Структура полит власти.(юрий м.ф.)
Природа власти
Различают следующие основные подходы к толкованию природы политической власти:
1 . Телеологический подход ( с точки зрения достижения определенной цели) власть как способность достичь поставленных целей , связанных с мифами о власти , и намеченных результатов ( Б. Рассел ) .
Такое определение объясняет власть не только как отношения между людьми , но и в контексте взаимодействия человека с окружающей средой (власть над природой ) .
2 . Социологический подход базируется на анализе власти в контексте социальных условий ее возникновения и функционирования с учетом господствующих в обществе ценностей , традиций , политической культуры и т.д. .
М. Вебер ( Германия ) понимал власть как способность одного индивида реализовывать свою волю даже в случае сопротивления другого .
Итак , в основе отношений власти лежат отношения господства и подчинения.
Основатель структурно - функционального анализа Т. Парсонс ( США ) в контексте теории социального действия рассматривал общество как целостную систему , элементы которой интегрируются именно социальным действием . Под последней он понимал поведение субъектов политики (человека , группы , организации и т.д. ) в зависимости от природных ( биологическая природа человека , климат ) и социальных ( социум ) факторов.
Согласно функциональному принципу власть обязывает субъектов выполнять общественные обязанности и мобилизует ресурсы для достижения общих целей .
В рамках социальной конфликтологии (К. Маркс , Ф. Энгельс , В. Ленин ) власть рассматривалась в контексте отношений подчинения одного класса другим . Природа такого господства с точки зрения марксистской концепции обусловлена экономическим неравенством . Но социальное неравенство дополняется еще и половыми , этническими , возрастными , культурными , региональными и профессиональными различиями . Итак , логичен вывод : власть есть везде , где есть неравенство. К. Маркс и Ф. Энгельс первыми привели понятие " социальная власть " , а впоследствии отметили , что основное место в системе социальной власти занимает государственная , политическая власть .
М. Дюверже ( Франция ) рассматривал власть в комплексе : на основе насилия ( физического , экономического , морально - психологического) и авторитета (добровольного подчинения ) . Это ему принадлежит определение власти как " двуликого Януса " . Она является инструментом господства одних групп над другими , а одновременно - средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества .
3 . Поведенческий ( бихевиористичний ) подход объясняет власть как особый тип поведения , когда одни командуют , а другие - подчиняются.
Эта концепция власти связана с именами Ч. Мерриема , Г.Лассуэлла ( США ) и Дж. Кетплина ( Великобритания ) . Они выводили отношения власти из природы человека , отказываясь от моральных оценок политики . Основным мотивом политической активности личности они считали ее желание подчинить своей воле других . Баланс политических сил должно обеспечиваться системой политических институтов .
Однако правовых ( легальных ) форм регулирования поведения оказалось мало. Внимание к бессознательным компонентов в политическом сознании ( а следовательно , и к политическому поведению ) обусловила развитие психоаналитических и неофреидистських концепций власти в рамках поведенческого подхода . Основной тезис этих концепций заключается в понимании власти как способа господства бессознательного над человеческой психикой .
Так , К. Хорни ( США ) выводил мотивацию политического поведения от страха , порождаемого враждебным для человека социальной средой. Л. Дюги ( Франция ) связывал власть одних людей над другими с физическим , моральным , религиозным , интеллектуальным и экономическим доминированием . Величие власти , по его мнению , связана с ее обожествлением (политический миф традиционных обществ ) или " общественной волей" , которая должна подчиняться " индивидуальной свободы " " сильнейших" ( в пред современных и современных обществах ) .
4 . Психологический подход основывается на понимании истоков власти в сознании и подсознании людей . 3 . Фрейд ( Австрия ) считал стремление к власти трансформацией сексуальной энергии , Юнг ( Германия ) - психической энергии вообще. С. Московиси и Б. Эдельман причинами психологического подчинения считают гипнотизм во взаимоотношениях вождя и толпы , а Ж. Лакан - в особом подсознательном восприятии символов , высказываемые через язык.
5 . Системный подход характеризуется пониманием власти как производной от политической системы , а не от индивидуальных отношений ( бихевиористичний и психологический подходы ) .
В рамках системного подхода выделяются такие концепции:
• макроуровень - власть как свойство или атрибут макроса - социальных систем ( Т. Парсонс , Д. Истон ) . Она является способом организации , условием функционирования и средством принятия решений и распределения ценностей ;
• мезоуровень - власть на уровне конкретных систем - семьи , производственных групп , организаций (М. Крозье , К. Дойч , Н. Луман ) . Рассматривается в контексте отношений с организационными структурами общества ;
• микро уровень - власть как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы ( Т. Кларк , М. Роджерс ) . Итак , ролью индивида в обществе , в микросистеме определяется его власть , субъектом которой он является.
Однако существует и коммуникативная версия системного подхода ( К. Дойч , Н. Луман ) . Она толкует власть как средство социального общения (коммуникации ) , что позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества .
6 . Реляционистские подход (от лат . Relatio - донесение ) рассматривает власть как отношения между лицами , позволяющие одному субъекту ( индивиду или группе) изменять поведение другого. Здесь отмечается ролевых отношениях , асимметрии властных отношений между субъектом и объектом власти.
В рамках этого подхода выделяют следующие теории:
• сопротивления (Д. Картпрайт , Дж. Френч , Б. Рейвен ) , которая анализирует формы и степени сопротивления в системе властных отношений;
• обмена ресурсами ( П. Блау , Д. Хиксон , Б. Рейвен ) , которая за основу властных отношений берет неравное распределение ресурсов между обладателем и подвластным , то есть власть рассматривается как функция зависимости индивида от распределения ресурсов ;
• распределения зон влияния (Д. Ронг ) , которая утверждает , что лица в системе властных отношений постоянно меняются ролями обладателя власти и ее объекта .
Исследовав различные концепции политической власти , перейдем к понятию структуры власти ( рис. 1).
В целом следует отметить , что марксистская концепция власти толкует последнюю с точки зрения массовых явлений и борьбы сословий , оставляя в стороне человека с его направленностью , волей , деятельностью .
Либеральные и другие близкие к ним концепции , наоборот , отталкиваясь от личности , экстраполируют внутренние психические особенности последней на деятельность политических институтов и структур , забывая о системном эффект, возникающий при взаимодействии индивидов в процессе совместной деятельности в сфере политики .
По нашему мнению , анализируя общественные явления , желательно использовать все методологические подходы с учетом конкретной специфики общества , изучаемого его политической культуры и ментальности .
Степень и сила политического и общественного влияния , формы деятельности и структуры во многом определяются общественно - экономическими факторами. Они влияют на содержание и формы реализации политики центрами власти (президентом , парламентом , правительством) преимущественно опосредованно , хотя при определенных условиях могут выходить на первый план .
Рис. 1. Структура влади.
Средства политической деятельности (в частности , принуждение , овладение коммуникациями ) связаны с существенными материальными затратами. Понятно , что при таких условиях общественные группы , которые могут финансировать политику , удерживать организационную структуру , транспорт , оружие , средства массовой информации , монополизируют или хотя максимизируют свое политическое влияние в обществе .
Одновременно власти определенную автономию , которая ограничивается еще и следующими факторами:
• объективными долгосрочными интересами господствующего сословия ;
• требованиями общественного равновесия , единства общества , экономической и политической систем и т.д. . ;
• масштабом и силой общественной поддержки , уровнем сопротивления власти , количеством общественных расходов , необходимых для форсирования принятия определенных решений и т.п.
Следовательно, задача непосредственных субъектов власти следующие:
• обеспечить господство правящей элиты через оптимизацию форм управления и повышения его эффективности;
• гарантировать общественное равновесие и интеграцию как следствие согласования интересов привилегированных общественных групп со всем целом граждан ;
• прогнозировать и разработать направления , формы и методы действий .
Когда эти требования выполняются , гарантируется эволюционное развитие общества со стабильным функционированием политической , экономической , социокультурной и других сфер общества .
Формы власти.
Основными формами политической власти является господство , политическое руководство и управление . Господство - это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп ) другим . Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений к объектам власти , через организацию , регулирование и контроль их развития . Но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных , а иногда и аморальных форм и средств : подкуп , обман , обещания , шантаж , искусственные препятствия , популизм и т.д. . Все это наносит ущерб истинной демократии , подрывает престиж власти , вызывает к ней недоверие народа , угрожает социальными конфликтами .
Формы политической власти различают и по критерию главного субъекта правления . К ним относятся :
- Монархия - единовластное (абсолютное или с конституционным ограничением ) наследственное правление одного лица ( монарха) ;
- Тирания - единоличное деспотическое правление в результате насильственного захвата власти;
- Аристократия - власть лучших , то есть верхушечной , знатной , привилегированной группы ;
- Олигархия - власть немногих богатых ;
- Тимократия - особая форма олигархии , по которой государственная власть принадлежит привилегированной большинства, обладает высоким имущественным цензом , часто - военной силой ;
- Теократия - власть церкви ;
- Охлократия - власть толпы, опирается не на законы , а на мгновенные настроения и прихоти толпы , которая часто подвергается воздействию демагогов , становится деспотической и действует тиранически ;
- Демократия - власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан.
Современные исследователи выделяют еще власть партократы ( партийной верхушки , номенклатуры) , бюрократии (господство высшего государственного чиновничества , засилье надцентрализованости и заформализованости в государстве ) , технократии ( решающее влияние в обществе осуществляет научно - техническая элита ; господство технологического мышления ) .
Политическая власть воплощается через механизм властных отношений . Польский политолог Ежи Вятр предложил такую его структуру:
- Наличие во властных отношениях не менее двух партнеров ;
- Волеизъявление обладателя осуществляется в виде определенного акта , который предусматривает санкции за неподчинение его воле ;
- Обязательное подчинение тому, кто осуществляет власть ;
- Социальные нормы , закрепляющие право одних выдавать акты , других - им подчиняться ( правовое обеспечение ) .
Структура полит власти.(Юрий М.Ф.)
Структура власти - это те компоненты , без которых она не происходит. Таковы ее субъект , объект , подчинения объекта , источники и ресурсы власти.
Власть может осуществиться только через взаимодействие субъекта власти и ее объекта . Субъект выражает свою волю в отношении объекта через приказ (распоряжение , команду) , что сопровождается угрозой санкции в случае его невыполнения.
Источником власти субъекта ( властная первооснова ) может выступать его сила , красота , богатство , авторитет. Наконец , власть может порождаться традицией ( власть родителей над детьми , власть старейшин) и законом , который предоставляет субъекту власти право требовать и использовать разнообразные ресурсы . Специфическим источником власти выступают знания , владение какой-либо информацией . Например , жрецы в Древнем Египте использовали знания о солнечных затмениях для укрепления своей власти. В прошлом такой властью обладали шаманы и колдуны , сегодня - ученые , преподаватели , политики , профессионалы.
Возрастание роли экспертов- носителей уникальных знаний в каких-то сферах жизни привело к появлению таких разновидностей власти , как экспертократии и меритократия . Однако монополия на информацию , секретные знания может стать основой абсолютной власти . Это мнение высказал Е.Канетти . Именно секретность и культ тайны , по его мнению , поддерживают тоталитарную власть. Достаточно вспомнить сталинский режим , который создал тайну вокруг жизни вождей , умел скрывать свою сущность , насаждал культ доносов , отказал общественности в праве на доступ к информации . Причина ослабления диктатур и развития демократий , считал Е.Канетти , - распространение тайны ( информации ) среди многих людей. Проблема взаимоотношений власти и знаний рассматривалась Фуко . Он утверждал , что власть производит знание , а знание дает власть. Для современного общества характерно усиление роли знаний , а соответственно , и власти над индивидуумом .
Субъекты политической власти имеют многоуровневый характер : ее первичный уровень выражен индивидами , вторичный - политическими организациями , субъекты более высокого уровня - политические элиты и лидеры . Субъекты власти выделяются и по другим критериям. Они могут быть и через призму их публичности , открытости для общества.
С этой позиции можно выделить:
открытую ( видимую ) власть : непосредственные участники осуществления политической власти - публичные политики : президенты , депутаты , лидеры оппозиции , парламентских фракций и т.п.;
полускрытой власть , под которой понимаются группы давления , использующих различные каналы влияния - от законных ( через СМИ , взаимодействие с представителями власти , демонстрации , инициативы , пожертвования в избирательные фонды партий и политиков) к незаконным (подкуп , шантаж ) на официальные власти . В связи с этим употребляется понятие лоббизм , под которым понимают давление со стороны определенных групп интересов на государственной и исполнительной власти с целью принятия выгодных для групп решений . Лобби , в первую очередь , выражено наиболее состоятельными слоями общества , контролирующих ведущие секторы экономики ( отраслевое , промышленно - финансовое , военно - промышленное лобби ) , телемагнаты , военными. Классический лоббизм предполагает , что группы интересов и власть взаимодействуют через посредника - профессионального лоббиста ( такая практика распространена на Западе) , депутата , какого-либо политика . Но это взаимодействие может осуществляться по более упрощенной схеме. В этом случае представители каких-либо корпораций непосредственно заседают в законодательных органах власти или входят в состав кабинета министров ;
теневую власть , которая себя не афиширует . К подобному " теневого сектора" власти можно отнести , например , органы национальной безопасности , которые используют свои знания о положении в стране для манипулирования политическими лидерами ; армейские группировки , криминальные структуры , если они имеют рычаги давления на власть.
Власти не может быть без подчинения объекта. Способность к подчинению зависит от нескольких факторов: средств ( ресурсов) влияния , которыми располагает субъект , и от мотивации подчинения , которая может быть вызвана :
страхом за свою безопасность , страхом остаться без определенных благ ;
привычкой выполнять приказы ;
апатией ;
убеждением в необходимости подчинения ;
заинтересованностью , чтобы быть в подчинении ;
чувством долга ;
авторитетом субъекта власти .
Власть, построенная на интересе и убеждении , является наиболее стабильной , так как предусматривает добровольное исполнение предписаний, делает лишним применение негативных санкций . Одной из наиболее приемлемых для власти мотиваций подчинения является авторитет субъекта власти . Напротив , власть, основанная на страхе и принуждении , порождает желание объекта "уйти" с поля власти.
Ресурсы власти представляют собой все то , что может быть использовано для влияния на других , что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти . Существуют открытые и скрытые типы воздействия.
В первом случае используются такие ресурсы , как :
силовое принуждение - потеря каких-либо благ , телесные наказания ( история человечества знает множество примеров этого - пытки , концлагеря ) , смертная казнь , ограничения свободы , штрафы , отлучение от церкви , увольнения и т.п.;
закон - традиция , обычай ;
стимулирование - создание стимулов , которыми выступают материальные и другие блага, которыми объект власти награждается в обмен на поведение, требуется. Ресурс вознаграждения широко используют родители , преподаватели , руководители организаций , политики .
Скрытое влияние предполагает использование методов убеждения, т.е. рациональных аргументов , или внушение . В зависимости от того , какие ресурсы используются , говорят о трех способах властвования : господство , влияние и стимулирования.
Существуют и другие классификации ресурсов . Например , ресурсы делятся в зависимости от сфер жизнедеятельности.
Экономические ресурсы - материальные ценности , необходимые для общественного производства и потребления , деньги , плодородные земли , продукты питания и т.д. .
Социальные ресурсы - социальные и демографические структуры , социальная инфраструктура: образование , медицинское обслуживание , социальное обеспечение и т.д. .
Культурно - информационные ресурсы - знания и информация , а также средства их получения и распространения: институты науки и образования , СМИ и т.д. . Через эти институты контролируется формирование общественного мнения . Особенно большое влияние на политическую жизнь оказывают СМИ . Кто контролирует СМИ , тот и обладает ресурсами убеждения и внушения.
Административно - правовые ресурсы - система управления , совокупность властных учреждений .
Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения (армия , полиция , внутренние войска , спецслужбы , суд и прокуратура с их материальными атрибутами: зданиями , снаряжением , тюрьмами ) .