Лоббизм, его возникновение и развитие.
Ответ:
Лоббизм– это совокупность целенаправленных усилий по оказанию влияния на процесс принятия государственных решений в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов.
Предмет лоббизма - это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания: ресурс - субъекты лоббирования пытаются получить финансовые ресурсы, распределение которых осуществляется государственными органами;проблема - с помощью вовлечения государственных органов или отдельных политиков решить конкретные проблемы;позиция - предпринимают определенные действия для того, чтобы получить определенный статус, позицию. Достоинства лоббизма:1)заставляет “держаться в форме” органы государственной власти и управления, соревнуется с ними, придает им динамику и гибкость; 2) выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, оказывается влияние на политику;
3) создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, выступая в качестве формы проявления политического плюрализма; 4) позволяет обратить внимание на “кричащие” проблемы. Недостатки лоббизма:1) выступает проводником неправового воздействия на государственные органы (коррупция); 2) может служить фактором развития и защиты ведомственности, национализма, усиливать крайние формы удовлетворения “специальных интересов”; 3) зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов; 4) иногда мешает стабильной и оперативной гос. политике.
Развитие лоббизма: появился в 19м веке в США. В настоящее время лоббизм затронул все страны и все системы общества. В некоторых странах, например США, лоббизм узаконен как процесс и существуют нормативные акты его регулирующие (лоббисты платят налоги, за не раскрытие влияния можно попасть под арест). Позднее, в 1864г термин «лоббирование» стал обозначать «покупку голосов за деньги в коридоре конгресса». Такая практика осуждалась и термин «лобби» подвергался сомнению (приживался с трудом). В России лоббизм развит гораздо меньше. Несмотря на то, что в 1990 году была создана группа по разработке законопроекта, он до сих пор не увидел свет. В интересах самих лоббистов в России лоббировать его непринятие.
Группы интересов формируются во всех сферах жизнедеятельности общества: эконом. сфера, социальная и т.д. Основой группы может стать любой социально значимый статус или признак. Понятие группы интересов было введено американским исследователем А. Бентлером в 1908г.
Отличия партии от группы интересов: 1.партия видит свою главную цель в завоевании политической власти или в активном участии в ней. 2.партия, добиваясь цели, старается максимально возможно расширить свою социальную важность (групп интересов продвигает только свои групповые интересы). 3. партии создают программы и документы, в которых предлагают вариант стратегии национального, общественного, политического развития. 4.партии реализуют свои политические интересы, амбиции, главным образом опосредованно – через избирателей и выборы. Группы интересов с помощью мобилизации своих ресурсов, посредством которых воздействуют на гос.власть и ее представителей. 5.группы интересов не являются политическими организациями по своей функции.
Группа давления – это промышленные и финансовые группы, общественные движения и объединения, стремящиеся оказывать систематическое целенаправленное влияние на законотворческую деятельность и на процессы реализации принимаемых законов и административных актов. Г. Джордана (Великобритания), группы давления – это те образования, которые пытаются влиять на политику и являются членскими организациями, преследующими коллективные цели. Влиятельность группы давления определяется ресурсами: численность группы, степень ее сплоченности, проявление упорства, настойчивость в достижении цели, профессионализм лидеров, финансовыми, информационными, организационными ресурсами, общественным престижем, географическими масштабами деятельности, способность создавать коалиции, совместимость целей группы со стереотипами общественного сознания. Функции лоббизма:1)посредничество между гражданами и государством 2)придание организованного характера плюрализму общественных интересов 3)дополнение конституционной системы демократического представительства.