Предмет и метод административного права.

Предметом АП – является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Методы АП:

1. Предписание – установление определённого порядка действий, предусмотренного соответствующей административно-правовой нормой.

2. Запретопределённых действий под страхом применения юридических средств воздействия.

3. Дозволение -предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные соответствующей административно-правовой нормой.

Административное право как отрасль российского права- отрасль права, нормы кот регулируют обществ отнош, возник в процессе организации и реализации испол власти.Предмет АП– совокупность обществ отнош, складывающихся в процессе организации и деятельности исп. власти.Метод правового регул-я– способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений. Для АП характерны след. методы прав. регул-ния:метод власти-подчиненияилиметод прямого распорядительства(отношения в рамках АП строятся на подчинении одного участника др).метод рекомендаций(рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления).метод согласования(субъекты, находящ. на одном уровне гос. механизма, предпр. совместн. действия в форме адм. договора).

8. Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами. Элементы административно-правового статуса граждан: 1) принципы административно-правового статуса граждан; 2) гражданство; 3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан; 4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления; 5) административная ответственность граждан; 6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан. Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан: • Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.; • Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;
Виды административно-правовых статусов граждан: 1) общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами; 2) родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.); 3) индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

5. Источники административного права— различные фор­мы их законодательного выражения. Нормы административно­го права содержатся в различных по значению и характеру нор­мативно-правовых актах. Административно-правовые нормы

могут содержаться в нормативных актах других отраслей пра­ва.

К источникам административного права относятся:

1) Конституция РФ и конституции республик в составе Рос­сии, уставы остальных субъектов РФ, ФКЗ, ФЗ и законы субъек­тов РФ;

2) постановления палат Федерального Собрания, постанов­ления органов представительной власти субъектов РФ;

3) указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов РФ;

4) правовые акты уполномоченных ФОИВ, аналогичных ор­ганов исполнительной власти на уровне субъектов РФ;

5) решения администраций органов местного самоуправле­ния.

Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:

конституционным правом.Административное право детализирует нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности.

гражданским правом.Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

уголовным правом.Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности.

финансовым правом.Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;

земельным и экологическим правом.Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;

трудовым правом.Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;

уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом.В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

6. Административное право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Нормы АП:

-Устанавливают формы и методы государственного управления.

-Регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами.

-Определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления.

Регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.

Методы АП:

Предписание – установление определённого порядка действий, предусмотренного соответствующей административно-правовой нормой.

Запретопределённых действий под страхом применения юридических средств воздействия.

Дозволение -предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные соответствующей административно-правовой нормой.

Наши рекомендации