Тема: предмет и назначение политологии
Кафедра 602
Тема: предмет и назначение политологии
1. история развития политической науки
2. объект, предмет, функции и методы политологии
3. политика как предмет политологии
4. подходы в понимании политики
История развития политической науки
Политология – наука о политике и ее закономерностях
Этапы развития политологии.
1) 2,5 тыс лет назад – 16в.
-религиозно-мифологическая форма
-политика трактовалась в русле философии
-отдельные систематизированные учении (др. Восток, др греция, др рим) – сер 1 тыс
-13в – в европейских университетах новая дисциплина – политическое искусство (ars politica), политическая наука (scienta politica)
2)16в – н 20в
-политика – сфера человеческой деятельности (Бодиен, Альтузий и др)
-н 17в – кафедры политической науки в Нидерландии, Швеции, Гемании
-к 19 – н 20вв – появление политических теорий (Г. Моска, В. Парето, М. Вебер и др)
-1903г – американская ассоциация политических наук
3)н чт 20в – до наших дней
-становление политологии в качестве самостоятельной учебной дисциплины
-1948г – регламентация направлений развития политологии (комиссия ООН)
-1949г – международная ассоциация политических наук
Гарольд Лассуэлл (1902 – 1978) ввел термин «политические науки» (1951г)
Политология:
1.академическая наука – исследует историю политической мысли, изучает полит теорию и практику, проводит исследования, прогнозирует и дает рекомендации политикам. (в РБ – 1990г – ассоциация политических наук)
2.учебная дисциплина – формирует мировоззрение и политическую культуру граждан, координирует политическое поведении (в РБ – 1991г – кафедра политологии БГУ)
Тема: «политическая власть»
1.понятие, основные признаки, свойства и функции политической власти
2.структура и типы политической власти
3.легитимность и легальность власти
дополнения:
элементы политики:
1.форма – polity – политическое устройство государства и общества в целом. Условно совпадает с понятие «политическая система». Подсистемы: система правления, система представительства интересов (партийная, избирательная системы и система групп интересов). Политическое устройство является формой организации политики. Это своеобразные институциональные рамки политического поведения
2.содержанеие – policy = политический курс, т е политические цели, стратегии, концепции, интересы, проблемы, которые необходимо решать, и способы их решения (например: политика в области образования. Здравоохранения внутренняя и внешняя политика). Воплощением являются политические программы
3.процесс – polities= процесс борьбы между различными курсами за то, чтобы один из них стал государственным
Критерии политики
1.общественные проблемы
2.разные подходы к ее пониманию и способы решения
3.за этими подходами должны быть разные интересы
4.требование единого правила, единой курса движения в решении проблемы
Границы политического вмешательства:
1.конституционные права и свободы человека (в том числе и частная жизнь).
2.право на собственность
3.должная останавливаться перед границами рыночной экономики, нарушение которых может подорвать фундаментальные основы общества. в автократии границы между частной и публичной жизнью являются случайными, непостоянными, поскольку они меняются властвующей группой в зависимости от политической целесообразности
Тема: политическая система
Понятие политической системы
Системных подход к анализу политики
Структура и типы политической системы
Политическая система РБ
Понятие политической системы
Политическая система – совокупность политической организации институтов, идей, взглядов, представлений, норм, традиций и других элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее
Особенности политической системы:
-охватывает своим влиянием все общество
-через нее осуществляется власть, принимается решение, обязательное для всех
-обладает относительной самостоятельностью
-претендует на контроль над применением физического и иного принуждения
-мобилизует ресурсы для достижения целей, которые стоят перед обществом
Политическая система РБ
Дополнение
социальная система – система взаимодействия людей
первым обратился к анализу социальных систем был Толкотт Парсонс. Общество по Парсонсу делится на 4 подсистемы, которые являются выражением 4 функций общества:
Все социальные системы делятся на искусственные и естественные. Искусственные являются продуктом человеческого разума, реализацией заранее продуманного проекта; создаются сверху, являются централизованными и принудительными, трудно поддаются коррекции и самонастройки. Естественные системы возникают спонтанно, произвольно, во многом бессознательно, снизу; децентрализованные, добровольные и более адаптивные, способны к самонастройке и саморегулированию.
Политическая система – целостная совокупность политических институтов, социальных групп и индивидов, взаимодействующих на основе доминирующей политической культуры в целях формирования и воплощения в жизнь определенного политического курса общества или составляющих его групп.
4 подхода понимания политической системы:
1.институциональный: полит система – совокупность политических институтов
2.ролевой: совокупность политических ролей
3.субъектный: обращает внимание не на безликие институты, роли, а на живых субъектов политики, например, активные и пассивные избиратели (по степени активности). Полит система – совокупность взаимодействий субъектов в политике
4.деятельностный: обращает внимание на принятие решений. Полит система- механизм принятия политических решений
Структура и функции полит системы:
Все функции можно разделить на функции процесса, политического курса и самой системы.
Переписать
Системные функции проявляются во всех стадиях политического процесса и курса:
10.политическая социализация –
11.политическое рекрутирование – отбор людей на те или иные политические роли
12.политическая коммуникация – обмен информацией между всеми субъектами
Функции политической системы беларуси 80-91г
Структура/ функции | Соц институты | Группы интересов | Независимые партии | компартия | СМИ | парламент | бюрократия | 1йПредседатель ЦК КПБ |
Полит социализация | ||||||||
Рекрутирование | ||||||||
коммуникации | ||||||||
артикуляция | ||||||||
агрегация | ||||||||
Определение курса | ||||||||
Осуществление курса | ||||||||
Контроль над курсом |
После 96г.
Структура/ функции | Соц институты | Группы интересов | Независимые партии | КПБ | СМИ | парламент | бюрократия | президент |
Полит социализация | ||||||||
Рекрутирование | ||||||||
коммуникации | ||||||||
артикуляция | ||||||||
агрегация | ||||||||
Определение курса | ||||||||
Осуществление курса | ||||||||
Контроль над курсом |
Дописат
Гражданская полит система: уровень полит институционализации выше, чем уровень политического участия . Для таких систем характерно: 1.высокий авторитет действующих институтов, 2.легитимность процедур, 3. согласие с правилами разрешения конфликтов, 4.ценностный консенсус
Недоговороспособность приводит к тому, что армия также политизируется и нередко становится в главного субъекта в политике. Поэтому такие системы называются преторианскими (высока вероятность насилия и военных переворотов). Преторианцы – название происходит от названия римской императорской гвардии, которая в истории Рима была участником и организатором гос. переворотов. преторианские системы:
1)Все феодальные государства были олигархическими (традиционная) политсистемами.
2) радикальная (переходная)
3)современная (массовая) (Россия 1917, германия к20х, Испания 3, современная Сомали, Афганистан, Аргентина
Гражданские политсистемы:
1)традиционная – органическая (без оппозиции)
2)(переходная) либеральная (Чили, Украина, Беларусь нач90х)
3)(современная) активистская (США, Германия, СССР, Китай)
Тема6 : политические режимы
1. понятие и типы полит режима
2. тоталитаризм
3. авторитаризм
4. демократический полит режим
1)
Полит режим – способ управления обществом, который соединяет в себе модели выборов, голосования и принятия решений со способами участия граждан в политике; совокупность средств осуществления власти; совокупность способов взаимодействия институтов политической системы
Параметры на основе которых определяются политические режимы:
1.организация власти . критерий – степень ограничения концентрации власти
2.оформление интересов. Критерий – степень экономического, социального и политического плюрализма
3.организация поддержки. Критерий – 1)роль политической идеологии; 2)модели политической мобилизации
4.организация прав человека.
В
Критерии классификации полит режимов:
-роль и функции главы государства в системе полит руководства
-способ и порядок формирования представленных органов власти
-положение, влияние и условия деятельности политических партий
-правовой статус личности
-наличие объективных источников информации, гласности
Типы полит режимов
По Хуану Линцу (ред. 1926) на основе 4х критериев:
1.полит мобилизация
2.плюрализм
3.идеологизаци
4.конституционность
Типы полит режимов:
-демократический
-авторитарный
-тоталитарный
-посттоталитарный
-султанический
2)
Тоталитаризм (от лат. Totalis – целый) – полит режим, при котором осуществляется тотальный контроль государства над обществом и каждым его человеком
Хана Арендт (1906-1975)
Условия возникновения тоталитаризма:
-наличие большого числа нейтральных, социально-пассивных, равнодушных людей
-особое психологическое состояние
-доминирование чувства страха
-замыкание на личности вождя
Карл Поплер (1902-1994)
Истоки тоталитаризма – труда Гегеля и Маркса. Они являются лжепророками, которые предопределили развитие человечества в неправильном направлении
Основными признаками тоталитарного режима (К. Фридрих и З. Бжезинский):
-наличие официальной тотальной идеологии
-государство одной партии
-доминирование лидерства харизматического типа
-осуществление идеологической пропаганды
-монополия государства на СМИ
-тотальный полицейский контроль
-отсутствие правовой государственности и гражданского общества
-контроль над экономикой
Разновидности тоталитаризма:
1.тоталитаризм с левыми уклоном:
-режим Ленина и Сталина в СССР
-ражим Мао Цзедуна в Китае
-режим Пол Пота в Камбодже
2.тоталитаризм с правым уклоном:
-режим Муссолини в Италии
-режим Гитлера в Германии
-режим Франко в Италии
3)
Авторитаризм (лат auctoritas - власть) – власть, не признающая свободы. (Дж.. Сартори род1924). Авторитарный режим – государственно-политический устройство общества, в котором власть осуществляется конкретным лицом или группой лиц при минимальном участии народа
Основные черты авторитаризма:
-ограниченный плюрализм
-командно-административные методы управления
-централизация власти
-отсутствие четкой идеологии
-отказ от полного тотального контроля
-права и свободы нарушаются
-наличие единственной партии
-роль лидера высока
Типы авторитарного режима:
-военно-бюрократический (правление Пиночета в Чили)
-корпоративный (правление Салазара в Португалии)
-дототалитарный (Германия в 20х – нач 30х гг 20в)
-постколониальный (правление Патриса Лумумба в Конго)
-расовая демократии (ЮАР)
Посттоталитарный режим приходит на смену тоталитарному, после смерти харизматического лидера (режим Хрущева в СССР)
Султанический режим – одна их форм наследственно-родового господства, для которой характерна неограниченная власть правления (режим Бокасса)
4)
Демократический режим – форма организации жизни общества, которая характеризуется свободным и конкурентным выбором населения определенного варианта социального развития
Основные принципы демократии:
-суверенитет народа
-полит равноправие граждан
-преимущество большинства при уважения прав меньшинства
-выборность и сменяемость органов власти
-политический плюрализм
-разделение властей
-Независимость суда
-правовое государство и гражданское общество
Модели демократии
1.классическая либеральная:
(США)Демократия – механизм, обеспечивающий защиту граждан от произвола, властей и беззаконных действий людей (Т. Гоббс, Дж. Мэдисон)
2.индивидуалистическая:
Главное – автономия личности, ее первичность по отношению к обществу и государству; невмешательство государства в различные сферы жизни общества
3.плюралистическая:
(Германия, Франция) творцом политики является социальные группы; только с помощью группы личность может выразить и защитить свои интересы
(А. Бентли, Г. Трулин)
4.партиципаторная
(Австрия)предполагает обязательное исполнение гражданами функций по управлению делами общества и государства (К. Пейтман)
5.элитарная
(Великобритания) демократия – институциональное мероприятие, которое обеспечивает соревнование элит за поддержку и голоса избирателей (Й. Шумпетер)
6.плебисциртарная:
(РБ)представительство интересов граждан связано с их вытеснением из политики и установлением контроля над властью со стороны бюрократии либо лидера (М. Вебер)
Полиархия:
-правление большинства при уважении прав меньшинства
-представительный характер власти
-выборность властей
-легитимация власти
-политическое и правовое равенство
-плюрализм и свобода политической деятельности
Тема 8: органы власти в РБ
1. основы государственно-институционального строя РБ
2. Президент, Парламент, Правительство РБ
3. местное самоуправление и управление
4. бюрократия и бюрократизм
1)
Конституционный строй – государственный и общественный порядок, который определен Конституцией, как основным законом страны
Признаки конституционного строя:
-подчинение государства праву
-признание и гарантированность прав и свобод человека
-разделение властей
-многообразие форм собственности
-политический плюрализм
-наличие гражданского общества
Основы конституционного строя РБ:
1.РБ – унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст1)
2.государственный суверенитет – право РБ обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст2)
3.народный суверенитет – право белорусского народа осуществлять свою власть самостоятельно, быть единственным источником государственной власти (ст3)
4.государство ответственно за развитие демократии, которая осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений (ст4)
5.государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов (ст14)
6.селовека, его права, свободы и гарантии, их реализации являются высшей ценностью и целью белорусского общества и государства (ст2).
2)
1994г – введение института президентства в Беларуси
1996г – внесение изменений и дополнений в Конституции РБ – расширение полномочий президента
Функции президентской власти:
-гарантийная
-арбитражно-интегративная
-контрольная
Президент РБ:
1.назначает референдумы, выборы в Парламент и местные Советы
2.распускает палаты Национального собрания
3.назначение Премьер-министра
Парламент.
Национальное собрание РБ – высший представительный и законодательный орган власти
Палата представителей:
-рассматривает проекты законодательства
-назначает выборы президента
-дает согласие президенту на назначение Премьер-министра
-выдвигает обвинения против президента
Совет республики:
-дает согласие на назначение президентом председателя и судей 3х высших судов, председателя ЦИК, Генпрокурора, председателя Нац банка
-избирает 6 судей Конституционного суда
Правительство – совет Министров РБ – центральный орган государственного управления, высший орган исполнительной власти
Правительство:
-разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики страны
-разрабатывает проект республиканского бюджета и отчитываемости о его выполнении перед Парламентом
-обеспечивает исполнение Конституции и законов
-принимает меры по обеспечению прав свобод граждан
Система судов:
-Конституционный Суд
-Верховный Суд
-Высший Хозяйственный Суд
3)
Органы местного управления и самоуправления:
-исполнительные комитеты
-местные Советы депутатов
-органы территориального местного самоуправления
-местные референдумы
-собрание граждан
4)
Бюрократия – рационально организованная служба управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в соответствие с законами, инструкциями и другими правилами – особы слой чиновников-управленцев
Основные подходы к исследованию бюрократии:
1)концепция рациаональной бюрократии М. Вебера – В. Вальсона
-иерархичность
-бюрократы лично свободны, исполняют свои обязанности на контрактной основе, их функции четко определены
-главный критерий отбора – квалификация
-единственный источник доходов – зарплата
-основные занятия чиновника – выполнение служебных обязанностей
-повышение в должности осуществляется на основе должностных заслуг
-чиновник не может присваивать занимаемую должность или извлекать доходы, связанные с ней
-бюрократический аппарат и чиновники подчиняются строгой дисциплине, их деятельность контролируются
Модели взаимодействия бюрократии и политики:
1.чиновники – послушные исполнители воли политиков
2.бюрократы и политическая элита имеют общие интересы
3.функциональное единство администрации и политических элит
4.между бюрократией и политической элитой осуществляется конкуренция
2)теория бюрократии К. Маркса
Бюрократия = бюрократизм
-подмена общественных интересов частными
-неспособность бюрократии решить подлинные проблемы
-отсутствие у нее гос разума
-извращенное восприятие действительности
-предвзятость, произвол
-формализм
-карьеризм как образ жизни
Бюрократизм – групповая монополия управляющих……………………
Коррупция – преступная деятельность, связанная с подчиненностью государственных чиновников, получением или лично, или через посредников материальных благ
Формы проявления:
-подкуп чиновников и общественно-политической деятелей
-взяточничество как законное или незаконное предоставление благ или льгот
-протекционизм при выдвижении работников по признакам родства, приятельских отношениях
-покупка
Последствия коррупции:
-расширение теневой экономики
-разрушение конкуренции
-моральное разложение чиновников
-создание организованной преступности
-усиление социальной дифференциации общества
-дискредитация права
-нравственная деградация общества
Кафедра 602
Тема: предмет и назначение политологии
1. история развития политической науки
2. объект, предмет, функции и методы политологии
3. политика как предмет политологии
4. подходы в понимании политики