Что касается роли мужчины, то здесь видится одна-единственная, но исключительно почетная, роль защитника нации.

Гендерная проблематика в изучении национализма

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.

В.Шекспир
Монолог Жака из комедии "Как вам это понравится"

1.Об используемых терминах.

Гендер означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Нация – это обладающее названием, самоопределяющееся человеческое сообщество, члены которого разделяют и поддерживают общие мифы, воспоминания, символы, ценности и традиции, проживают на установленной территории и идентифицируют себя с нею, создают и распространяют определенную публичную культуру, соблюдают общие права и законы (в трактовке концепции этно-симолизма).

Национализм – это идеология и движение с целью достижения обществом, позиционирующим себя в качестве нации, автономии, единства и идентичности (в трактовке концепции этно-симолизма).

В литературе о нациях и национализме вопрос пола стал популярен сравнительно недавно, несмотря на общий интерес к особенностям участия различных социальных групп в националистических проектах. Существует немало аналитических работ о классовом составе националистических движений, многообразии их социально-экономических и культурных переменных, но непосредственно различиям в интеграции в них мужчин и женщин авторы этой литературы уделяют сравнительно незначительное внимание. Некоторые исследователи объясняют это тем, что гендер не оказывает влияния на сущность национальных отношений, и в плавильном котле националистического движения равны все, независимо от пола и возраста. Другой аргумент, симметричный данному, говорит о том, что нация со своей стороны не влияет на сущность гендерных отношений, так как неравенство полов свойственно всем культурам, безотносительно к национальным различиям.

Но что можно сказать о тех исследователях, которые не покладая рук трудятся на ниве гендерных исследований?

3. Как и в большинстве гендерных исследований, гендерная проблематика в изучении национализма сводится к выяснению вопроса о том, какую роль играют женщины в формировании и поддержании национальной идентичности. В этом отношении видится несколько путей вовлечения женщин в национальные процессы:

· женщины отвечают за биологическое воспроизводство членов национальных коллективов, а также воспроизводство границ национальных групп;

· женщины играют центральную роль в идеологическом воспроизводстве коллектива и передаче его культуры;

· женщины участвуют в национальной, экономической, политической и военной борьбе.

Что касается роли мужчины, то здесь видится одна-единственная, но исключительно почетная, роль защитника нации.

Казалось бы, все просто, и на сказанном выше можно подвести черту. Женщины рожают членов нации, мужчины защищают женщин и детей. Согласно одному известному афоризму, нация - это "двое мужчин плюс защита женщин и детей на определенной территории". Таким образом, остается лишь подсчитать, какое число женщин и мужчин участвовало в таком-то движении, такой-то партии и т.п., и сделать выводы. Однако, гендерное измерение национализма гораздо сложнее, взаимовлияние гендерного дискурса и дискурса национализма куда более глубокое.

4. Гендерный дискурс выполняет функции механизма включения и исключения, конструирующего символические границы между сообществами. Гендерные идентификаторы помогают определить Своих и Чужих и вырабатывают систему оценок и предпочтений. Гендерный порядок Своих репрезентируется в качестве нормы, в то время как гендерный порядок Чужих – в качестве отклонения (Свои мужчины – самые мужественные, Свои женщины – самые женственные. Придут ЧУЖИЕ мужчины и возьмут НАШИХ женщин).

Привлечение гендерных стереотипов на службу национализму не только служит самоидентификации членов сообщества, но и приближает идею нации к повседневному опыту индивида. Это осуществляется посредством механизма гендерной метафоризации, которая подразумевает наделение вещей и отношений гендерными характеристиками, соотнесение их с мужским или женским началом. Например, популярно сравнение национального сообщества с семьей, при котором абстрактные категории территории, государства, подданных облекаются в образы «матери», «сыновей», «братьев» и т. д. Иными словами, троп семьи служит легитимации нации, постулировании естественности национального сообщества.

Наши рекомендации