Советская индустриализация
В 1920–30 гг. остро встала необходимость реформирования промышленности страны. Началась эпоха индустриализации, перевода всех отраслей народного хозяйства на машинную основу. С ней большевики связывали надежды не только на развитие народного хозяйства, но и на усиленное строительство социализма в одной отдельно взятой стране. Индустриализацию нужно было провести быстрыми темпами. Причем именно военная угроза в решающей степени определила приоритеты индустриальных преобразований, поэтому упор шел на создание тяжелой индустрии и строительство оборонных отраслей. Индустриальное строительство давало в первую очередь возможность создать мощный военно-промышленный комплекс и перевооружить армию. Из-за отсутствия внешних источников финансирования страна осуществляла индустриализацию с опорой на собственные силы.
Советская индустриализация начала осуществляться на плановой основе с 1926 г. в рамках дальнейшего развития плана электрификации России (ГОЭЛРО). Особенно интенсивно она развернулась в годы первых пятилеток. Достижения довоенных пятилеток были впечатляющими. Уже в первой удвоился промышленный потенциал (начало 1928 г.). Произошел скачок в развитии тяжелой промышленности, в первую очередь оборонной, которая росла втрое быстрее промышленности в целом. Вступили в строй такие гиганты, как Днепрогэс, Магнитогорский, Урало-Кузнецкий комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Уральский и Крематорский заводы тяжелого машиностроения, Уральский вагоностроительный и Челябинский тракторный заводы, Криворожский, Новотульский металлургические заводы и др. Возникли новые отрасли – производство тракторов, автомобилей, танков, самолетов. В 1930 г. было покончено с безработицей. По абсолютным объемам промышленной продукции СССР вышел на второе место в мире после США. Сократилось его отставание от передовых стран мира по производству промышленной продукции на душу населения.
Всеобщая коллективизация
Создание колхозного строя в СССР (коллективизация сельского хозяйства) было обусловлено не только политическими, но и серьезными хозяйственно-экономическими причинами. После уравнительного передела земли, весной 1918 г. аграрный сектор превратился в однообразное море мелких и средних хозяйств. Социализация земли привела к деградации земли и резкому падению производства сельхозпродукции. Противоречия между государством и крестьянством все больше обострялись. Курс на индустриализацию был определен на XIV съезде партии в декабре 1925 г. Началу сплошной коллективизации предшествовал кризис хлебозаготовок 1928 г. Трудности возникли в связи с увеличением капиталовложений в промышленность, что вело к денежной эмиссии, дефициту промтоваров, а также снижению заготовительных цен на хлеб. В период заготовок хлеба имело место массовое недовольство крестьян.
Переход к массовой коллективизации начался летом 1929 г., но первое время процесс шел не очень быстро. Постановление ЦК ВКП(б) и Совет правительства «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» от 5 января 1930 г. наметило проведение сплошной коллективизации и на этой основе ликвидацию кулачества как класса. Под угрозами репрессий и раскулачивания крестьяне вступали в колхозы. В результате в начале марта 1930 г. половина крестьянских хозяйств считалась охваченной колхозами. К концу 1937 г. колхозы и совхозы объединяли 93,9% крестьянских хозяйств. В результате принудительной коллективизации государство утвердило свою собственность не только на землю, но и на производимую на ней продукцию. Коллективизация стала важным фактором форсированной индустриализации страны: она вытеснила 18–20 млн. чел. из деревни, превратив их в дешёвую рабочую силу в городах, позволила отнимать у крестьян хлеб, свободно распоряжаться им, вывозить за рубеж, за вырученную валюту закупать станки, оборудование, технологию. Именно на крестьянство легла основная тяжесть индустриализации как в её материальном обеспечении, так и в массовом участии на стройках индустрии.
Культурная революция
По замыслу большевиков культурная революция должна была произвести переворот в культуре. Она предполагала решение задач, подчинённых главной стратегической цели – построение нового коммунистического общества. На начальном этапе культурной революции важнейшим направлением было создание, восстановление и расширение системы народного образования. При этом происходило тотальное идеологическое вмешательство партии в этот процесс. Несмотря на это, в области образования были достигнуты значительные успехи. С начала 1930-х гг. в СССР создавалась бесплатная, обязательная, трудовая светская школа, свободная от влияния религии. В стране вводилось обязательное обучение детей 8–10 лет в объёме четырех лет начальной школы. С 1931 г. началась подготовка условий для перехода к всеобщему семилетнему обучению, которое введено к концу 1930-х гг. В образовательный процесс было включено всё тогдашнее подрастающее поколение. В республиках создавались национальные школы и подготавливались национальные учредительские кадры. Со второй половины 1920-х гг. в стране шёл процесс создания системы высших учебных заведений и прежде всего технических, поскольку научно-техническая интеллигенция была жизненно необходима для решения проблем индустриализации и укрепления обороны страны. Создана сеть вузов, научных школ, результаты были просто впечатляющие. Шёл процесс зарождения национально-технической интеллигенции. Вместе с тем гуманитарное знание оказалось под сильнейшим прессом идеологии и политических установок. В атмосфере жёстких требований «социалистического реализма» развивались советская литература и искусство. Однако главная задача культурной революции – создание новой коммунистической культуры, а соответственно и создание человека новой формации, с новым типом мышления, так и не была достигнута.