Политический строй России в начале XX в. 11 страница
6 мая 1921 г. было подписано торговое соглашение с Германией, которая пошла дальше Англии, признав представительство РСФСР в Германии и предоставив ему дипломатические права и привилегии.
Аналогичные соглашения вскоре были подписаны с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией. В них также содержались обязательства отказаться от враждебной взаимной пропаганды. Одновременно подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи, — Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.
Большое значение имело укрепление отношений молодого Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах решались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглашались принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке.
Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал установление протектората Советской России над Монголией и первый опыт «экспорта революции». Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ-Батора.
28 октября 1921 г. Правительство РСФСР выступило с нотой по поводу финансовых долгов царской России, в которой выражалась готовность РСФСР вступить в переговоры по этому вопросу и признать долги при условии прекращения враждебных действий в отношении Советской России и других республик. Для более подробного обсуждения данной проблемы предлагалось провести международную конференцию. Предложения правительства РСФСР обсудила конференция Верховного Совета Антанты, проходившая в 1922 г. Было решено созвать экономическую конференцию в Генуе и пригласить на нее Россию.
В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовали 29 государств: Россия, Англия, Франция, Германия и др. США участвовали в ней в качестве наблюдателя. Делегацию Советской России возглавлял Г. В. Чичерин.
Основной вопрос конференции — о национализированном имуществе иностранных капиталистов в России и о долгах царского и Временного правительства. Советское правительство предложило начать политику разоружения и поиск путей нормализации международных отношений, а также выдвинуло программу в области экономического сотрудничества.
Среди представителей капиталистических государств на конференции оформились две группировки:
1) англо-итальянская (готова была идти на некоторые уступки: частичный отказ от военных долгов прежних правительств, замена реституции собственности иностранцев на территории России компенсацией в форме долгосрочной аренды, концессии и т.п.);
2) франко-бельгийско-японская (заняла непримиримую позицию — выплата всех долгов, возвращение национализированного имущества и т.п.).
Лондонский меморандум экспертов предусматривал создание Комиссии русского долга (по образцу комиссий в колониально зависимых странах), которая имела бы возможность вмешиваться во внутренние дела Советского государства. Западные державы предъявили России совместные требования:
• компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд. руб. золотом);
• вернуть национализированную большевиками западную собственность, находящуюся на территории бывшей Российской империи;
• отменить монополию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам;
• прекратить революционную пропаганду в их странах.
Советское правительство выдвинуло свои условия:
• компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы Гражданской войны (39 млрд. руб.);
• принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны;
• обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе долгосрочных западных кредитов.
Однако с первых же дней переговоры зашли в тупик. Сумма, затребованная Чичериным в качестве возмещения ущерба, причиненного Советской России иностранной интервенцией во время Гражданской войны, превышала царские долги. Именно в этих условиях советские представители, прибывшие в Геную в надежде разорвать дипломатическую, экономическую и торговую блокаду страны, и германские, стремившиеся уменьшить размеры репараций, подписали 16 апреля 1922 г. Рапалльский договор. Этим соглашением обе стороны отказывались от взаимных претензий по вопросам о долгах, о возмещении ущерба и национализированном имуществе, предоставляли друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле и возобновляли дипломатические и консульские отношения. Подписав договор, Советская Россия и Германия, исключенные из мирового сообщества и притесняемые им, одновременно выходили из дипломатической изоляции; обе стороны отвергали Версальский договор, навязанный «империалистическими
бандитами» с целью «колонизации Германии» (термины, употреблявшиеся в Коминтерне). В результате подписания договора рейхсвер получал возможность разместить в Советской стране свои центры военной и учебной подготовки, получать или производить там при участии своих специалистов оружие, которое Германии запрещалось иметь по условиям Версальского договора. Это сотрудничество Советского государства с правыми милитаристскими силами Германии продлилось до 1933 г.
Россия продолжала добиваться признания на Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях.
Гаагская конференция (июль 1922 г.). Она явилась продолжением Генуэзской, но на ней присутствовали не полномочные представители стран-участниц, а только эксперты. Были приглашены все страны — участницы Генуэзской конференции, кроме Германии. Обсуждались те же вопросы, что и в Генуе. Из-за непримиримой позиции США, Франции и Бельгии конференция не привела к каким-либо практическим результатам.
Московская конференция (2-12 декабря 1922 г.). Участвовали: Россия, Польша, Финляндия, Латвия и Эстония. Советская делегация предложила план взаимного пропорционального сокращения сухопутных вооруженных сил, их уменьшения в течение 1,5—2 лет до 3/4 наличного состава (т.е. на 75%). Предлагалось также сократить военные расходы путем установления одинаковой для всех договаривающихся сторон бюджетной цифры расходов на одного военнослужащего; осуществить взаимную нейтрализацию пограничной зоны и распустить все нерегулярные военные формирования.
Делегации Польши, Финляндии, Латвии и Эстонии выдвинули проект договора о ненападении и арбитраже и согласились сократить вооруженные силы на 25%. Однако 11 декабря в декларации-ультиматуме эти государства выступили против пропорционального сокращения армий, и переговоры, таким образом, были сорваны.
Лозаннская конференция (20 ноября 1922-24 июля 1923 г.; 2-й этап начался 23 апреля 1923 г.). Участвовали: Англия, Франция, Италия (в качестве приглашающих держав), Япония, Греция, Румыния, Югославия, Турция. От США присутствовал наблюдатель. К обсуждению отдельных вопросов были привлечены: Советская Россия (вопрос о черноморских проливах), Болгария, Албания, Бельгия, Голландия, Испания, Португалия, Норвегия и Швеция.
Советскую делегацию возглавлял Г. В. Чичерин. Программа советской делегации (отражена в выступлении 19 декабря 1922 г.):
• удовлетворение национальных стремлений Турции;
• закрытие проливов для всех военных кораблей в мирное и военное время;
• полная свобода торгового мореплавания.
В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъявила советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.
С 1924 г. начинается период международного признания СССР. Первой официально признала Советское государство Англия. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией и другими странами мира. Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами: 1) изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил); 2) широким общественным движением в поддержку СССР; 3) экономическими интересами капиталистических государств. В 1924-1925 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х гг.
Особенностями вхождения Советской страны в мировое сообщество было то, что этот процесс происходил, во-первых, на условиях Советского государства, которое отказалось платить долги царского правительства, и, во-вторых, Советское государство продолжало стремиться к роли мирового центра революционного движения. Вытекавшая из этого двойственность советской внешней политики означала настоящий переворот в нормах и правилах международных отношений.
Как следовало мировому сообществу оценивать внешнюю политику страны, установившей дипломатические и торговые отношения с другими государствами и в то же самое время контролировавшей через Коминтерн деятельность национальных компартий, провозгласивших своей конечной целью дестабилизацию и ниспровержение существующих правительств? Конечно, советская дипломатия отрицала эту вторую сторону своей политики, утверждая, что Коминтерн представляет собой международную организацию «частного характера», деятельность которой никоим образом не зависит от советского правительства, однако эта двойственность существовала и ставила советское правительство перед лицом неразрешимой дилеммы. С одной стороны, Советская страна более, чем любая другая великая держава, нуждалась в международном мире и стабильности, необходимых для восстановления разрушенной семью годами войны и революций экономики и стабилизации своей политической системы.
Но в то же время любая стабилизация на международной арене уменьшала шансы мировой революции на успех и отнимала у Советского государства возможность играть на межимпериалистических противоречиях. На протяжении 20-х гг. такие выдающиеся большевистские теоретики, как Троцкий и Бухарин, постоянно обсуждали возможность обострения отношений между Францией и Великобританией и даже Великобританией и США на почве их стремления к мировому господству. Такие конфликты, по их мнению, были бы только на благо Советскому государству и международному коммунистическому движению. В конце 20-х гг. Сталин дал развернутое определение целей и содержания советской внешней политики, исходя из неизбежности в будущем глубокого кризиса капитализма, который привел бы к обострению «межимпериалистических противоречий» и возникновению революционной ситуации.
Дуализм внешней политики Советского государства, обусловленный существованием в ней двух приоритетов — государственных интересов страны и интересов мирового революционного движения, — привел после смерти Ленина к острой дискуссии между Сталиным, сторонником теории «построения социализма в одном лагере», и теоретиком всемирной «перманентной революции» Троцким. Позиции этих лидеров были куда более сложными и утонченными, чем их обычно изображают. Первоначально незначительные расхождения во взглядах на отношение интересов Советского государства как такового и интересов различных коммунистических течений за границей усиливались по мере того, как все более ожесточенной становилась политическая борьба этих лидеров между собой, чтобы в конечном счете предстать антагонистическими и взаимоисключающими концепциями. В то же время блестяще организованная кампания по дезинформации позволила Сталину убедить большинство членов партии в том, что Троцкий не верит в возможность построения социализма в одной стране.
В действительности же Троцкий (особенно если судить по его докладу в марте 1926 г., посвященному политике, которую следовало проводить в Китае), ратовал за проведение очень осмотрительной внешней политики, преследующей прежде всего государственные интересы СССР пусть даже в ущерб революционным силам, в данном случае в Китае.
Во второй половине 20-х гг. официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с декларацией о необходимости полного разоружения, в 1928 г. — с проектом конвенции о сокращении вооружений. Несмотря на то что Запад отверг эти предложения, СССР присоединился к пакту Бриана-Келлога 1928 г., содержавшего призыв к отказу от войны как средству решения межгосударственных споров.
Попытки всех сторон в 20-е гг. обеспечить мир в Европе имели во многом пропагандистский характер и были обречены на провал из-за складывающейся международной ситуации.
Проведение официальной внешнеполитической линии советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли британские власти. Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Поддержка прокоммунистических сил (Maо Цзэдуна) в их борьбе против гоминьдановского правительства привела к разрыву советско-китайских отношений. Летом-осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии (в районе КВЖД) произошел вооруженный конфликт между советскими войсками и армией Чан Кайши. Отношения СССР с Китаем был восстановлены в начале 30-х гг. под влиянием агрессии Японии на Дальнем Востоке.
Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х гг. с ними были заключены новые соглашения политического и экономического характера.
В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна, во многом определивший основные направления внешней политики Советского правительства. Он констатировал усиление напряженности в международных отношениях и объявил социал-демократов Европы своим главным политическим противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и на борьбу с ними. Эти выводы были ошибочными. Фактически они привели к самоизоляции международного коммунистического движения и способствовали приходу в ряде стран правоэкстремистских (фашистских) сил.
В 1929-1930 гг. Коминтерн, где ведущие позиции занимали политические деятели с идеями, зачастую отличными от сталинских (Бухарин, Зиновьев, Ра- дек, Сокольников), надежно взяли в свои руки такие убежденные сталинисты, как Мануильский и Молотов. Чистка Коминтерна, проходившая во второй половине 30-х гг., сопровождалась утверждением все более откровенной националистической идеологии, окончательно занявшей место провозглашавшихся ранее принципов интернационализма и стремления «раздуть пожар» мировой революции.
Столь же радикально в 1929-1930 гг. был обновлен аппарат Наркомата иностранных дел. Г. В. Чичерин был заменен на посту наркомом М. М. Литвиновым, который руководил советской дипломатией до мая 1939 г.
Таким образом, в 20-е гг. советская страна путем сложнейших усилий нормализовала свои международные отношения, постепенно входя в мировое сообщество.
Участие СССР в политических блоках 30-х гг. и его результаты. В конце 20-начале 30-х гг. расширение советской дипломатической деятельности происходило в условиях, когда Советский Союз продолжал играть на реально существующих противоречиях между великими державами, всеми способами стремясь избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна переживала период глубочайших экономических и социальных потрясений и была ими на какое-то время ослаблена. Поэтому одновременно с преимущественным развитием отношений с Германией советская дипломатия направила свои усилия на расширение отношений с другими государствами, надеясь на увеличение торгового обмена с ними, необходимого для выполнения планов экономического строительства и обеспечения безопасности страны.
9 февраля 1929 г. СССР расширил сферу действия пакта Бриана-Келлога о всеобщем отказе от войны, к которому он присоединился несколькими месяцами раньше. Подписано соглашение, известное как «Протокол Литвинова», с Латвией, Эстонией, Польшей, Румынией, а немного позже с Литвой, Турцией и Персией, предусматривавшее отказ от применения силы в урегулировании территориальных споров между этими государствами и СССР. В октябре 1929 г. восстановлены отношения с Великобританией, где пост премьер-министра вновь занял Макдональд.
Начиная с 1931 г. советская дипломатическая деятельность стала еще более активной. Внутренние проблемы побуждали Советский Союз уделять больше внимания упрочению своего внешнеполитического положения. В то же время и пережившие экономический кризис индустриальные страны проявляли все больший интерес к улучшению своих отношений с Советским Союзом, который рассматривался ими как огромный потенциальный рынок. Наконец, рост правого экстремизма и национализма в Германии побуждали страны, подписавшие Версальский мирный договор и заинтересованные в сохранении послевоенного статус-кво, развивать дипломатические отношения с Советским Союзом. Начатые в 1931 г. рядом стран переговоры шли, однако, с большим трудом. Тем не менее уже в 1932 г. СССР подписал серию пактов о ненападении с Финляндией (21 января), с Латвией (5 февраля), с Эстонией (4 мая), с Польшей (25 июля).
В начале 30-х гг. происходит изменение международной обстановки. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).
Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй — на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.
С учетом этих факторов в 1933 г. советское правительство определило новые задачи внешней политики:
• отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер;
• признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»);
• борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.
В первой половине 30-х гг. СССР добился дальнейшего укрепления своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США признали Советский Союз, и между двумя странами были установлены дипломатические отношения. Нормализация политических отношений между США и СССР благоприятно сказалась на их торгово-экономических связях. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе.
Во второй половине 1933 г. советские руководители вынуждены были отказаться от принятой в 1919-1920 гг. аксиомы советской внешней политики, в соответствии с которой всякое усиление международной напряженности было только на пользу СССР. Приход к власти Гитлера в 1933 г. и последовавшая за этим победа нацизма в этой стране разрушили ту основу, на которой строилась вся система безопасности, возведенная Советским Союзом с таким трудом. Россия была не единственной страной, застигнутой врасплох разрушением демократии в Германии. В некоторых консервативных кругах Франции и Великобритании были распространены надежды на то, что агрессивность Гитлера когда-нибудь сможет быть направлена на Восток, против Советского Союза.
Советские руководители внимательно следили за ходом развития событий в Германии, не проявляя особого беспокойства до тех пор, пока Гитлер не укрепил свои позиции в результате чистки 1934 г. Ухудшение советско-германских отношений в течение лета 1933 г. стало первым признаком изменения внешнеполитической ситуации. На прошедшем в январе 1934 г. XVII съезде ВКП(б) Бухарин посвятил большую часть своего выступления разъяснению того, что идеология германского фашизма, этого «звериного лица классового врага», изложенная Гитлером в его книге «Майн кампф», чрезвычайна опасна, что гитлеровская идея захватить «жизненное пространство на Востоке» означает открытый призыв к уничтожению Советского Союза. В отличие от Бухарина Сталин продемонстрировал достаточно спокойное отношение к приходу Гитлера к власти. Он подчеркнул, что, поскольку в Германии еще отнюдь не победила новая политическая линия, «напоминающая в основном политику бывшего германского кайзера», у СССР нет никаких оснований коренным образом изменять отношения с Германией. «Конечно, — заявил Сталин, — мы далеки от того, чтобы восторгаться фашистским режимом в Германии. Но дело здесь не в фашизме, хотя бы потому, что фашизм в Италии не помешал СССР установить наилучшие отношения с этой страной».
Заключение в 1934 г. договора о ненападении между Германией и Польшей заставило по-иному взглянуть на нацистскую Германию. Стало очевидно, что от сближения Гитлера, никогда не скрывавшего своих намерений попытаться захватить Украину, и Пилсудского, который уже попытался это сделать и мог в любой момент повторить такого рода попытку, ничего хорошего ждать не приходится. За год до заключения договора с Польшей Германия вышла из Лиги Наций. Начиналась милитаризация Германии:
• 16 марта 1935 г. подписан декрет о введении всеобщей воинской повинности в Германии;
• 7 марта 1936 г. Германия заявила об отказе от Локарнских соглашений и ввела войска в демилитаризованную Рейнскую зону (вплотную к границам Франции);
• сентябрь 1936 г. — в Германии введен «четырехлетний план», главная цель которого — перевод всей экономики на военные рельсы.
В 1936—1937 гг. происходит создание Антикоминтерновского пакта (Германия, Япония, Италия). В этой связи чрезвычайно актуально выглядели по-
пытки СССР создать систему коллективной безопасности: 2 мая 1935 г. — договор о взаимопомощи между Францией и СССР (на 5 лет). Чуть позже был подписан аналогичный договор между СССР и Чехословакией.
Отрицательные стороны подписанных договоров:
1. не предусмотрен механизм действия обязательств о взаимопомощи;
2. не заключена военная конвенция о формах, условиях и размерах военной помощи;
3. в советско-чехословацком договоре оказание помощи со стороны СССР ставилось в зависимость от оказания помощи со стороны Франции.
Гражданская война в Испании сильно осложнила политическую игру советской дипломатии. Вначале Советский Союз какое-то время пытался ограничить свое участие в испанских событиях. Как и другие великие державы, в августе 1936 г. он объявил о политике невмешательства, на которой особенно настаивали Франция и Великобритания. Лишь в октябре СССР открыто заявил о своей поддержке Испанской республики. В обмен на золото Советский Союз предоставил республиканскому правительству военную технику (качество которой зачастую было неудовлетворительным, а количество не достигало и десятой части германской помощи войскам генерала Франко). Кроме техники, Советский Союз направил в Испанию три тысячи «советников» (среди которых были не только военные специалисты, но и политработники и представители органов госбезопасности). Военная помощь республиканской армии представляла собой лишь один из аспектов советского вмешательства. Вторым и преобладающим аспектом была борьба против инакомыслящих в среде левых сил.
Генералу Франко в свою очередь оказывали широкую политическую и военную поддержку Германия и Италия. Франция и Англия придерживались нейтралитета (туже позицию разделяли и США). Гражданская война в Испании закончилась в 1939 г. победой франкистов.
Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гитлеровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиацию и танки. Однако правительство Бенеша от помощи отказалось и выполнило требование Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в основном немцами.
Во второй половине 30-х гг. наблюдался провал политики Советского Союза по оформлению системы коллективной безопасности в Европе. Московские процессы, чистка в рядах Красной Армии показали, что Советский Союз переживает серьезный внутренний кризис, который на какое-то время лишает его возможности играть решающую роль на международной арене. 17 марта 1938 г. советское правительство предложило созвать международную конференцию для рассмотрения «практических мер против развития агрессии и опасности новой мировой бойни». Это предложение было отверг-
нуто Лондоном как «усиливающее тенденцию к образованию блоков и подрывающее перспективы установления мира в Европе». Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на Восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехословакии.
В середине 30-х гг. осложняется положение СССР на Дальнем Востоке. К 1938 г. значительные силы японцев сконцентрировались в Маньчжурии, их секретные агенты активно действовали в Монголии, Синьцзяне и в самом Советском Союзе. Японцы несколько раз пытались проверить мощь российской обороны, провоцируя на разных участках границы вооруженные столкновения, но на полномасштабные военные акции не решались. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г. К. Жукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол. 15 сентября 1939 г. было заключено перемирие. Перед лицом угрозы капиталистического окружения Советский Союз принял решение о дальнейшем сближении с Германией, не отказываясь при этом от переговоров с западными демократиями.
Таким образом, в конце 20-начале 30-х гг. дипломатическая активность Советской России была направлена на раскол враждебных ей коалиций и утверждение своего внешнеполитического статуса. В 30-е гг. СССР стал балансировать в политической борьбе между Германией и западными державами, выбирая подходящий блок.
Международное положение СССР накануне Второй мировой войны. Советско-германский пакт и его последствия. В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Советским Союзом. Однако западные государства не верили в потенциальную возможность СССР противостоять фашистской агрессии. Поэтому переговоры ими всячески затягивались. Кроме того, Польша категорически отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с Германией с целью достижения договоренности по широкому кругу политических проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене).
17 апреля 1939 г. СССР предложил Великобритании и Франции заключить трехстороннее соглашение, военные гарантии которого распространялись бы на всю Восточную Европу от Румынии до Прибалтийских государств. В тот же день советский посол в Берлине поставил в известность фон Вайцзекера, статс-секретаря германского министерства иностранных дел, о желании советского правительства установить самые хорошие отношения с Германией, невзирая на обоюдные идеологические расхождения.
Спустя две недели был смещен М. М. Литвинов, возглавлявший НКИД СССР и приложивший немало усилий для обеспечения коллективной безопас-
ности, его пост был передан В. М. Молотову. Произошло изменение курса советской внешней политики в сторону улучшения советско-германских отношений. В мае германскому послу в Москве Шуленбургу было поручено заняться подготовкой переговоров с Советским Союзом в связи с решением Германии оккупировать Польшу. Советская дипломатия одновременно продолжала вести переговоры с Францией и Великобританией. У каждого из участников переговоров были свои скрытые цели: западные страны, стремясь прежде всего воспрепятствовать советско-германскому сближению, затягивали переговоры и старались в то же время выяснить намерения Германии. Для СССР главным было добиться гарантий того, что Прибалтийские государства не окажутся так или иначе в руках Германии, и получить возможность в случае войны с ней перебрасывать свои войска через территорию Польши и Румынии (поскольку СССР и Германия не имели общей границы). Однако Франция и Великобритания уклонялись от решения этого вопроса.
Видя, что переговоры зашли в тупик, англичане и французы согласились на обсуждение военных аспектов соглашения с СССР. Однако отправленные 5 августа морем представители Англии (адмирал Драке) и Франции (генерал Думенк) прибыли в Москву только 11 августа. Советская сторона, представленная наркомом обороны К. Е. Ворошиловым и начальником генштаба Б. М. Шапошниковым, была недовольна тем, что их партнерами оказались чиновники низкого ранга, имевшие (особенно англичане) незначительные полномочия. Это исключало возможность переговоров по таким важным вопросам, как проход советских войск через территории Польши, Румынии и прибалтийских стран или обязательства сторон по конкретному количеству военной техники и личного состава, подлежащему мобилизации в случае немецкой агрессии.