Внешняя политика государств. Специфика внешней политики Республики Беларусь
Международные отношения складываются из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются участниками международных отношений самостоятельно либо как члены каких-либо организаций.
Внешняя политика - это действия государства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов.
Различают внутреннюю и внешнюю политику государств. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу: обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.
Базовым принципом, на котором строится внешняя политика, являются национальные интересы. Национальные интересы - это система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.
Сам термин «национальные интересы» возник в американской политической науке, в работах Ганса Моргентау. Национальные интересы рассматриваются им сквозь призму «интересов», «целей», «государственной мощи», «угроз», «ценностей». В политический оборот термин «национальные интересы» введен президентом Т. Рузвельтом (в послании Конгрессу 1904 г.). Окончательно понятие «национальный интерес» утвердилось после принятия закона о Национальной безопасности США в 1947 г.
Выделяют несколько типов национальных интересов: во-первых, главные ивторостепенные; во-вторых, краткосрочные и
долгосрочные.
Национальные интересы - это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Они являются социальными по своей природе игосударственными по предназначению. Национальные интересы тесно связаны с национальной безопасностью. Национальная безопасность - это способ контролировать те внутренние и внешние условия, которые в соответствии с общественным мнением данного государства являются необходимыми для обеспечения самоопределения и автономии, процветания и благосостояния.
Базовые национально-государственные интересы Беларуси - сохранение и укрепление независимости и суверенитета нашей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспечения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях. Экономические интересы: поддержание обеспеченности экономики страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособность производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной единицы, экологическое равновесие.
С особенностями внешней политики как особой сферы деятельности государства связаны ее цели и функции. В качестве основных целей внешней политики современных государств рассматриваются следующие: повышение материального и духовного уровня жизни населения; возрастание экономического и политического могущества государства; укрепление национальной безопасности; защита национального суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в системе международных отношений; защита определенных политических и экономических позиций во внешней политике.
Важнейшая функция внешней политики - охранительная, ибо одной из главных целей внешней политики является обеспечение безопасности государства. Охранительная функция также связана с защитой прав и интересов граждан за пределами страны. Охранительная функция состоит также в приспособлении внешнеполитической стратегии данного государства к системе международных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирных политических решений возникающих спорных проблем. Специальными институтами, предназначенными для этих целей, являются посольства, консульства, представительства, разведка й контрразведка.
Важнейшей задачей внешней политики является усиление экономического и политического потенциала страны. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционированию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в ее задачи входит обеспечение для государства более дешевых ресурсов (сырьевых и трудовых), более выгодных условий сбыта продукции, сохранение стратегических ресурсов страны и т. д.
Информационно-представительская функция означает создание положительного имиджа государства в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намерениях других правительств, обеспечивают контакты своего государства с другими странами. Эта функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров.
Регулирующая функция внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, на сохранение равновесия в системе политических связей. Особую роль в реализации этой функции имеет деятельность центральных органов внешней политики: министерств иностранных дел, посольств, консульств.
Основные приоритеты и принципы внешней политики государства, как правило, закреплены в нормативных документах. Основные принципы внешней политики Республики Беларусь изложены в Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. и Конституции Республики Беларусь. Они также были изложены на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1991 г.
В современном мире Республика Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью совместных интересов. Отношения со странами, членами Содружества Независимых Государств выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Подходы к социально-экономическому развитию Республики Беларусь основываются на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социальноориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и территориальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество, союз с Россией.
2 апреля 1996 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, 8 декабря 1999 г. народы Республики Беларусь и Российской Федерации заключили договор о создании Союзного государства. Союз Беларуси и России ставит целью мирное и демократическое развитие обоих суверенных государств, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни своих народов. Союзное государство народов Беларуси и России основывается на принципах их суверенного равенства и добровольности. В современной международной обстановке геополитическая значимость Союза Беларуси и России высока. В силу своего геополитического положения Республика Беларусь является своеобразным геополитическим мостом между Европой и Азией.
В настоящее время (по состоянию на 2008 г.) Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 162 государствами мира, в 46 из которых открыто 59 дипломатических представительств. В их числе 45 посольств, 6 постоянных представительств при международных организациях, 7 генеральных консульств и 1 консульство. Заграницей функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь.
Основные приоритеты Республики Беларусь во внешней политике: укрепление Союза с Россией; постепенная консолидация постсоветского геополитического пространства в рамках Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества; активное участие в общеевропейских политических и экономических процессах; развитие отношений с государствами Ближнего Востока, Китаем, странами Латинской Америки; эффективное сотрудничество с международными организациями, прежде всего с ООН.
Средства реализации внешней политики делятся на политические, экономические, военные, пропагандистские и др. К политическим средствам относится в первую очередь дипломатия -официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.
Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает прочное положение и на международной арене. Даже небольшие по территории государства с ограниченными материальными и человеческими ресурсами могут играть существенную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях, если они способны распространять свои достижения далеко за свои пределы. Примером такого государства служит Япония. Действенными экономическими средствами являются эмбарго или, наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.
К военным средствам политики принято относить военную мощь государства, которая включает армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как прямо, так и косвенно. К первым относятся войны, интервенции, блокады, ко вторым - испытание новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы.
Пропагандистские средства включают весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации в глазах мировой общественности формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.
Уже была описана одна из форм внешней политики государств - стремление к сотрудничеству и интеграции. Республика Беларусь граничит с таким интеграционным образованием, как Европейский союз. Рассмотрим его структуру и основные институты.