Логическая характеристика ответа
Виды аналогии
По характеру уподобляемых объектов различают два вида аналогии: (1) аналогию предметов и (2) аналогию отношений.
(1) Аналогия предметов — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком — свойства этих предметов.
Если обозначить символами а и b два единичных предмета или события,а Р, Q, S, Т — их признаки, то вывод по аналогии можно представить следующей схемой:
Посылки:
а присущи Р, Q, S, Т
b присущи Р, Q, S
Заключение: b присуще Т
Примером такой аналогии может служить объяснение в истории физики механизма распространения света. Когда перед физикой встал вопрос о природе светового движения, голландский физик и математик XVII в.Гюйгенс,основываясь на сходстве света и звука в таких свойствах, как их прямолинейное распространение, отражение, преломление и интерференция, уподобил световое движение звуковому и пришел к выводу, что свет также имеет волновую природу.
(2) Аналогия отношений — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком — свойства этих отношений.
31. Проблема.Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы двух видов: неразвитые и развитые.
Неразвитая проблема — это задача, которая характеризуется следующими чертами.
Во-первых, это нестандартная задача, т. е. задача, для решения которой нет алгоритма (алгоритм неизвестен или даже невозможен). Чаще всего это трудная задача.
Во-вторых, это задача, которая возникла на базе определенного знания (теории, концепции и т. д.), т. е. задача, которая возникла как закономерный результат процесса познания.
В-третьих, это задача, решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании (противоречия между отдельными положениями теории или концепции, положениями концепции и фактами, положениями теории и более фундаментальными теориями, между кажущейся завершенностью теории и наличием фактов, которые теория не может объяснить), а также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их удовлетворения.
В-четвертых, это задача, путей решения которой не видно.
Чтобы подчеркнуть незавершенный характер неразвитых проблем, их иногда называют предпроблемами.
Задача, которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а также содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой, или собственно проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указаний на пути их решения.
Таким образом, развитая проблема — это «знание о некотором незнании», дополненное более или менее конкретным указанием путей устранения этого незнания.
Формулировка проблемы включает в себя, как правило, три части: (1) систему утверждений (описание исходного знания — того, что дано); (2) вопрос или побуждение («Как установить то-то и то-то?», «Найти то-то и то-то»); (3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке неразвитой проблемы последняя часть отсутствует. Проблемой называется не только знание указанных видов, но и процесс познания, который заключается в формировании неразвитой проблемы, превращении последней в развитую, а затем развитой проблемы первой степени в развитую проблему второй степени и т. д. вплоть до решения проблемы.
Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней:
(1) формирование неразвитой проблемы (предпроблемы);
(2) развитие проблемы — формирование развитой проблемы первой степени, затем второй и т. д. путем постепенной конкретизации путей ее разрешения;
(3) разрешение (или установление неразрешимости) проблемы.
Гипотеза.Слово "гипотеза" греческого происхождения. Оно означает «предположение».
В научной литературе не любое предположение называют гипотезой. Гипотеза — это предположение особого рода. Гипотезой; называют также процесс познания, который заключается в выдвижении этого предположения. Таким образом, в научной литературе слово «гипотеза» употребляется в двух смыслах. Гипотезой называют особого рода знание, а также особый процесс развития знания. Гипотеза в первом смысле слова — это обоснованное (не полностью) предположение о причинах явления, о ненаблюдаемых связях между явлениями и т. д. Гипотеза во втором смысле слова — это сложный процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении. В этом процессе выделяют две ступени: развитие предположения; доказательство или опровержение предположения.
32. Вопрос и ответ - два взаимосвязанных термины, обозначающие особое направление умственно-речевой деятельности людей, субъектов познания и общения, на получение точного, полного знания (информации) об объективном мире и поиск нового знания (новой информации) Субъект х ставит различные вопросы в процессе познавательной и коммуникативной деятельности, на которые он получает различные отвечает види от других субъектов или дает ответа сам.
Вопрос - это форма выражения мыслей, когда субъект х хочет уточнить и дополнить известное ему знания (информацию) об определенном объекте познания или получить новое знание (новую информацию), определить истинность ь полученные знания.
языковую форму выражения вопрос составляет вопросительное предложение, в структуру которого входят слова с вопрос - \"или?\", \"Что?\", \"Когда?\", \"Где?\", \"Почему?\" субъекта х9 которое он хочет уточнить, дополнить, определить его истинность или ложность Логическая характеристика вопросы определяется в понятиях \"корректно (правильно) сформулировано вопрос\", \"некорект но (неправильно) сформулировано вопросульоване запитання", "некоректно (неправильно) сформульоване запитання".
предпосылок вопрос представляющей знания (информация), полученное субъектом х Сформулированное субъектом х вопрос предполагает получение ответа Логическая характеристика ответа определяется в понятиях \"ис стинна \"или\" ложная ответ \"Ответ - это высказывание, вызванное вопросом Итак, вопросы и ответы неразрывно взаимосвязанырозривно взаємопов'язані.
Виды вопросов
На современном этапе процесса познания объективного мира выделяют такие виды вопросов:
- уточняющие и дополняющие;
- простые и сложные;
- проблемные;
- информационные запросы
Определим специфику этих видов вопросов
уточняющие вопросы (\"или - вопрос\") требует уточнения знания (информации) относительно определенного объекта познания (его существования, свойств, присущих ему, и т.п.) Например: \"на самом деле газета а впервые возникла в Риме еще во времена Ю Цезаря? \",\" Ли инопланетяне существуют? \",\" Ли, на Марсе нет жизни? \"Уточняющий вопрос предусматривают из множественности ответов только два варианта - \"да\" или \"нетдповідей лише два варіанти - "так" або "ні".
дополняющие вопросы (\"что - вопрос\") требует получения в ответе дополнительного знания (информации) по предмету размышлений: \"Что меняется быстрее? Система права или система законодательства?\"; \" \"Что студенту нужно для хорошего обучения?но для доброго навчання?"
дополняющие вопросы предполагают множественность ответов в зависимости от контекста
Простой вопрос - вопрос, в структуру которого входит лишь один вопрос (вопросительное предложение): \"Когда был создан первый компьютер?\"
Сложный вопрос В его структуру входят два и более вопросов (вопросительных предложения) Оно имеет логическую форму конъюнкции (А л В)? ) или дизъюнкции (А V В)? ння?" (Гельвецій).
Проблемное вопрос - вопросительное предложение, что по содержанию выражает определенную проблему; вопрос, на который на определенном этапе познавательного процесса нельзя дать однозначного ответа - \"да\" или \"нет\": \"Можно а законами физики и химии объяснить духовные проявления жизни человека? \",\" Существует шар, кроме вот этих отдельных шаров, или дом, кроме сделанных из кирпичей? \"(Проблема общего и единичного, сформулирована Аристотелю), \"Возьмут работы власть над людьми в будущем?\", \"Существует разумная жизнь за пределами Земли??", "Чи існує розумне життя за межами Землі?"
Вопрос о причинах существования определенных явлений и процессов, действий и событий (\"почему - вопрос\") - особый вид вопросительных предложений, когда в процессе познания определенных объектов хотят определить и объяснить причин на их существования (\"Почему меняется климат на Земле?\", \"Почему ты не хочешь учиться?\", \"Почему политики так стремятся власти?\") И причинно-следственные связи между предметами и явлениями, действиями и событиями тощдметами і явищами, діями та подіями тощо.
Информационный запрос - вопросительное предложение, которое формулирует лицо х, когда хочет получить точную информацию о определенный предмет: \"С какой платформы отправляется поезд Львов - Киев?\"
От логично точных и понятных вопросов, требующих точных и понятных ответов, следует различать еще риторические, провокационные, софистических вопрос
Риторический вопрос не предполагает ответа, которая имела значение истинности или ложности, поскольку в самом вопросе уже предполагается однозначный ответ Например: \"Кто не хочет жить долго?\", \"Кто о не хочет быть здоровым? бути здоровим?"
Провокационный вопрос содержит скрытую информацию, на основании которой, независимо от ответа \"да\" или \"нет\", признается, что свойство, о котором идет речь в вопросе, присущая ему: \"Да ты лжец?? \",\" Говорят, что ты вор?quot;, "Кажуть, що ти злодій?"
софистической вопрос формулируют на основании специально сделанной логической ошибки из-за использования абстрактных неопределенных терминов, оперирование терминами, которые имеют много смыслов, постановок провока ацийних вопросов и других интеллектуальных маневров с целью, чтобы ответ на вопрос был такой, которую \"желает\" услышать софистти софіст:
\"- Знаешь ли ты человека, которая стоит сейчас за шторой? - Нет - За шторой стоит твой отец Итак, ты его не знаешь\"
Логический анализ вопрос обнаруживает корректность (правильность) или некорректность (неправильность) его формулировка
Корректное вопрос формулируют согласно требованиям законов логики Оно должно отвечать следующим правилам:
- предпосылки вопросы должны быть истинными;
- вопросительные предложения должны содержать имена с точным смыслом и предметным значением;
- вопросительные предложения должны соответствовать требованиям синтаксиса того языка, которым формулируется вопросительное предложение
Некорректное вопросы не отвечает названным правилам Корректность или некорректность сформулированного вопрос можно определить гносеологическом, семантическом, эвристическом, логическом контекстах
В гносеологическом контексте определяется, что предпосылки сформулированного вопросы должны быть истинными, т.е. выражать истинное знание о предмете вопрос Например, вопрос: \"Где живут белые медведи ди? \"- Будет гносеологически корректным, поскольку белые медведи как животные на самом деле существуют и имеют свой ареал жизни, а вопрос:\" Где живут кентавры? \"- Гносеологически некорректно, поскольку кентавры как тв Арины НЕ иснуютяк тварини не існують.
В семантическом контексте определяется, содержащиеся в вопросительном предложении имена с точным смыслом и предметным значением или имена имеют разный смысл, вследствие чего теряется однозначность сформулировать ьованого вопрос Например, вопрос: \"В какой аудитории состоится сегодня лекция по психологии?\" ся лекция \", а вопрос:\" Вы радикал? \"- Семантически некорректно, поскольку термин\" радикал \"имеет разные смыслы - математический (радикал - особый математический знак, который обозначает процедуру определения кор еня) и политический (радикал - человек, который имеет крайние или радикальные политические взгляды и способы решения определенных социально-политических проблемби розв'язання певних соціально-політичних проблем).
В эвристическом контексте определяется, добавляет сформулировано вопрос новое знание (новую информацию) в познавательном процессе на основании имеющегося знания, которое составляет предпосылку вопрос или не до одае Так, вопрос \"создает одно песчинка кучу?\" - эвристически корректное, поскольку добавляет новое знаниельки додає нове знання.
В логическом контексте определяется, соответствует ли сформулировано вопрос требованиям законов логики Если при формировании вопросов не соблюдают требования законов логики, то возникают логические ошибки С частности: а) сложное по структуре вопрос содержит несколько неодинаковых по содержанию вопросов, требует различной ответы на них Эта ошибка получила название \"смешивания нескольких вопросов в одном\" (falla da plurium interrogationum) Например, в вопросе: \"Кто является субъектом права и является ли он деликтоспособного?\" ульовано внутренне противоречиво Скажем: \"Есть честным мошенник?\", \"Когда дурак бывает умным?\", \"Если нет лицо А, ни лицо В не украли эту вещь, то кто из них украл это?оба В. не вкрали цю річ, то хто з них вкрав цю річ?"
Логическая характеристика ответа
Ответ - языковое выражение (слово, высказывание), вызванный вопросом («Как размножаются грибы? - Спор\") высказывания, отвечает на информационный запрос (\"С какой платформы отправляется пот тяг Киев - Львов? гої платформи").
По логической характеристикой ответ на вопрос имеет значение истинности или ложности Например, формулируется вопрос: \"В какой части света находится Бразилия?\" а в Южной Америке \"(и) ответ:\" Бразилия расположена в северной Америке \"(д: у північній Америці" (д:).
Виды ответов:
1 В зависимости от вариативности вопросов, ответы делятся на альтернативные и безальтернативные вопрос: \"пошел Петр домой после вечеринки с коллегами?\" пошел домой \",\" Петр ушел домой \", а вопрос:\" есть люди смертными существами? \"Предусматривает безальтернативную ответ -\" Да, люди смертными существамидповідь - "Так, люди є смертними істотами".
2 В зависимости от того, явно или неявно выраженная информация в ответе на поставленный вопрос, ее разделяют на прямую и косвенную Прямой ответ явно выражает информацию (\"Кто автор романа\" Дон Кихот \", - Сервантес) Косвенная ответ трактуется в двух значениях в двох значеннях:
а) двойное отрицание (неправильно, что автором романа \"Дон Кихот\" не является Сервантес);
б) побочное ответ, не позволяет получить именно тот ответ на вопрос, какую требовал спрашивающий (\"Кто является основателем науки логики?\" - \"Древнегреческий философ, который был учеником Платона и учителем Ал лександр Македонского \"Македонського").
3 В зависимости от того, исчерпывающую или частично исчерпывающую информацию содержит ответ на вопрос, ее разделяют на полную или неполную Полный ответ содержит исчерпывающую информацию на сформулированный вопрос Н На вопрос \"Какие формы мышления?\" ня: поняття й висловлювання".
результате нарушения законов логики в ответах на вопросы возникают логические ошибки:
а) ответ не на сам вопрос Например, на вопрос студента Л: \"Пойдешь ты сегодня на лекции?\", Которая предусматривает альтернативную ответ - \"Пойду\" или \"Не пойду\", студент Л
отвечает: \"Я поеду домой\" Ответ неточная, поскольку не сказано, когда студент Л поедет домой - во время лекций или после лекций;
б) ответ внутренне противоречивая Так, на вопрос: \"Надо слушать жену?\"
в) ответ на вопрос слишком широкой или слишком узкой Скажем, на вопрос: \"Что является предметом изучения науки логики?\" ления \", а слишком узкой будет ответ:\" Предметом изучения науки логики являются формы мышления \" логіки є форми мислення";
г) на конкретное и точно сформулирован вопрос, который требует конкретного и точного ответа, дается большое \"философская\" ответ, то есть ответчик начинает философствовать вокруг сформулированного зап вопрос, оперируя всеобщими и абстрактными категориями, осуществляя исторический экскурс в разные сферы бытия, а точный ответ на вопрос так и не дается, то есть ответчик \"отводит\" слушателей аб в читателей от четкий вопросід чіткого запитання.
В разных видах дискурса (политическом, юридическом) такая логическая ошибка часто делается намеренно и трактуется как софистический прием, использующий один из участников дискурса с целью уклонения соответствующих ди на вопрос.