Политич. власть, ее структура, функции, ресурсы.
Власть – одно из фунд. начал общ-ва и политики. В наст. время в научн. лит. насчит. более 300 опред. власти. М.Вебер поним. под властью любую возм. проводить внутри данных соц. отнош-й. собств. волю даже вопреки встречаемому сопрот-ю. Он не огранич. формы проявл. власти только принужд. и насилием, признавая роль убеждения, влияния, авторитета и т.п. Аспекты трактовки власти:1. Телеологическ. (с т.зр. цели) определ-я. характериз. власть как способ-ть достиж-я поставлен. целей, получ-я намечен. результатов. 2. Бихевиористск. трактовки рассматр. власть как особ. тип повед-я, при кот. одни люди командуют, а другие подчиняются. 3. Психологическ. трактовки раскрыв. субъективн. мотивацию этого повед-я, истоки власти, коренящ. в сознании и подсознании людей (психоанализ) 4. Системная трактовка – противоп. 2 и 3, кот. идут в поним. власти снизу вверх, от индивидов к общ-ву. 4 исходит от социальн. системы, рассм. власть как спос-ть системы обеспеч. исполн-е ее элементами принятых обязат., напр. на реализ-ю коллект. целей. 5. Социально-функционалистск.– рассм. ее как св-во соц. организации, основан. на целесообраз-ти раздел-я функций управ-я и исполн-я. 6. Реляционистские опр-я рассм. власть как отнош. м/д 2-мя партнерами, один из кот. оказ. определяющ. влияние на 2го.
Агенты, субъекты полит. власти – те, кто осущ. власть, кто подчиняет своей воле людей, управляет их дейст-ми. В осн. выд. след. субъекты полит. власти: 1. Господствующ. класс - соц. группа, кот. господствует не только в полит., но и в экономическ., социальн. и духовн. сферах. 2. Правящ. элита - сравнит. небольш. группа лиц, осущ. власть в общ-ве, упр. его делами, отраж. интересы господст. слоя общ-ва. 3. Руководящ. органы гос-ва, партий, обществен. движ-й. Ч/з них осущ. власть господств. слой общ-ва и правящ. элита. 4. Группы партикулярн. интересов (лат "частн., неофициальн.") выраж. чьи-то частн. интересы: монополии, экон. груп.,напр., лобби в США; 5. Полит. деятели – рук-во. гос-ва, деп. парлам., лидеры партий, профс. и др. общест. орг-ий, кот. им. власть, осуществл. власть.
Объект власти – тот, кто подчиняется. Функции власти:
1. Господство – предполаг. расчлен-е общ-ва на господс. и подчин. группы и выдел-е, обособл-е особ. аппарата управл-я. Это абс. или относит. подчин-е одних людей другими. Три типа госп-ва: рациональн. госп-во, кот. ссн-ся на осознан. убежд-ии в закон-ти порядков и правомер-ти определён. органов осуществлять власть; традицион. госп-во, кот. основывается на убежд-и в святости издавна принятых традиций осуществл-я власти; харизматическ. госп-во, кот. основывается на личн. предан-ти чел-ку, на вере в исключительн. кач-ва, предназнач-е лидера.
2. Руководство. Означ. осущ-ие своей воли прямым или косв. возд. на руков-мые объекты.
3. Управление. Это форма проявл-я власти означ. непоср. возд-е. хоз-ых, гос-ых, общ-ых и иных организаций на общ-во с целью его упорядоч-я, совершенст-ния и развития. Много общ. м/у рук-ом и упр-ем. Различие состоит в том, что: рук-во может осущ-ся социальн. группой, партией, а упр-ие осущ. проф. апп-том; рук-во может осущ-ся косвен. путём, а управление только непосредственным.
4. Организация. Это процесс, напр. на созд. упорядочен-ти в деят-ти и объедин-е людей, кот. осуществл. совмест. деят-ть.
5. Контроль. Это сист. наблюд-я и проверки выполн. воли одних людей друг. Контроль подразд. на формальн. (осущ. гл. обр. гос. учрежд-ми) и неформ (обществ. мнение).
При этом способы принужд. подвластной стороны могут быть различн. – убежд-е, контроль, поощрен-е., санкц. насилие, материал. стимулир-е. Особ. место заним. насилие, кот. есть самый эфф. в краткоср. перспективе метод, однако он малоэфф. в теч. длит. периода, т.к. принуждает (особенно в совр. условиях) к ужесточ. и распростр. приемов властвования => «самым эффективным методом остается убеждение».
Важн. соц. прич. подчин-я одних людей др. явл-ся неравн. распр-е ресурсов власти. Ресурсы вл. в широк. смысле – относительно самост., обычно материализ. звено, опосредующее взаимодей-е агентов власти и служащ. социальн. фактором подчин-я и госп-ва. В узк. смысле – все ср-ва, использование кот. обеспечив. влияние субъекта на объект вл. Типы ресурсов по А.Этциони: 1. Утилитарн. – мат. и др. соц. блага, связ. с повседн. интересами людей. 2. Принудительн. – меры адм. наказания. 3. Нормативн.–ср-ва возд-я на внутр. мир и нормы повед. чел. (для одобр. власти)
Типы ресурсов по сферам жизнедеят.: 1. Эконом. – мат. ценности, необх. для произ-ва и потр-я, деньги, техника и т.д. 2. Социальн. – способ-ть менять место в соц. стратификации (доход, должн.). 3. Культур-информ. – знания и инф-я, ср-ва их получ-я и распр-я (наука, образ, сми). 4. Принудит. (силовые) – оруж, инстит. физ. принужд. и подг. люди (армия, полиц). 5. Демографич.- люди как созд. мат. благ, солдаты, распростр-тели знаний и т.д.
2 главн. способа властв-ния («2 лица власти»): 1. Побужд-е объекта к опр., угодным субъекту действ; 2. Обеспеч-е бездействия подвластных.
Концепции полит. власти
Теологическ. конц-ия всякая власть происх. от Бога, а все монархи лишь исполнители бож-ой воли. По своей сущности власть явл-ся божествен. установлением, не основана на христ. заповедях. Подчин-е людей воле Божьей, принципам бож. разума обеспечивает порядок в общ-ве, самосохран-е и продолж-е чел-го рода.
Биологическая к. власть рассматр-ся как мех-зм обуздания человеч. агрессив-ти, заложен. в инстинктах чел-ка. М.Марсель считал, что агрессия выступ. как инстинкт борьбы, направл-сти против представителей того же вида. Ницше утвержд., что власть это воля и способ-ть к самоутвержд-ю.
Бихевиористская к. Мерриам, Лассуэл, Кетлин – англ.уч. – человек как «властолюбивое животное» в основе поступков и действий кот. лежит стремл-е (чаще неосознанное) к власти. Полит. процесс – столкнов-е индивидуальн. стремлений к власти, в кот. побеждает сильнейш.
Психоаналитическая к. власть как способ господства бессознательного над чел-им сознанием. Индивид подчин. силам, находится вне его сознания. Амер. психоаналитик К. Хорни определяющ. мотивом полит. повед-я считал страх, порождаемый враждебн. чел-ку соц. средой.
Мифологическая к.Фр.политолог Л.Дюги отстаивал идею естествен. происхожд-я власти. Облад-е ею одних людей он связывал с их физическ., моральн., религ., интелект. и эконом. превосходством над другими. Будучи сильнее они навяз. им свою волю. Д/придания законности своим властн. притязаниям они использ. мифы о бож. хар-ре власти и об обществ. воле, воплощ. в институтах власти. (социолог. подход)
Конфликтологическая т. (Ленин) с позиции т. социальн. конфликтологии Маркса, Энгельса и Ленина, власть рассматр. как отнош-я господства и подчин-я одного класса другим, что обусловленно экон нерав-вом, местом класса в эк. системе общества. Эк. нерав-во служит основой всех остальн. форм соц. нерав-ва, но не исчерпывается классов. различиями.
Структ. функц. к. относит. неравноправие субъектов, повед-е кот. определ-ся их ролями. (Пареоне)