Национализм как государственно-политическая и идеологическая проблема России.
национализм – идеолгия и политика предпочтения одних наций другим. Национализм играл позитивную роль на стадии складываения национальных государств. В современных условиях тесно связан как с патриотизмом, так и с шовинизмом, фашизмом.— идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу[1]. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.
В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей[2]. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.
В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме. СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм, в особенности его крайние формы (шовинизм, ксенофобия и др.), которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными[3]. Многие проявления крайнего этнонационализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.
50. Политическая культура: содержание, типология, факторы формирования.
ПК — это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций в области политики, это субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и определяющая их эффективность. есть совокупность установок, убеждений и чувств, которая задает порядок и придает значение политическому процессу и которая представляет собой основополагающие допущения и правила, управляющие поведением субъектов в политической системе. Она заключает в себе как политические идеалы, так и действующие нормы правления.
Уровни: 1. Рациональный. Склад-ся на основе соц-эк интересов, соц-клас статуса и образ на базе этих интересов различ ориентаций и установок. 2. Эмоц – волевой. Рассудочное и ираациональные Эл-ты, кот опр-ся в осн нац-истор и соц-культур ф-рами.Стр-ра: Полит отн-я – и способ проявл-я, и способ осущ-я ПК. 1. Отн-я инд-да, слоя, класса, нации к полит сисит и ее Эл-м. 2. Отн-е к самим себе. 3. Отн-я полит сисит и ее Эл-в к инд-м, слоям 4. Отн-я гос-ва, партий, ассоциаций к самим себе.Компоненты: Базовые ценности, полит идеи, доктрина и убеждение, полит традиции, деят-ть норм на практиве, полит стериотипы, символы, мифы, ориентации. Ф-ры выделения компонентов: 1. истор раз-е 2. нац сост-е население 3. соц-эк стр-ра общ-ва 4. полит мировоззрение Каждая ПК имеет свой полит язык. Стереотип – упрощенный, схематизировнный, образ соц-полит об-ов. В стереотипе выдел поле адекватности, поле упрощений, поле деформаций.
Франция, Германия, Италия - типы субкультур, много в ПК:
1. Региональная субкультура, которая определяется экологическими различиями между отдельными регионами страны (в том числе климатическими условиями, составом почв и другими факторами, ведущими к экономическим различиям и тем самым затрагивающим образ жизни региона).Этнолингвистическая субкультура, обусловленная языковой и этнической спецификой, например в Квебеке (Канада).Социоэкономическая субкультура, обусловленная групповым и классовым статусом, вызывающим различия в стиле жизни, специфику интересов.Религиозная субкультура, возникающая в том случае, когда религия выступает в качестве всепронизывающей культурной субстанции.Возрастная субкультура, оказывающая относительно меньшее воздействие на политику.
Типологии Ф. Бурлацкого и А. Галкина:Архаическая политическая культура. Для нее характерны отсутствие дистанции между социальной общностью и государством, высокий уровень коллективизма, активность индивидов при решении политических и иных проблем.Элитарная политическая культура. Ее характеристики: углубление дистанции между гражданским обществом и государством, ослабление чувства коллективизма, низкий уровень активности граждан, отстранение основной части общества от решения политических задач.Представительская политическая культура. Она характеризуется возникновением опосредованных форм связи между гражданским обществом и политической системой, сочетанием индивидуалистских и коллективистских форм поведения, более высокой степенью политизации общества.Политическая культура высокой гражданственности (коммунистическая). Для нее характерны ликвидация дистанции между гражданским обществом и политической системой и их слияние, высокий уровень коллективизма, постоянная политическая активность граждан во всех сферах жизни общества
Типы-Вятр:Традиционная политическая культура, соответствующая в основном рабовладельческому и феодальному обществу. Здесь выделяются два подвида: традиционная теократическая, когда правитель называет себя наместником бога, и деспотическая культура с признанием подданными неограниченной власти правителя.Буржуазному обществу соответствуют два типа политической культуры. Первый тип — демократическая политическая культура в виде консервативно-либеральной, признающей основные права и свободы наряду с отрицанием реформаторского аспекта культуры, и в виде либерально-демократической, признающей основные ценности наряду с желательностью социальных реформ. И второй тип — автократическая политическая культура в виде авторитарной и тоталитарной. Первую характеризуют ограниченное участие масс в политической жизни, их пассивное послушание, допущение оппозиции, вторую — привлечение народа к участию в безграничном прославлении вождя, восхвалении партии, режима.Социалистическая политическая культура социалистического общества, со своими ценностями, — это, прежде всего, активное участие граждан в осуществлении власти на всех уровнях [36, с. 267-269]. Относительность этой модели в том, что в странах, где строился социализм, политическая жизнь характеризовалась иными качествами, более подходящими тоталитарной политической культуре.
51. Гражданская политическая культура: исследование С.Вербы и Г.Алмонда.
Верба и Алмонд изучали техническую сторону - как люди используют политику (как механизмом в личных целях). Они составили субъективное определение.
Типология культуры:
- патриархальная– провинциальная, общинная, тип ориентации граждан в политике на местные ценности направлен; политика им не нужна; на фигуры глав общин, шаманов- политика концентрируется на них. Подобный тип политической культуры преобладает в традиционных государствах, но сохраняется и в индустриально развитых странах, когда сознание граждан опирается на традиции.Если нет разных полит позиций, нет политики. Политика появляется с разницей и патриархальный уровень не политический - ее тут нет как сферы. Как функция общественная, не выделяется из социального фона.- подданнический тип – о донелл модель использовали- функция демократизатора делегируется президентом, который хочет модернизировать общество, но оно сопротивляется этому, хотя многое знают, но опасается ее, политика- затрудняет жизнь- не рассматриваются как часть полит процесса. Пассивно пользуются механизмом государства.- активистская – гражданская – культура участия. Черты: консенсус относительно базовой ценности и легитимности полит институтов, общество где люди пришли к выводу- что признаем законы; терпимость по отношению к другим ценностям и интересам- толерантность. Компетентность- знание; ощущение людьми свое полит значимости и возможность оказать своим влиянием участие на политику. Признание обязательности участия в общественных делах. Готовность кооперации с другими в полит действиях. Доверие к общественным гос институтам.
Исследование Алмонда и Вербы сделана попытка вычислить % соотношение 3-х типов в рамках одного общества. Для демократ системы- США, Западная Германия: 60% -активистская, 30- поддан, 10 – патриархальная. Алмонд и Верба выделили три типа смешанных культур: про- винциалистко-подданическую, подданически-партисипаторную и провинциалистски-партисипаторную. К числу смешанных типов политических культур относится и гражданская культура. Здесь политические ориентации на участие в общественной жизни сочетаются с подданическими и патриархальными (провинциалистскими) политическими ориентациями. Культура участия преобладает, но она дополняется достаточно распространенными элементами двух других типов. Алмонд и Верба рассматривали гражданскую культуру как культуру, в которой в основном присутствует согласие в отношении легитимности политических институтов, целей и содержания общественной политики, проявляется терпимость в отношении разнообразия интересов, взглядов и убеждение
52. Политическая культура современной России: общее и особенное.
культура России в XX веке претерпела существенные изменения. Естественный процесс ее развития был прерван в 1917 году, когда в общественную жизнь стала внедряться политическая культура социалистического типа, а фактически тоталитарная модель политической культуры. Посттоталитарное развитие общества неизбежно ведет и к эволюции политической культуры. Все это не может не накладывать своего отпечатка на политическую культуру современной России, идущей к демократическому обществу. Причем однозначно можно утверждать, что по своему происхождению и действительному нынешнему состоянию политическая культура России может быть отнесена к авторитарно-коллективистскому типу, но никак не к либерально-демократическому. Это во многом определяет особенности политических процессов в стране, что не может не учитываться политиками.Культурная, в том числе и политико-культурная, преемственность России и Византии прослеживается в имперской государственной идее, в роли России как буфера и посредника между Востоком и Западом, с установками на терпимость и стремление к синтезу достижений Европы и Азии и своеобразный космополитизм, надэтниче- ский, наднациональный характер власти и государственности.Своеобразие России в том, что, несмотря на все перипетии истории, ее политическая культура показала исключительную устойчивость своих основных элементов, структуры в целом. В политических установках населения постоянно превалировал стихийный монархизм (позднее — вождизм), и соответственно этому строится политическая система (монархическая или псевдомонархическая).Своеобразие политической культуры России и в господствующем положении в обществе государства при фактическом отсутствии гражданского общества, что определяло неравноправные отношения между государством и личностью. Существенной чертой политической культуры России является также крайняя гетерогенность, наличие субкультур с прямо противоположными ценностями и ориентациями — западнической и почвеннической, радикальной и патриархально-консервативной, анархистской и этатистской, демократической и коммунистическо-патриотической — и связанное с этим отсутствие согласия по базовым ценностям Своеобразие российской политической культуры заключается также в неприятии плюрализма, воинствующем сознании, обостренной конфликтности и связанном с этим отсутствием конструктивной оппозиции. Среди других своеобразных черт политической культуры России следует назвать державную идею «гуманного» империализма, мессианизм, религиозность (даже в советский период существовала своеобразная атеистическая форма религии, культ поклонения вождям, со своими святыми, жрецами, священными книгамиСовременная политическая культура России являет собой нечто неопределенное и противоречивое при сохранении традиционных основ. Неустанно идет скрытая или явная борьба разнонаправленных политических тенденций, в сознании людей постоянно идет сопоставление коммунистических и западных демократических ценностей, глубоко укоренившихся тоталитарных стереотипов с внедряемыми новыми стереотипами. Практика отчуждения людей от власти (принятия решений) и собственности сформировала у значительной части населения России люмпен-пролетарское сознание, что в современных условиях проявляется в резких колебаниях общественных настроений, склонности доверять популистским программам, обещаниям и т. п. Политическая культура современной России еще не устоялась, идет процесс ее формирования на основе модернизации общества
53. Взаимосвязь политической культуры и демократии.
Для политической культуры каждой страны характерными являются определенные убеждения, представления, установки, в основе своей сориентированные на обеспечение стабильности, сохранение политической системы. В политической культуре основные ценности непосредственно связаны с легитимностью политической власти. Господство принципа легитимации, в свою очередь, ведет к доминированию в политической культуре принципов консенсуса и толерантности.Большинство граждан демократических стран придерживается установки на многообразие политической жизни, плодотворность плюрализма интересов, взглядов, мировоззрений, необходимость различных партий, оппозиции. Превалируют понимание политического конфликта как нормального явления развития общества, взгляд на необходимость его разрешения посредством демократических процедур. Правомерным признается право каждого придерживаться или либеральных взглядов, или консервативных, поддерживать партии той или иной ориентации.В демократической политической культуре сложились вполне определенные взгляды на место и роль государства и гражданского общества, на их взаимоотношения, методы функционирования различных политических институтов. Важнейшими элементами демократической политической культуры признаются разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную, наличие механизма сдержек и противовесов, представительной системы в виде современного парламентаризма; кроме того, господство закона в обществе, функционирование правового государства и всеобщее избирательное право.