ТЕМА 7. Институты государственной власти
Институты государственной власти
Институты государственной власти - это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.
Парламентявляется высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.
Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти - правительство.
В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.
Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти - система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.
Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юридических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.
Как видно,механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также Вооруженные Силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.
Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.
Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.
Законодательная власть
Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.
Высший законодательный орган государства, в котором заседают избранные народом представители, называется парламентом.
Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в XIII в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется - парламент, В США и Латинской Америке - конгресс, в Польше - сейм, в ФРГ - бундестаг, В России - Федеральное собрание, в Беларуси - Национальное собрание.
Функции парламента:
· законодательная - деятельность по принятию законов;
· представительная - избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент - это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.
Полномочия парламента:
· принятие законов;
· утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении;
· участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью;
· определение внешнеполитического курса государства.
Современные парламенты бывают одно- или двухпалатные. Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней - палаты представителей, и верхней - сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.
Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением, и Совета Республики, в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 - от г. Минска, 8 - назначаются президентом.
Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.
Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).
Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей - (пример - США).
Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом - (пример - Франция).
Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом - (пример - Куба, КНДР и др.).
Парламент состоит из трех основных структурных элементов:
1. Партийные депутатские фракции - организованная группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и проводящая в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.
2. Парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.
3. Руководящие органы палат - входят их председатель, заместители, секретари. Председатель - спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.
Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет - парламентская неприкосновенность; индемнитет - депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.
Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум - заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего это 2/3 от общего числа депутатов.
Выделяют четыре стадии законодательного процесса.
1. Законодательная инициатива - вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладают глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.
2. Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период обсуждения законопроектов используются следующие приемы:
· Флибустьерство - затягивание прений.
· Бойкот - отказ присутствовать на заседаниях.
· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.
· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.
· «Суварикоми» - преграждение входа в зал одной группой депутатов другой.
3. Принятие законопроекта палатой. Голосование в парламенте обычно личное.
4. Промульгация - публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.