Реформы и контрреформы в России 4 страница
Во второй половине 1980-х годов происходят кардинальные перемены во внешней политике СССР («политика нового мышления»). Улучшаются отношения СССР с ведущими державами Запада. Начинается поворот от гонки вооружений к разоружению. Заключается советско-американские договоры об уничтожении ракет средней и малой дальности с ядерными боеголовками 1987 г. (РСМД) и об ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. (СНВ).
Советская дипломатия активно участвует в ликвидации локальных вооруженных конфликтов в странах «третьего мира» (Анголе, Камбодже, Никарагуа). Крупным событием становится вывод советских войск из Афганистана (1989 г.). В конце 1980-х годов произошло крушение социалистических государств в Восточной Европе. Затем последовала цепь взаимосвязанных событий — роспуск Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи (1991 г.).
Занятие № 18
Тема:
«Россия на современном этапе 1991 – 2016 гг.»
План
1. Становление новой российской государственности.
2. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.
3. Внешняя политика России в условиях новой геополитической ситуации.
4. Культура современной России.
Основная литература:
1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. 5-е изд., испр. и допол. М., 2013.
2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2015.
3. Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. М., 2012.
4. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Для бакалавров. СПб., 2013
Дополнительная литература:
1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров В.Ф. Федерализм в истории России: в 3 кн. – М., 1992–1993.
2. Авен П.; Кох А. Революция Гайдара. – М., 2013.
3. Гайдар Е.Т.; Чубайс А.Б. Развилки новейшей истории развития. – М.: ОГИ, 2011.
4. Ельцин Б. Записки президента. – М., 1994.
5. Попцов О.М. Тревожные сны царской свиты. Россия, Кремль. – М., 2000.
6. Попцов О.М. Хроники времен «царя Бориса». Россия, Кремль. 1991–1995. – М., 1995.
7. Примаков Е.М. Восемь месяцев плюс. – М., 2001.
8. Примаков Е.М. Мысли вслух. – М.: Российская газета, 2011.
9. Трошев Г.Н. Моя война: Чеченский дневник окопного генерала. – М., 2001.
* * * * *
В начале 90-х гг. ХХ века завершается процесс оформления российской государственности. Разработка проекта новой Конституции сопровождалась дискуссией вокруг выбора форм государства. Конфликт 1992–1993 гг. между исполнительной и законодательной властью принял крайние формы. Президент РФ инициировал проведение референдума 25 апреля 1993 г. о доверии, поддержке курса проводимых им реформ, о проведении досрочных выборов Президента и депутатов. Обострение противостояния ветвей власти вылилось в трагические события 3–4 октября 1993 г. в Москве. Проведение референдума по новой Конституции и ее принятие позволили снять остроту политического кризиса. Выборы в Госдуму продемонстрировали новый расклад политических сил, стремительное выдвижение ЛДПР и относительную неудачу партии власти. Решение Госдумы об амнистии стало шагом к национальному примирению. Чеченская проблема крайне дестабилизировала ситуацию в стране. Первая чеченская война (1994–1996 гг.) сопровождалась большими людскими и материальными потерями.
Подготовка и проведение президентских выборов 1996 г. проходили в условиях социально-экономической и политической нестабильности. Б.Н. Ельцин сумел одержать победу только во втором туре. Снижение популярности Б.Н. Ельцина, ухудшение состояния здоровья обусловили его добровольную отставку с поста Президента РФ. Выдвижение Путина В.В., его решительная политика в области внутренней и внешней политики позволили ему дважды побеждать на президентских выборах (2000 и 2004 гг.). Вторая чеченская война показала необходимость укрепления государства. В 2000-е годы произошла корректировка системы власти: учреждается Госсовета, образуются семи федеральных округов, укрепляется вертикаль власти. Изменение порядка избрания губернаторов: кандидатуру главы субъекта утверждает региональное законодательное собрание по представлению Президента РФ (2004 г.). Избрание Президентом РФ Д.А. Медведева (2008 г.) позволило сохранить тенденции развития страны. Победа В.В. Путина на президентских выборах 2012 г. отразила настроение российского общества к политической стабильности и поддержку национально ориентированной политической элиты. Знаковыми событиями последних лет стало проведение в 2014 г. Зимних Олимпийских игр в Сочи, а также добровольное возращение в состав Российской Федерации Республики Крым.
Кризис на потребительском рынке заставил руководство России приступить к радикальным реформам. Указы Президента РФ Б.Н. Ельцина о либерализации цен, свободе торговли и реформировании колхозов и совхозов обозначили новый вектор развития, но в то же время привели к инфляции и обнищанию основной массы населения. Перестройка структуры управления экономикой включала в себя в качестве важнейшего компонента разгосударствление собственности. Приватизация госсобственности проводилась в интересах лиц, приближенных к власти. В России вдруг появились мультимиллионеры и даже миллиардеры.
Либерализация цен и «шоковая терапия» 1992 г. рассматривались правительством как необходимое условие перехода от плановой к рыночной экономике. Однако мероприятия вызвали стремительный рост инфляции и цен. Произошло резкое снижение жизненного уровня населения. Съезд народных депутатов РФ в декабре 1992 г. отправил правительство Е.Т. Гайдара в отставку и назначил В.С. Черномырдина премьер-министром страны. Правительство В.С. Черномырдина начало новый этап реформ, связанных с приватизацией государственной собственности. При проведении структурных преобразований не обошлось без ошибок, вследствие чего разразился экономический кризис 1998 г. Последовала отставка премьер-министра В.С. Черномырдина. Обострились социальные проблемы. С целью финансово-экономической стабилизации был объявлен дефолт в августе 1998 г. (Дефолт — это экономическая ситуация, которая характеризуется неспособностью государства расплатиться с внешними и внутренними долгами, в результате резкого обесценивания валюты страны).
В конце 1990-х гг. — начале 2000-х годах произошла корректировка курса реформ. Совершенствование налоговой системы привели к резкому повышению процента собираемости налогов. Благодаря созданному в 2004 г. Стабилизационному фонду, Россия смогла накопить огромный, без преувеличения, золотовалютный запас; покрыть дефицит Пенсионного фонда страны; расплатиться со значительной частью внешних долгов (времён СССР и возникших в 90-е годы прошлого столетия); относительно спокойно пережить финансовый кризис 2008 г.
В 2008 г. была принята концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. Основные ее параметры: объем валового внутреннего продукта к 2020 г. увеличится в 2,3 раза по сравнению с уровнем 2007 г., реальных располагаемых денежных доходов населения - в 2,6 раза, уровень бедности сократится до 6,2 процента. Однако мировой финансово-экономический кризис, санкции стран Запада, резкое колебание мировых цен на энергоносители делают экономическую ситуацию трудно предсказуемой.
После распада СССР Российская Федерация стал его правопреемницей в международных отношениях. Предстояло цивилизованно разделиться с бывшими союзными республиками и выстроить новые отношения в рамках СНГ. В результате были заключены коллективные и двусторонние соглашения по различным направлениям сотрудничества. Возникли серьезные противоречия в отношениях с Грузией. В августе 2009 г. была проведена операция по принуждению Грузии к миру после нападения последней на Южную Осетию. С 2014 г. осложнились отношения России и Украины из-за событий в Крыму, в Донбасской и Луганской народных республиках.
В 1990-х — начале 2000-х годах Россия выстраивает свои отношения как субъект мировой политики. РФ вступает в Парижский клуб кредиторов (1995 г.), Совет Европы (1996 г.), в 1998 г. в международный клуб самых развитых стран («большая семерка» превращается в «восьмерку»). Укрепление российского государства на мировой арене, независимая политика Президента РФ В.В. Путина вызвали негативную реакцию стран Запада. В 2014 г. против России введены санкции, которые затронули ряд отраслей экономики, банков и политических деятелей.
В начале XXI в. постепенно формируются новые направления внешней политики РФ, в которой все большее место занимают Китай. Индия, Бразилия и др. страны. В 2001 г. образуется Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), основанная лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В 2015 г. в ШОС вступили Индия и Пакистан. Российская дипломатия сыграла важную роль в создании международной организации БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Организация была основана в июне 2006 году в рамках Петербургского экономического форума с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. (До 2011 г. по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 г. группа стала носить название BRICS).
90-е годы ХХ в. стали переломными в развитии отечественной культуры. Экономические реформы поставили в трудное положение деятелей культуры и науки. Произошло перераспределение приоритетов культурного развития. Изменилось положения отечественной науки. В бедственном положении оказались ученые. Наблюдается массовый отъезд за границу математиков, физиков, биологов и других ученых. Положение в области образования меняется в худшую сторону, сокращение его финансирования в 90-е годы.
В ХХI веке — в период политического лидерства В.В. Путина — положение в отечественной культуре, науке и образование постепенно меняется в лучшую сторону. Государство обозначило приоритетные направления развития общества, в том числе принятие национального проекта в области образования. Продолжается процесс возвращения обществу имен, отторгнутых и преследуемых коммунистическим режимом. Произошло возрождение Русской православной церкви, его символом стало восстановление храма Христа Спасителя.