использования при подготовки материалов для проведения бесед, докладов;
- способами и формами политико-правового анализа отношений и процессов политической сферы.
Работа со студентами-бакалаврами предусматривает аудиторную работу, которая включает в себя лекции, семинарские занятия, дискуссии, деловые игры. В учебном процессе используются интерактивные формы проведения занятий с использованием компьютера, презентационного оборудования: составление таблиц, презентаций, решение тестов, просмотр видеоматериалов. В ходе обучения предусмотрен текущий, промежуточный, рубежный контроль знаний студентов. Кроме того, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Завершается обучение сдачей зачета по всему курсу.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Политология» составляет 2 зачетные единицы (72 часа), распределенные следующим образом:
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов по формам обучения | |
очная | очная на базе СПО | |
Зачетные единицы - общая трудоемкость | 2 з.е. – 72 ч. | 2 з.е. – 72 ч. |
Аудиторные занятия с преподавателем | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Семинарские (практические) занятия | ||
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя и НИРС | ||
Форма итогового контроля | зачет | зачет |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов очной, очной на базе СПО форм обучения
№ п/п | Тема дисциплины | Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
лекции | семинары | с/р | ||
Модуль 1 Политология как наука: объект, предмет, история. | ||||
Тема 1. Политология как объект изучения и наука о политике. | ||||
Тема 2. Историография политической науки и политическая практика. | ||||
Тема 3. Политический анализ и политическое исследование. | ||||
Тема 3. Семинар - практикум. Политический анализ и политическое исследование. | ||||
Тема 4. Политика, политическая сфера, политическая жизнь общества. | ||||
Семинар. Политика, политическая жизнь общества. | ||||
Модуль 2. Политическая система, политический режим и политические институты. | ||||
Тема 5. Политическая система. Политические системы современности. | ||||
Тема 6. Политическая власть. Механизм и формы осуществления политической власти. | ||||
Семинар-активная форма. Деловая игра с элементами мозгового штурма. Власть и ресурсы власти. | ||||
Тема 7. Политические явления и процессы. | ||||
Тема 8. Политические отношения. Политические режимы. | ||||
Семинар с элементами дискуссии. Формируем Демократический режим в России: демократия для всех или полиархия. | ||||
Тема 9. Государство как политический институт. Современное государство. | ||||
Семинар-активная форма. Интерактивная дискуссия. Роль государства в нациестроительстве. | ||||
Модуль 3. Субъекты политики и политическое участие. | ||||
Тема 10. Лекция-диалог. Организация политического класса. Политическое сообщество, партии, элиты, группы интересов в политике. | ||||
Тема 11. Личность в политике. Партиципация, политическое участие, лидерство и воздействие. | ||||
Тема 12. Идеология и духовные составляющие политики. | ||||
Тема 13. Интерактивное занятие. Лекция-диалог. Политическая культура и политическая модернизация в России. | ||||
Семинар-активная форма. Международный симпозиум. Проблема формирования глобальной политической культуры. | ||||
Модуль 4. Политические технологии. Россия в современном мире. | ||||
Тема 14. Проблемная лекция.Политический менеджмент и политические решения. | ||||
Тема 15. Политические технологии. | ||||
Тема 16. Конфликт в политике и его разрешение. | ||||
Тема 17. Россия в современном мире. Международные отношения и внешняя политика. Интерактивное занятие. Семинар-конференция. Россия в мировом политическом процессе. | ||||
Всего по учебной дисциплине, часов: |
ПРОГРАММА КУРСА
Модуль I. Политология как наука: объект, предмет, история
ПЛАНЫ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Планы семинарских занятий
(в том числе, в активной/интерактивной форме)
Семинар 1.Практикум.Политический анализ и политическое исследование. 2ч.
Причины возникновения науки о политике, ее основы и сущность
Факторы, воздействующие на политические идеи: - общество и его организация; - политическая действительность; - политическая традиция и культура; - политические потребности; – внешние факторы. Их отражение в реальной политике и роль в ее исследованиях.
1. История и развитие политической мысли и политической науки:
- генезис политической науки, ее периодизация; - античные идеи о политике и их значение;
- средневековье и его воздействие на политическую жизнь и политическую теорию; - Возрождение и политика. Становление современной политической науки;
- Новое время и его роль в формировании мира политического и науки о политике; - эпоха классовых битв, социальных революций, войн и наука о политике;
- политическая наука и политическая практика в XX веке;
- современная характеристика и тенденции политологии.
2. Структура, содержание и уровни политологии.
3. Методы исследования в политической науке:дихотомии, диалектический, институциональный, cравнительный, эмпирические, метод сценариев, статистический и другие.
4. Политические технологии и политические исследования. Применение способов политического прогнозирования к развитию политических процессов в современной России.
Задание: во время семинара студенты составляют таблицу по теме №1.
Таблица 1
Литература
Основная
1. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2010.* Глава 1. С.5-28.
2. Политология: учеб. /А.Ю.Мельвиль и др. – М.: МГИМО, Проспект, 2010.* С.12-13, 19-56.
Литература
Основная
1. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2010.* С.29-60.
2. Политология: учеб. /А.Ю.Мельвиль и др. – М.: МГИМО, Проспект, 2010.* С.11-56.
Семинар 3. Активная форма. Власть и ресурсы власти. 2ч.
Форма занятия: деловая игра с элементами мозгового штурма.
Цель занятия:
1) формирование у обучающихся целостного представления об особенностях политической власти и многообразии ее ресурсов;
2) обеспечение диалогического взаимодействия в процессе обсуждения, отработка умения работать в команде;
3) отработка умения активизировать полученные знания для решения практических задач;
4) формирование способности критически оценивать результаты своей работы.
Вопросы:
1. Природа властных отношений. Субъект и объект власти. Ресурсы власти, их состав и классификация.
2. Виды власти. Особенности политической власти.
3. Легальность, легитимность и эффективность власти.
План проведения занятия:
1. Обсуждаются теоретические вопросы семинара – 20 мин.
2. Студенты делятся на 3 команды.
3. Из числа студентов определяются 3 критика.
4. Командам на карточках предлагаются исходные данные, которые представляют собой условия задачи. А также план выступления. Цель у всех команд одна - «Завоевать и удержать власть в:
- «в Античном полисе»
- «в Средневековом государстве»
- «в Современном государстве России или Америке»
5. Командам дается 15-20 мин. на решение поставленной задачи и составление выступления.
6. Команды по очереди выступают с вариантами решения задач. Время выступления – 10 мин. Критики внимательно слушают, задают вопросы, определяют соответствие условия задачи выбранным вариантам решения.
7. Критики представляют свое заключение, исходя из предложенной схемы.
8. Преподаватель подводит итоги занятия.
Ответ группы должен быть сформирован по следующему плану:
1. Краткое описание исходных условий.
2. Какие ресурсы будут задействованы и почему? Какой ресурс вы будете считать главным?
3. Какими методами группа будет добиваться власти?
4. И что предпримет группа, чтобы удержать власть?
Заключение критиков формируется по следующей схеме:
1. Адекватность выбранных ресурсов для заданного времени и места.
2. Адекватность и эффективность методов.
3. Насколько эффективна будет выбранная группой стратегия.
Литература
Основная
1. Политология: учеб./ А. Ю. Мельвиль [и др.] – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2010.* стр. 75-98.
2. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2010.*С.61-81.
Дополнительная
1. Розов Н.С.Специфика «русской власти», ее ментальные структуры, ритуальные практики и институты //ПОЛИС. 2011. №1.*
Семинар 4.Семинар с элементами дискуссии.Формируем Демократический режим в России: демократия для всех или полиархия
1. Демократический режим в странах мира. Волны демократизации.
2. Классические и современные модели демократии.
3. Характеристики основные принципы полиархии.
4. Дискуссия:Политический режим современной России.
Домашнее задание.
Составить конспект на тему: Исторические формы демократии и её современные модели, опираясь на материал главы 5 учебника Политология под ред. А. Ю. Мельвиля.
1.
Литература
Основная
1. Политология: учеб. /А.Ю.Мельвиль и др. – М.: МГИМО, Проспект, 2010. С.129-229*
2. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2010.*С.243-285.
Дополнительная
1. Гельман В.Я. Динамика субнационального авторитаризма (Россия в сравнительной перспективе) //ОНС. 2009. №3.*
5. Грачев Н. Суверенная демократия: социально-философский взгляд //Власть. 2011. №2. http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2011/02/Grachev.pdf
6. Дабагян Э. От авториторизма к плюралистической демократии //Свободная мысль. 2011. №5.*
7. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/dal/pol_pl.php
8. Маккиндер Х. Дж. Демократические идеалы и реальность. //Полис. 2011. №2*
9. Мельвиль А.Ю., Стукал Д.К. Условия демократии и пределы демократизации. Факторы режимных изменений в посткоммунистических странах: опыт сравнительного и многомерного статистического анализа. //Полис. 2011. №3.*
10. Нежданов Д. Проблемы и перспективы российской демократии: между метафорой рынка и формой общественнополитического устройства завтрашнего дня //Власть. 2011. №9.
http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2011/09/Nezhdanov.pdf
11. Ржешевский Г. Нестяжательство властей как синоним демократии //Свободная мысль. 2011. №5.*
Семинар 5. Активная форма. Роль государства в нациестроительстве. 4ч.
Форма занятия: интерактивная дискуссия по фильму «Последний урок».
Цель занятия: опираясь на выразительные средства художественного фильма визуализировать содержание и этнокультурные противоречия реализации в практике современного государства задачи нациестроительства.
План проведения занятия:
1. Вступительное слово модератора.
2. Просмотр фильма.
3. Обсуждение основных проблем, поднятых в фильме.
4. Выявление общих позиций участников дискуссии.
5. Формулировка заданий для домашнего эссе по фильму.
Роли участников дискуссии:
1. Модератор (ведущий) – как правило, преподаватель или куратор группы
- готовит вступительное слово;
- определяет очередность выступлений, предоставляет слово или, смотря по обстоятельствам, просить повременить с выступлением;
- помогает участникам (если это необходимо) яснее формулировать свои мысли;
- подводит итог выступлениям участников по каждому кругу обсуждаемых вопросов;
- вскрывает противоречия в словах выступающего (если тот противоречит сам себе);
- следя за выступлениями, он сталкивает противоречивые тезисы оппонентов, предлагает выяснить истину в открытом споре.
2. Студенты:
- формулируют свои позиции по проблемам, поднятым в фильме;
- сопоставляют функции администрации школы, школьных учителей и государственных структур в формировании общего культурного пространства.
Вопросы перед просмотром фильма:
Для того, чтобы группы продумали систему аргументов каждой из позиции, мы предлагаем при просмотре фильма обратить внимание и учесть комплекс вопросов:
1. В чем коллизия фильма «Последний урок»?
2. Почему дети иммигрантов не стремятся осваивать культуру той страны, в которую они приехали?
3. Какими художественными средствами в фильме показан культурный нигилизм подростков?
3. Однородны ли дети-иммигранты в своем нигилизме по отношению к культуре принимающей страны? Как это показано в фильме?
4. Носителями какой культурной традиции выступают дети-иммигранты?
5. В фильме показано противоречие между учителем и учениками-иммигрантами, учителями и административными органами власти города. В чем состоят эти противоречия?
6. Может ли быть достигнута культурная однородность в обществе с различными религиями и с разделением населения на различные этнокультурные сообщества?
7. Какую политику должны проводить государственные органы власти для формирования культурной однородности?
8. В чем причины трагедии, показанной в фильме?
После просмотра фильма аудитория делится на 2 подгруппы:
1) должна выстроить аргументы, защищающие позицию учителя;
2) принимает на себя функцию обвинителя и должна доказать вину именно учителя и нарушение им важнейших свобод личности.
Вопросы для дискуссии:
1. Как соотносится цель конкретного государства - трансляция посредством школы общекультурных ценностей страны - с утверждением общедемократических свобод и прав личности, которые также должно защищать государство?
2. Не противоречит ли культурная политика государства конституционно закрепленным демократическим правам и свободам личности?
3. Как совмещаются эти два принципа в реальной политике конкретного государства.
Темы для домашнего эссе:
1. Роль государства в формировании однородности поликультурного общества.
2. Проблема культурного нигилизма иммигрантов в Европе и в России.
3. Возможности и ограниченность школы в культурной интеграции иммигрантов.
Литература
Основная
1. Политология: учеб. /А.Ю.Мельвиль и др. – М.: МГИМО, Проспект, 2010. С.57-97*
Дополнительная
1. Иорданский В.Б. Противоречивая природа национализма// Полис, 2011, № 6.*
2. Мусихин Г.И. Идеология и культура// Полис, 2012, № 1.*
3. Ратленд П. Присутствие отсутствия: об этнической политике в России//Полис, 2011, № 2.*
4. Перегудов С.П. Национально-государственная идентичность и проблемы консолидации российского государства // Полис, 2011, № 3.*
5. Крестинина Е.С. Образ «другого» в структуре современной идентичности российского общества // Полис, 2011, № 4. с.117*
Семинар 6.Активная форма.Проблема формирования глобальной политической культуры. 2ч.
Форма занятия:международный симпозиум
Цель занятия:формирование у студентов целостного представления о политической культуре и ее компонентах; отработка умения работать в команде; создание профессионального контекста приобретения коммуникативных и исследовательских умений.
Техническое оснащение занятия: аудитория, кафедра для выступающих, презентационное оборудование для показа слайдов к докладам.
План проведения занятия:
1. Заранее, на предыдущем семинаре, студенты делятся на три группы по 7-8 человек. Оставшиеся студенты – жюри. Каждая группа занимается подготовкой анализа политической культуры выбранной страны (группы стран) по плану и оформляет отчет в виде презентации PowerPoint (от 13 до 30 слайдов).
2. На занятии студенты принимают участие в международном симпозиуме по проблеме формирования глобальной политической культуры. Делегации (группы студентов) из стран Европы, США и России и представляют политическую культуру своей страны с помощью презентации PowerPoint и предлагают решение проблемы глобальной мировой культуры.
3. Жюри оценивает выступление команд. Победившая команда получает высший балл.
План отчета-презентации:
1) Страна, ее краткая характеристика
2) Символика (флаг, герб, гимн и др., значение)
3) Тип политической культуры согласно классификации Г.Алмонда, С.Верба (патриархальная, подданническая, активистская).
4) Ценности, нормы, традиции, ритуалы.
5) Политические праздники.
6) Язык.
7) Политические мифы.
8) История, герои, искусство.
9) Проблема глобальной политической культуры, ее решение.
Анализируют возможностей политической культуры своей страны и формат решения глобальной мировой культуры (что может стать универсальным из их политической культуры и транслироваться на весь мир).
Оценка деятельности групп: компетентное жюри выставляет от 1 до 5 баллов по каждому критерию, заполняет таблицу и считает итоговый балл. Если возникают дополнительные вопросы, замечания, то их вносят в последнюю графу: примечания.
Критерий | Группа 1. Россия | Группа 2. Европа | Группа 3. США | Прим. |
Ораторское мастерство | ||||
Качество подготовки материала | ||||
Степень раскрытия вопроса 1 | ||||
Степень раскрытия вопроса 2 | ||||
Степень раскрытия вопроса 3 | ||||
Степень раскрытия вопроса 4 | ||||
Степень раскрытия вопроса 5 | ||||
Степень раскрытия вопросов 6,7 | ||||
Степень раскрытия вопроса 8 | ||||
Степень раскрытия вопроса 9 | ||||
Сплоченность команды | ||||
Качество презентации | ||||
Итого: Максимальное количество |
Литература для подготовки команд:
Группа 1. Россия
1. Государственные символы РФ (флаг, герб, гимн) в журнале «Костер».
http://www.kostyor.ru/history/symbols.html
2. Неофициальные символы РФ. Блог «Моя Россия».
http://aboutmyrussia.blogspot.com/2011/03/symbols-of-russia.html
3. Растимешина Т. Культурное наследие и подданническая политическая культура российского общества // Власть. 2012. №2.
http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2012/02/Rastimeshina.pdf
4. Седов Л.А. Традиционные черты российской политической культуры в их современном преломлении //Общественные науки и современность. 2006. №3. http://ecsocman.hse.ru/text/18781059/
5. Баталов Э. //Политическая культура России сквозь призму civic culture//
Pro et Contra. 2002. Том 7. № 3. http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/2002/3/ProEtContra_2002_3_01.pdf
Группа 3. США
1. Государственные символы по странам www.wikipedia.ru
2. ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА И СТАБИЛЬНОСТЬ ДЕМОКРАТИИ, Г. Алмонд, С. Верба (Публикуется (с сокращениями) 15-я, последняя глава работы известных американских политологов Габриэла А. Алмонда и Сиднея Вербы "Гражданская культура" (Gabriel A. Almond, Sidney Verba. The Civic culture. Political attitudes and democraty in five nations. Princeton (N.Y.), 1963) http://www.rus-lib.ru/book/27/69/69-4/122-134.html
3. Марина Власова// Партии в XIX веке как элемент политической культуры США. Портал «Северная Америка» http://america-xix.org.ru/library/vlasova/
4. Тамара Лиханова//Распространение политической культуры США как составная часть мировой политики и международныхных отношений //2011г. На портале «Мировой политический процессор» http://www.worldpolit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=123&Itemid=51
5. Культура Америки. Иллюстрированная мини-энциклопедия.
http://www.pdx.edu/sites/www.pdx.edu.russian-flagship/files/media_assets/pdfs/RUS413_American_culture_final_project.pdf
Семинар 7.Интерактивное занятие.Конференция.Россия в мировом политическом процессе. 2ч.
Форма занятия:конференция.
Цель занятия:формирование у студентов целостного представления о содержании и сущности международных отношений в XXI веке, о месте и роли России в мировом политическом процессе; отработка умения готовить устное выступление по политической проблеме.
Техническое оснащение занятия: аудитория, кафедра для выступающих, презентационное оборудование для показа слайдов к докладам.
План проведения занятия:
1. Заранее, на предыдущем семинаре, студенты по желанию выбирают тему для выступления на конференции, осуществляют самостоятельно и под контролем преподавателя поиск литературы и подготовку текста выступления.
2. На занятии студенты представляют свои доклады, а аудитория обсуждает заявленные в докладах проблемы. Регламент: выступление – 4-5 мин., обсуждение – 10-12 мин.
3. Преподаватель оценивает докладчиков и выступающих по пятибалльной системе.
Литература
Основная
1. Политология: учеб. /А.Ю.Мельвиль и др. – М.: МГИМО, Проспект, 2010. С.514-552.*
2. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2010.*С.310-331.
Дополнительная
1. «Русский журнал» // http://www.russ.ru
2. Беспалов С.В. Перспективы реализации геополитических интересов России на постсоветском пространстве. //ПОЛИС. 2011. №2.*
3. Гавров С. Модернизация России: постимперский транзит. // http://www.bibliotekar.ru/gavrov-3/3.htm
4. Журнал «Этнологическое обозрение» //http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/ 2009/1.htm
5. Ильин М.В. Кольцевая модель глобального геополитического пространства. //ПОЛИС. 2011. №2.*
6. Исаев Б.А. Геополитика классическая и геополитика современная. //ПОЛИС. 2011. №2.*
7. Козырев Г.И. "Враг" и "образ врага" в общественных и политических отношениях //Социс. 2008. №1.
8. Мельвиль А.Ю. Задержавшиеся и/или несостоявшиеся демократизации: почему и как? //ПОЛИС. 2010. №4.*
9. Мнацанакан М.О. Глобализация и национальное государство: 3 мифа// Социс. 2004. №5.
10. Научно-просветительский журнал «Скепсис» // http://scepsis.ru
11. Социокультурная традиция и модернизация российского общества // http://www.bibliotekar.ru/gavrov-1/index.htm
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Изучение политологии осуществляется на основе исследования истории политики, политической теории и политической культуры, мирового и отечественного опыта политики, политической жизни, политического прогнозирования. Общая теория политики формируется во взаимосвязи с философией, историей, экономикой, социологией, теорией и историей государства и права, менеджментом, социальной психологией и другими науками об обществе, социальных процессах, организации и социальном управлении.
Основными формами изучения учебной дисциплины и формирования профессиональных компетенций студентов очного отделения являются учебные занятия с преподавателем, в своей основе лекции и семинары, а также самостоятельная работа студентов.
Лекционный курс предусматривает классические формы лекций, а также интерактивные формы: лекцию-диалог по организации политического класса и политическому сообществу, проблемную лекцию по политическому менеджменту. Интерактивные формы лекций предполагают предварительное ознакомление студентов с проблематикой занятий, вопросами, вызывающими неодинаковые трактовку и восприятие. Обязательным для студентов является ведение конспектов лекций, составленных таким образом, чтобы впоследствии имелась возможность их доработки, как в ходе последующего самостоятельного изучения тем, так и в процессе подготовки к семинарам и практическим занятиям, а также в ходе их проведения.
Семинары и практические занятия имеют своей целью закрепление знаний, формирование первичных навыков и компетенций, а также определение всего круга проблем, связанных с изучаемым политическим явлением, его политологической интерпретацией и тенденциями. Кроме того, они нацелены на проблемное освещение достаточно узких вопросов, которые актуальны для политической жизни современной России. Часть семинаров проводится в классической форме, с рассмотрением всех или большинства вопросов, возможностью докладов и реферативных выступлений. По значимым или актуализированным политическим проблемам семинары проводятся в форме дискуссий, симпозиумов, практикумов и ролевой игры. Практикумы предполагают активное исследование реальных политических процессов и явлений с целью отработки методик их анализа средствами политической науки. Деловая игра с элементами мозгового штурма предполагает формирование у обучающихся целостного представления об особенностях политической власти и многообразии ее ресурсов. Семинар «Роль государства в нациестроительстве» проводится в форме дискуссии и предполагает рефлексию студентов по завершению дискуссии в форме письменного эссе. Предложенная форма направлена на глубокое осмысление проблемы, что достигается использованием комплекса средств, воздействующих на ее восприятие: просмотр кинофильма; групповой дискуссии, предполагающей столкновение различных точек зрения и мобилизации для аргументированной защиты одной из них; теоретических обобщений, направленных на использование сравнительного анализа ситуации во Франции и ситуации в России; индивидуальной рефлексии. Последний семинар предполагает использование формы конференции. Для этого студентам заранее предлагаются проблемные темы для докладов по одному из аспектов темы, рекомендуется минимальным список современной литературы. Проведение семинара ориентировано на активную роль преподавателя в качестве модератора дискуссии.
Самостоятельная работапо объему выделяемого времени